Autonews
Новости

"Бумажные " убытки УАЗа были запланированы

Чистые убытки ОАО «Ульяновский автомобильный завод» составили в первом полугодии 2005 г. 80,9 млн руб. против чистой прибыли 203 млн руб. годом ранее
Автосервисы
Autonews
Искать больше не нужно.
Гарантируем качество услуг.
Всегда рядом.
Выбрать сервис
Всё идет по плану
Всё идет по плану 
Чистые убытки ОАО «Ульяновский автомобильный завод» составили в первом полугодии 2005 г. 80,9 млн руб. против чистой прибыли 203 млн руб. годом ранее. Выручка предприятия за указанный период повысилась на 10% – до 6 млрд 730 тыс. руб., себестоимость продаж увеличилась на 19,2% – до 5 млрд 734 млн руб.

УАЗ (входит в ОАО «Северсталь-авто», в свою очередь контролируемое «Северсталь-групп» Алексея Мордашова) – один из крупных отечественных автопроизводителей, представленный в различных сегментах рынка (внедорожники, грузовики, автобусы). Выручка завода в прошлом году составила 12 623 млн руб. (против 11 040 млн в 2003 г.), чистая прибыль – 338 млн руб. (против 576 млн годом ранее). Предприятие последнее время в целом снижало объемы производства, однако оставалось в полосе прибыльности.

Часть экспертов объясняют ухудшение показателей УАЗа за первые шесть месяцев комплексом причин, включающих в том числе и специфику российской бухгалтерской отчетности, и реструктуризацию автомобильного производства «Северсталь-авто». Представители автогруппы объясняют ситуацию долгим простоем предприятия в январе (УАЗ стоял практически весь месяц сначала из-за переналадки производства, затем из-за проблем его предприятия-партнера – ЗМЗ. – RBC daily), а также особенностями реструктуризации. «Кроме того, в процессе реструктуризации наших активов от УАЗа были отделены прибыльные дочерние общества, – говорит начальник управления «Северсталь-авто» по связям с общественностью Зоя Каика. – Это была плановая реструктуризация и, соответственно, плановая убыточность собственно УАЗа. Консолидированная отчетность в любом случае показала бы общую прибыль».

Аналитики соглашаются с этим объяснением, считая убытки во многом «бумажными», но добавляют к нему свои, указывая, в частности, на то, что ухудшение показателей – как финансовых, так и производственных – наблюдалось также и у других производителей. «Вероятно, УАЗ столкнулся с той же проблемой, что и остальные производители, – считает аналитик ГК «Регион» Евгений Шаго, – а именно с ростом себестоимости продукции: до конца прошлого года дорожал металл (с определенным временным лагом это могло сказаться на результатах первого полугодия), продолжают дорожать электроэнергия, рабочая сила и все прочее, что сказывается на стоимости комплектующих. УАЗ из-за четко «нишевого» характера своей продукции страдает от этого подорожания более всего. Ведь его «буханки» и внедорожники, в отличие от массовой продукции, допустим, «АвтоВАЗа», имеют довольно низкий потолок, выше которого цена подниматься не может. Очевидный выход – ускорение кооперации с зарубежными производителями и вывода на рынок новой модели – «Патриота», чьи ценовые потолки находятся на совсем других уровнях».

«Проблемы УАЗа – продолжение негативной общенациональной тенденции, – соглашается Геннадий Суханов из ИК «ЦентрИнвест». – Рост цен на металл и при этом наблюдавшееся долгое время укрепление рубля сделали производство в первой половине года менее рентабельным. В данном случае сказалась и длительная остановка производства на УАЗе в январе – не случайно самым убыточным для предприятия оказался именно первый квартал (убыток 75 млн руб.)»

«Помимо себестоимости, у компании выросли коммерческие и административные затраты, которые также во многом способствовали снижению прибыли, – говорит аналитик ИК «ФИНАМ» Наталья Кочешкова. – Кроме того, в структуре себестоимости заметно выросла доля приобретенных комплектующих изделий и полуфабрикатов».

Практически все эксперты говорят, что ситуация на УАЗе может поправиться с обновлением модельного ряда. Если в прошлом году гендиректор «Северсталь-авто» Вадим Шевцов объяснял сравнительно успешные показатели предприятия увеличением рентабельности модельного ряда (что в значительной мере было связано с переходом на новое семейство инжекторных моторов ЗМЗ) и также усовершенствованием системы продаж, то в этом году основной упор, видимо, будет сделан на производство новых моделей (UAZ Patriot и проект по сборке корейских внедорожников SsangYong Rexton).

В любом случае, отмечает Зоя Каика, «если первая половина года была планово-убыточной, то вторая половина должна стать планово-прибыльной». По мнению экспертов, есть шанс улучшить показатели и по причине благоприятной конъюнктуры на рынке проката (УАЗ частично получает лист от материнской компании из Череповца, частично – из других источников). Это, впрочем, относится и к другим отечественным автопредприятиям.