branding imagebranding image
Autonews
Новости
Подписаться на Telegram-канал

Дешевые иномарки станут еще дешевле

Исследование вторичного рынка "народных" иномарок показало, что самыми переоцененными являются новые Renault
Дешевые иномарки станут еще дешевле
Иномарки все активнее теснят с российского рынка отечественные автомобили. В первом полугодии страна сократила выпуск автомобилей на 6,7% по сравнению с аналогичным показателем 2004 года. При этом легковых машин было выпущено около 500 тысяч шт., вместо 536 тысяч годом ранее. Большой вклад в снижение доли российских машин внесли новые иномарки, но еще больший – подержанные.

Дело не только в продажах новых иномарок, но и в деятельности так называемых "серых" дилеров, предлагающих россиянам хорошо забытые старые автомобили в качестве новых. Под солнцем их не потеснили и введенные правительством Касьянова два года назад запретительные пошлины на ввоз "вторсырья" старше 7 лет. В прошлом году вторичный рынок оценивался экспертами уже в 5-6 млрд. долларов, а на одной из недавних пресс-конференций глава Минпромэнерго Виктор Христенко был вынужден констатировать, что при упавших за первый квартал текущего года продажах отечественных машин на 14%, подержанные иномарки "прибавили в весе" в полтора раза — 90 тысяч против 63 тысяч годом ранее. Прошлогоднее же снижение рыночной доли подержанных иномарок с 27% до 12% теперь видится скорее в ракурсе повышения продаж новых автомобилей иностранного производства.

Несмотря на усилия чиновников, российским заводам никак не избавиться от давления дешевой азиатской продукции, не теряющей с годами своих технических качеств, а потому столь привлекательной. В результате среднестатистический россиянин, собравший 7-9 тысяч долларов (именно в этой области находятся предложения отечественных автозаводов), нередко делает логичный выбор в их пользу. Если учесть, что этот ценовой сегмент рынка пока (на счастье "Лад" и "Волг") единогласно признается аналитиками самым массовым, проблемы руководителей отечественных автозаводов трудно переоценить.

Заметим, что этот сегмент рынка подержанных иномарок в основном формируется из предложений автомобилей с российскими корнями (или "околороссийскими", как это происходит в случае с автомобилей Daewoo узбекской сборки). По словам серых дилеров, занимающихся импортом иномарок на вторичный рынок, этот сегмент, несмотря на свою массовость, не столь привлекателен для них с точки зрения прибылей. Виной тому высокие пошлины на ввоз бывшей в употреблении техники из-за рубежа, делающие этот ввоз нерентабельным, а также конкуренция "частников", активно избавляющихся от дешевых иномарок, не успев их объездить. Исключение составляет, пожалуй, лишь модель Hyundai Getz, предложения на вторичном рынке которой сравнительно редки.

Основная тенденция, явствующая из предложений, размещенных на различных Интернет-ресурсах, а также газет типа "Из рук в руки", — с каждым годом старения иномарки стоимостью до 15 тыс. долларов теряют в среднем около одной тысячи долларов. Если учесть, что, приобретая новенькое авто в салоне, россияне примерно в 95% случаев предпочитают (и вполне разумно, с учетом существующей статистики угонов) застраховать "железного коня" по полной, второй год его жизни стоит владельцу особых нервных расстройств. Средний тариф, который требуют страховщики с незадачливых владельцев при страховке по КАСКО (угон и ущерб) свежекупленной иномарки до 12 тысяч, колеблется в пределах 9-10% от салонной стоимости. Об этих процентах при перепродаже нового авто через год первому хозяину лучше сразу забыть.

Характерно, что самые дешевые новые иномарки от корейских производителей не задают особого тона на вторичном рынке. Эксперты рынка связывают этот факт с относительно низким по сравнению с "европейцами" и "японцами" качеством. На второй, третий год жизни эти авто нередко проявляют свои врожденные качества (скрип пластика в салоне, изматывающаяся от российского бездорожья подвеска и пр.). В результате россияне предпочитают иметь дело, к примеру, с японскими авто, проверенными годами. К тому же, эти машины 3-5-летней выдержки попадают на вторичный рынок из-за рубежа, т.е. без эксплуатации в российских условиях.

Как следует из приведенной ниже таблицы (заметим, цены указанные в ней — среднеарифметические из учета имеющихся на рынке предложений), наибольшую динамику к понижению с годами показывают наиболее дорогие авто среди дешевых иномарок. Что неудивительно, если обратить внимание на динамику в более дорогих сегментах. Так, если новый Renault Clio с 16-клапанным двигателем объемом 1,4 л. предлагается сегодня россиянам по цене около 16 тысяч долларов, то стоимость пятилетнего авто падает почти вдвое - до 7,6 тысяч.

При этом Daewoo Matiz с двигателем 0,8 л. и "механикой" падает в цене не столь значительно - с 8,1 (новая) до 5 тысяч долларов (5-летнее авто). Столь незначительная динамика "малютки" объясняется, в том числе, сохраняющимся высоким спросом на нее.
Эксперты обращают внимание на тот факт, что уже в следующем году на рынке подержанных автомобилей в целом и в его нижнем ценовом сегменте, в частности, может наступить передел. В Минпромэнерго обсуждается очередной таможенный законопроект, согласно которому запретительные пошлины предлагается применять уже к автомобилям старше пяти лет (а не семи, как это было раньше). Вторая же поправка к действующему таможенному законодательству сулит немалые барыши серым дилерам - новые иномарки будут получать статус подержанных уже после первого года жизни. Эти предложения сейчас проходят согласование в различных ведомствах и, как планировалось ранее, будут обсуждаться в третьем квартале текущего года. Как ожидается, с приходом юридических лиц в массовый сегмент и, как следствие, с большим разнообразием предложений на вторичном рынке иномарок по цене 6-13 тыс. долларов, цены на предлагающиеся сегодня частниками авто неминуемо поползут вниз. Это приведет, с одной стороны, к еще большему сокращению спроса на продукцию отечественных автозаводов, и к интересу россиян к более дорогим новым иномаркам - с другой.

Артур Саруханов