branding imagebranding image
Autonews
Новости
Подписаться на Telegram-канал

Правительство готово снизить тарифы по "автогражданке"

Похоже, чиновники решились поменять тарифы на ОСАГО. Уже осенью будут представлены новые коэффициенты страховых тарифов по автогражданке
Правительство готово снизить тарифы по "автогражданке"
Два года прошло с того момента, когда правительство, желая, чтобы в России было "все как у всех", спешно приняло закон "Об обязательном страховании автогражданской ответственности" (ОСАГО). И только сейчас чиновники прислушались к мнению большинства автовладельцев, недовольных реализацией идеи в жизнь и, главным образом, размерами тарифов. Уже осенью (до 1 октября) этого года россиянам будут представлены новые коэффициенты страховых тарифов по автогражданке.

Правительство обещало вернуться к вопросу корректировки тарифов по ОСАГО после двух лет действия закона, т.е. после 1 июля текущего года. Формальным объяснением неприкосновенности тарифов в первые годы было поначалу то, что рынок, мол, для России новый, и его игрокам надо притереться друг к другу, понять специфику рынка.
Страховщики поняли специфику довольно быстро. Каково было удивление даже пессимистов, когда по итогам первого года действия ОСАГО страховщики выручили на продажах полисов в 5,5 раз больше, чем выплатили по страховым случаям. Всего, по данным Минфина, с начала действия закона об ОСАГО объем страховых премий составил 86,9 млрд руб., а страховых выплат - 26,3 млрд руб. Явный дисбаланс между суммами премий и выплат дал повод к разговорам о завышении тарифов.
Между тем, страховщики стремились к их еще большему увеличению. По их мнению, тарифы на ОСАГО необходимо повысить в среднем на 20%, введя при этом безлимитную ответственность по имущественному ущербу и увеличив лимит ответственности по ущербу жизни и здоровью до 400 тыс. руб., иначе до 90% страховых компаний разорится на ОСАГО.

По мнению многих чиновников, снижение тарифов на "автогражданку" может не только резко сократить количество занимающихся ей страховщиков, но и ударить по создающемуся Российским союзом автостраховщиков (РСА) резервному фонду компенсационных выплат. Напомним, его размер на сегодняшний день составляет около 1,8 млрд. рублей, а создавался он, в том числе, для обеспечения гарантий обанкротившихся страховщиков.

Поэтому в мае, накануне признания Конституционным Судом РФ закона об ОСАГО не соответствующим главному закону страны, замдиректора Департамента финансовой политики Минфина Вера Балакирева уже высказала мнение о том, что базовую ставку тарифа по ОСАГО в ближайший год повышать не следует. По ее словам, в прошлом году средний размер страховой премии составлял порядка 1.930 рублей, что практически равно базовой ставке тарифа (1.980 рублей).

Похоже, правительство все же решилось пойти навстречу автовладельцам. Правда, в финансовом министерстве подчеркивают, что редакции подвергнутся поправочные коэффициенты. В частности, это касается коэффициента по возрасту и стажу вождения, по мощности двигателя транспортного средства, территориальных коэффициентов и ряда других. Проект соответствующего постановления сейчас находится на согласовании в министерствах и ведомствах, после чего он будет внесен в правительство. Поэтому в абсолютном значении у многих россиян появляется надежда на снижение стоимости страховки.

Кроме того, к середине осени Минфину, МЭРТ, МВД и Минюсту необходимо дополнительно проработать вопросы о повышении ответственности страховых компаний за нарушение условий и сроков осуществления страховых выплат.

Еще одним важным нововведением, как ожидается, станет упрощение процедуры выплат по страховым случаям. А именно — россиянам впредь не придется томиться на месте ДТП в ожидании сотрудников ГИБДД, а также пребывать на грани нервного срыва в группах административного разбора. Напомним, что подобная процедура урегулирования ДТП без участия ГИБДД предусмотрена действующим законодательством об ОСАГО. Однако фактически страховщики готовы рассматривать документы для выплаты лишь в случае, если авария оформлена сотрудниками ДПС, а страхователь признан виновным группой разбора или судом.

Среди прочих обсуждаемых новшеств стоит отметить и досрочное прекращение договора ОСАГО и порядок продления договора на новый срок, атакже повышение ответственности страховых компаний за нарушение условий и сроков осуществления страховых выплат. В законопроектах должна быть предусмотрена организация проведения независимой технической экспертизы автомобилей, проработаны вопросы определения процедуры передачи страхового портфеля при отзыве соответствующей лицензии у страховой компании. Наконец, в случае прохождения поправок у автовладельцев появится возможность обращаться с требованием о выплатах непосредственно к страховщику, с которым у обидчика в ДТП заключен договор ОСАГО. При этом страховые компании должны будут урегулировать вопрос выплат между собой.

Обсуждаемые правительством поправки тем более актуальны, если учесть, что из 440 полученных РСА за первые 6 месяцев прошлого года жалоб владельцев полисов ОСАГО на своих страховщиков в 45,6% случаев обратившиеся были недовольным умышленным затягиванием выплат. Еще в 19,3% случаев недовольные сообщали и вовсе об отказе страховой компании от выплат возмещения, а 12% позвонивших, по их мнению, явно недополучили по страховке. Поэтому обиженным ранее автовладельцам осталось совсем немного — дождаться декабря, когда готовящиеся поправки обретут юридическую силу.

Артур Саруханов