branding imagebranding image
Autonews
Новости
Подписаться на Telegram-канал

Судьбу автокомпонентов так и не решили

Ряд СМИ распространил информацию о том, что постановление об отмене импортных пошлин на автокомпоненты принято
Судьбу автокомпонентов так и не решили
Ряд СМИ распространил информацию о том, что постановление об отмене импортных пошлин на автокомпоненты принято. Однако, официально никто эту информацию не подтверждает. О том, что постановление будет принято, ни у кого сомнений нет. Однако, ранее его планировалось рассмотреть вместе со всеми законотворческими документами 19 мая на заседании правительства РФ. А отечественные автопроизводители, таким образом, получали время на переговоры с правительством.

В Минпромэнерго нам так и сообщили: "Мы предлагали рассмотреть это постановление вместе с другими документами. Возможно, кто-то нас обошел". А источник в правительстве РФ подтвердил информацию о том, что постановление побывало на столе у премьер-министра России. Однако, он отметил, что оно не подписано, а "на него наложена резолюция". Причем резолюция эта адресована МЭРТ, которому поручено подготовить условия для предоставления иностранным компаниям льгот на импорт в Россию автокомпонентов. "Документ не подписан и не прошел регистрацию", отметил источник – "а без этого он может находиться в канцелярии сколь угодно долго".

МЭРТ давно уже пытается "протащить" это постановление в правительство. По нему, пошлины на ряд автокомпонентов снижались с 12-15% до 3-5%, а на большую часть – вообще отменялись. Глава министерства Герман Греф заявил, что будет настаивать на снижении и отмене импортных пошлин на ряд автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки.

Представители российских автозаводов вчера были не на шутку взволнованы – они надеялись на продолжение диалога с властью, который начался в этом году. Если бы постановление было подписано сейчас, то это бы означало, что власть по-прежнему не хочет слышать представителей производства.

Правда, производители раньше просили не снижать пошлины, а наоборот увеличить их, чтобы закрыть рынок для ввоза иномарок и обеспечить "китайский вариант развития автопрома". Но, по нашим данным, российский автопром стал жертвой переговоров о вступлении России в ВТО – в обмен на постепенное снижение пошлин Россия получит гарантированные квоты на импорт алюминия и агрохимикатов. От этого российская экономика получит гораздо больше.

Естественно, что на активные действия МЭРТ подтолкнули сами автопроизводители, которые попытались объяснить Михаилу Фрадкову нецелесообразность такого решения. "Необходимо взвешенное решение, надо найти компромисс", заявил накануне руководитель департамента внешних связей "РусПромАвто" Владимир Торин. – "Простым снижением пошлин ничего не добьешься".

За "обдуманное решение" выступали все компании кроме одной – "Северсталь-Авто". Оно, впрочем, и понятно. У "УАЗ" практически полностью отсутствует инжиниринговый потенциал и современные производственные мощности, которые могли бы подтолкнуть иностранцев к созданию СП. Кроме того, "Северсталь-Авто" готовится начать в России сборку внедорожников SsangYong Rexton. Естественно, из иностранных комплектующих.

И иностранные концерны оказали свое влияние на возможное принятие решения. Так, с заявлением о том, что DaimlerChrysler рассматривает возможность организации в России сборки легковых автомобилей выступил глава российского отделения концерна Герхард Хильгерт. А президент "Форд Мотор Компани" Хенрик Нензен заявил, что принятие такого решения может повлиять на вторую очередь инвестиций концерна в российский завод.

Единственным из иностранцев, кто недавно попытался навязать дискуссию чиновникам, был бывший вице-президент General Motors Россия Дэвид Херман, который так и не понял – как можно привлечь производителей автокомпонентов при снижении до 0% импортных пошлин на них.

Но, повторимся – по нашим данным, постановление пока не подписано и все будет зависеть от МЭРТ, которое должно будет представить условия для промсборки. Скорее всего, они будут достаточно жесткими – 200-250 млн долл. инвестиций и локализация в течение семи лет. Но придут ли иностранцы собирать автомобили в Россию при таких условиях? Например, Ford инвестировал в свой завод 150 млн долл. и может собирать там несколько десятков тысяч автомобилей в год. Renault инвестировала в полномасштабный проект на 100 млн долл. больше. Причем, французская компания будет собирать доступные автомобили в больших объемах, что позволит ей достаточно быстро окупить затраты. Есть ли такие же дешевые автомобили у других производителей? Вряд ли. Требования к автомобилям на других рынках постоянно ужесточаются и автомобили становятся все дороже. К примеру, новые Hyundai Accent и Kia Rio – уже не те доступные автомобили, что их предшественники. Розничную цену на первый, при условии его сборки в России, вряд ли удастся снизить ниже 13-15 тыс. долл. за базовую "голую" комплектацию. Да и не хотят компании собирать новые модели за рубежом, они предпочитают поставлять CBU, т.е. импортировать готовые автомобили. А автомобили дороже (к примеру VW Touran, который хотел собирать Volkswgen) не найдут достаточного спроса в силу своей цены. "Там, где заканчивается Москва, начинается Россия", - отвечают российские автопроизводители на вопросы, как же им удается продавать дешевые, но не современные автомобили.

Что ж, остается ждать "инвестиционного бума", который предсказывал глава МЭРТ Герман Греф или "гибели российского автопрома и превращения страны в площадку для отверточной сборки", как предсказывают некоторые автопроизводители. А возможно, ничего и не изменится. Россия всегда была загадочной для иностранцев страной.