branding imagebranding image
Autonews
Новости
Подписаться на Telegram-канал

RBC daily: Volvo обидела российских производителей

-----
Вчера в Москве состоялась пресс-конференция руководства российского представительства компании Volvo – ЗАО "Вольво Восток", посвященная результатам деятельности Volvo в России в 2004 г. и прогнозам на 2005 г. Особое внимание на мероприятии было уделено работе компании на российском рынке тяжелых грузовиков (полной массой свыше 12 т) – приоритетному направлению деятельности шведского производителя в нашей стране. Отмечая успехи компании в этом сегменте (по собственным данным, Volvo – лидер в сегменте иностранных тяжелых грузовиков, продающихся в России), было заявлено, что в 2005 г. компания намерена и далее увеличивать продажи. Тем самым Volvo собирается помочь российскому рынку тяжелых грузовиков, постепенно замещая на нем ввозимые подержанные машины новыми. Тем более, как уверены в компании, тяжелые грузовики Volvo будут пользоваться в России все большим спросом. В частности, на пресс-конференции было сказано, что экономия при эксплуатации тяжелого грузовика Volvo по сравнению с МАЗом и КамАЗом – более 60 тыс. евро при 4-летнем сроке эксплуатации. Местные конкуренты, однако, не разделяют оптимизма представителей шведской компании. По их словам, во-первых, продукция Volvo намного дороже, чем российские и белорусские тяжелые грузовики. Во-вторых, по сравнению с местными производителями у Volvo больше проблем с техническим обслуживанием. Кроме того, при отсутствии обнародованной методики расчета "выгодности" тяжелых грузовиков Volvo по сравнению с отечественными аналогами, заявление представителей "Вольво Восток", по мнению конкурентов, выглядит по меньшей мере странно.

Продажи тяжелых грузовиков в России в 2004 г. выглядели следующим образом. Импортные машины занимали 38,4% рынка (большая часть из них – это подержанные грузовики), далее следовала продукция КамАЗа (доля – 30,2%), МАЗа (20,6%), "Урала" (9%), доля других отечественных производителей была незначительной. Из-за недостатков проводимой таможенной политики еще до 2004 г. в России сложилась тенденция к увеличению ввоза грузовиков – главным образом подержанных – из дальнего зарубежья. По данным компании "Вольво Восток", в 2004 г. объем российского рынка грузовиков полной массой свыше 12 т составил 64 тыс. 328 единиц. Из них доля новых иностранных грузовиков – 5,4%, а подержанных иностранных грузовиков – 22,8%. По данным самой компании, в общем объеме продаж иностранных тяжелых грузовиков в России Volvo сегодня лидирует.

Интересно, что, говоря о своих планах, представители шведской компании в первую очередь заявляют о том, что они надеются переломить тенденцию, в результате которой российский рынок все больше заполоняется старыми иностранными машинами. "Следуя принятой нами стратегии, которая заключается в укреплении сервисной сети, дальнейшем развитии направления запчастей, запуске пакета "Регион" (комплексная программа для покупателей грузовиков Volvo в регионах, облегчающая покупку и обслуживание автомобиля) и т.д., в 2005 г. мы укрепим лидирующую позицию в России в сегменте иностранных тяжелых грузовиков. Не очень важно, как вырастет наша доля в процентах, важнее для нас сейчас то, чтобы замещать в 2005 г. импорт подержанной техники импортом новой", – говорит Ларс Корелиуссон, генеральный директор ЗАО "Вольво Восток".

Кроме того, Volvo рассчитывает несколько потеснить отечественных производителей тяжелых грузовиков. Сделать это планируется, в частности, за счет увеличения производства совместным предприятием Volvo в Зеленограде (66% в СП принадлежит Volvo, 34% – АФК "Система"). Если в 2004 г. на этой площадке было выпущено 210 грузовиков, то в 2005 г. планируется выпустить 400 машин. В компании уверены, что их продукция вполне конкурентоспособна в России. В частности, было сказано, что экономия в эксплуатации тяжелого грузовика Volvo в сравнении с тяжелым грузовиком МАЗ или КамАЗ – более 60 тыс. евро. "Это экономия не только в обслуживании, это комплексный показатель,если считать обслуживание, учитывать тот факт, что у машины будет мало простоев, остаточную стоимость машины и т.д., то есть весь этот комплекс вопросов. Названная цифра рассчитана на 4 года", – сообщил RBC daily Ларс Корелиуссон.

На МАЗе критически восприняли данное заявление. "Что можно сказать о словах Ларса Корелиуссона? Арифметика пока одинакова во всем мире. Отечественный тяжелый грузовик окупается за 2-3 года и после этого работает еще 7-8 лет, при этом он стоит, кстати, гораздо дешевле 60 тыс. евро – той "положительной" разницы, о которой говорят в "Вольво Восток", – сказал RBC daily Валентин Лопан, пресс-секретарь МАЗа. – На мой взгляд, фраза главы российского представительства Volvo носит ярко выраженный рекламный характер. При этом точный алгоритм, по которому были произведены данные расчеты, подробно не описывается. Кроме того, у отечественных производителей намного более обширная дилерская сеть. Многие дилеры оказывают ремонтные услуги, запчасти и сам ремонт при этом стоят на порядок дешевле, чем в случае с Volvo. Кстати, все иностранные производители часто идут на занижение цен на сами автомобили, но потом с лихвой наверстывают на запчастях и сервисном обслуживании, расценки на которые выше в разы".

На КамАЗе на момент сдачи статьи комментария получить не удалось. В то же время в инвесткомпании "Яровит", которая занимается сбытом одноименных тяжелых грузовиков на российском рынке, не взялись комментировать заявление руководителя ЗАО "Вольво Восток" по причине недостатка аргументов со стороны г-на Корелиуссона. "Для корректного сравнения эксплуатации отечественных тяжелых грузовиков и продукции Volvo нам необходимо ознакомиться с методикой сравнения конкретных моделей грузовиков, о которых шла речь. При отсутствии же обнародованной методики сравнение абстрактного тяжелого грузовика Volvo и абстрактных грузовиков местных марок выглядит если не дилетантски, то по меньшей мере хитро – все равно, что сравнивать в эксплуатации легковой Merсеdes-Benzпоследней модели и ВАЗ-2109", – отмечает собеседник RBC daily в ИК "Яровит".