branding imagebranding image
Autonews
Новости
Подписаться на Telegram-канал

RBC daily : Россиянам не нравится Skoda

-----
По информации российского представительства Skoda, объем продаж автомобилей этой марки на российском рынке за 9 месяцев 2004 г. снизился на 20%. Примечательно, что в самом представительстве компании этому показателю рады, ведь еще по итогам первых шести месяцев этого года спад продаж Skoda в нашей стране составлял без малого 40% по сравнению с аналогичным периодом 2003 г. Нынешнее увеличение продаж в компании связывают с "антикризисной" политикой, проводимой сегодня в России руководством Skoda: был создан единый импортер, уже в течение полугода ведется работа по выстраиванию эффективной дилерской сети и т.д. В результате компания вынашивает амбициозные планы, собираясь в перспективе продавать в России минимум 15 тыс. автомобилей в год. Правда, по мнению экспертов, если компания не начнет проводить более гибкую ценовую политику, заявленные планы ей будет осуществить довольно сложно.

По данным компании Skoda (концерна Volkswagen), в 2003 г. ее дилерами на российском рынке был реализован 6291 автомобиль Skoda. Это почти на 40% ниже, чем в 2002 г. Продажи продолжали падать теми же темпами и в первом полугодии 2004 г. Непростая судьба автомобиля Skodа в России имеет ряд серьезных причин, главная из которых – просчеты в маркетинговой политике. В результате компания чуть не потеряла российский рынок. Например, в июне руководитель подразделения Skoda в России Штефан Худоба заявил, что в России существует несколько десятков компаний-дилеров, большинство из которых являются "серыми", а из официальных требованиям компании отвечают лишь 3-4 дилера.

Весной этого года Skodа решила форсировать события, сделав упор на выстраивании эффективной дилерской сети, повышении качества послепродажного обслуживания и других мерах, среди которых фигурировало даже снижение цен на автомобили Skoda Fabia в комплектации Classic на 600-1000 долл. (за 9 месяцев продажи этой модели Skoda снизились больше всего – на 49,4%), а также предлагалась программа, в рамках которой покупатели машин получали в подарок комплекты зимней резины. Продажи Skoda в России за счет этих мероприятий уже несколько выросли. В январе-сентябре 2004 г. через сеть официальных дилеров было реализовано 2 тыс. 940 автомобилей Skoda Octavia, 1 тыс. 8 автомобилей Skoda Fabia и 231 автомобиль Skoda Superb. Хотя общее количество продаж за этот период на 20% меньше показателя 2003 г., однако еще в первом полугодии 2004 г. было продано на 38,64% автомобилей меньше, чем за тот же период 2003 г.

В самой компании крайне позитивно оценивают изменения в продажах за последние три месяца. "Естественно, мы рады тому, что спад продаж автомобилей Skoda за последние три месяца заметно сократился. Это значит, что "антикризисная" политика, проводимая сегодня в России руководством Skoda, а именно создание единого импортера, выстраивание эффективной дилерской сети и т.д., уже начала приносить результаты. И если в июне говорилось о том, что требованиям производителя соответствуют только 3-4 российских дилера Skoda, то сейчас их намного больше", – комментирует RBC daily ситуацию Максим Лапин, руководитель отдела маркетинга Бюро Шкода Авто в России.

В результате к концу этого года компания планирует практически "выйти в ноль", то есть продать примерно столько же автомобилей, сколько в 2003 г. "Если говорить объективно, то в этом году будет продано чуть менее 7 тыс. автомобилей. Зато в следующем году мы планируем продать в России 10 тыс. 200 машин. Наши амбиции – довести этот показатель до 15 тыс. штук. Достичь этого показателя мы намереваемся с помощью все той же маркетинговой стратегии, а ее детали будут уточняться в процессе. Скажем, недавнее снижение цен на Skoda Fabia в комплектации Classic на 600-1000 долл. стало удачным маркетинговым ходом. Станет ли эта практика распространяться на другие модели – говорить пока рано. Это будет зависеть от итогов годовых продаж каждой конкретной модели", – отмечает Максим Лапин.

Теоретически планы компании в России могут быть реализованы. "После того, как Skoda стала частью концерна Volkswagen, стало видно, что качество автомобилей чешского производителя заметно улучшилось. И та же Skoda Octavia даже сравнялась по классу с Volkswagen Bora", – сказал RBC daily Владимир Скопцов, ведущий консультант консалтинговой компании "Аксион-БКГ". Учитывая тягу российских покупателей к более качественным иномаркам, это обстоятельство является безусловным достоинством чешских автомобилей. Но только повышения качества автомобилей и их обслуживания для роста продаж в России будет мало. "Несмотря на некоторое увеличение продаж в России, у автомобилей Skoda сегодня остаются все те же проблемы, что и были. Самая важная из них – ценовая политика. Объективно автомобили этого производителя должны стоить меньше. Ведь, с одной стороны, в сегменте дорогих машин Skoda пытается конкурировать с более престижными марками. Далеко ходить не надо: Skoda Octavia может конфликтовать даже с автомобилями Volkswagen Bora и Volkswagen Passat. А с другой – ее недорогие модели значительно дороже, чем у коллег. Поэтому сейчас компании трудно бороться с теми машинами, которые представлены на рынке. Ситуация еще более усугубится с приходом на рынок Renault Logan отечественной сборки, которая станет серьезным конкурентом той же Skoda Fabia", – говорит представитель "Аксион-БКГ".

Поэтому решением для Skoda будет не только реализация прежней "антикризисной" стратегии в плане выстраивания эффективной дилерской сети, повышения качества послепродажного обслуживания и т.д., которая, безусловно, важна, но и – в первую очередь – снижение цен по всему модельному ряду. "Единственный вариант для Skoda, если компания, конечно, хочет серьезно закрепиться на российском рынке, – играть на снижении цен и делать это основой своего маркетинга. Если компания не будет снижать цены, то это негативно отразится на продажах и ее планы в России вряд ли будут достигнуты", – считает Владимир Скопцов.