Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам
RBC daily: Чиновники заманивают иномарки в Россию
RBC daily: Чиновники заманивают иномарки в Россию
Новости 16 сентября 2004
Новости 16 сентября 2004
RBC daily: Чиновники заманивают иномарки в Россию
-----
Еще один зарубежный автопроизводитель – японская компания Nissan – рассматривает возможность создания в России производства легковых автомобилей. Об этом на днях сообщил заместитель директора департамента промышленности Минпромэнерго РФ Николай Сорокин, рассказывая об итогах переговоров с представителями Nissan. Ранее точно такие же заявления делались относительно прихода в Россию, к примеру, немецкого концерна Volkswagen или японской Toyota. Однако никаких реальных шагов за этим не следовало. Причина – нынешняя таможенная политика, которая не слишком способствует приходу в Россию зарубежных компаний со своими производствами и в будущем вряд ли изменится. В результате у зарубежных компаний нет острой необходимости приходить в Россию с производством, и они надеются на то, что для них здесь будут созданы максимально выгодные условия работы. Им на руку то, что Минпромэнерго явно заинтересовано в создании привлекательных условий для создания новых производств иномарок, потому что это предусмотрено принятой Госсоветом национальной транспортной стратегией.

Компания Nissan начала предметно изучать возможность создания совместного предприятия по производству своих автомобилей еще несколько месяцев назад. В мае 2004 г. её делегация с этой целью посещала Нижний Новгород. Однако тогда вице-президент Nissan Патрик Пилата заявил, что в нижегородском регионе Nissan пока не собирается открывать или строить свои филиалы. Тем не менее на этой неделе Николай Сорокин дал понять, что переговоры продолжаются, и даже сообщил кое-какие детали. По его словам, если Nissan все-таки решит прийти в Россию, то мощность сборочного производства этой компании может составить порядка 300 тыс. машин в год, что даже в сравнении с «АвтоВАЗом» – довольно приличная цифра (так, в 2003 г. лидер российского автомобилестроения произвел около 700 тыс. машин). При этом г-н Сорокин отметил, что конкретного проекта производства участники переговоров пока не касались. «Обсуждалось [только] видение проблемы производства в России, роль и место совместного производства в нашей стране, – заявил Николай Сорокин. – Мы поддержали заинтересованность японских коллег и предложили им создать СП на базе Елабужского автомобильного завода в Татарстане, так как сегодня эта площадка является центром перспективных направлений автомобильной промышленности».

Это уже далеко не первое подобное заявление о намерениях «новых» зарубежных автопроизводителей. Аналогичная информация появлялась в СМИ относительно прихода в Россию немецкого концерна Volkswagen и японской Toyota. А на днях в Японии на встрече руководства Suzuki с представителями Приволжского федерального округа обсуждалась возможность строительства в Елабуге завода по производству малолитражных автомобилей этой марки. Интерес зарубежных производителей к российскому рынку понятен. Рост потребления машин в России (показатели того же завода Ford во Всеволожске) является резоном для организации новых производств иномарок в России. Однако принципиального решения о создании производства в России до сих пор ни одна компания так и не приняла. Основная причина в том, что ввозные пошлины на новые автомобили остаются на прежнем уровне – 25%, и, судя по всему, они так и не будут повышены (если бы пошлина на ввоз новых автомобилей составляла 35%, то вопрос о целесообразности организации предприятия перед компаниями просто не стоял бы). Ранее Герман Греф заявлял, что это принципиальная позиция российского правительства. В результате острой необходимости разворачивать сборку в России у зарубежных компаний нет, и они еще долгое время могут ограничиваться импортом своих автомобилей в Россию, который, кстати говоря, все время увеличивается.

Поэтому в плане организации производства в России для зарубежных автогигантов решающее значение имеют условия, предложенные им в обмен на согласие прийти в Россию. И судя по всему, иностранцы намерены до победного конца требовать для себя лучшего режима налогообложения и других преференций. «Сейчас ситуация с приходом «новых» зарубежных производителей балансирует на грани принятия решения. За последнее время уже вышли из недр Минпромэнерго и были приняты несколько инициатив, изменивших ситуацию с пошлинами и условиями работы зарубежных автопроизводителей в России (неповышение ввозных пошли на новые машины, снижение пошлин на комплектующие и т. п.), – комментирует RBC daily ситуацию Владимир Скопцов, ведущий консультант консалтинговой компании «Аксион-БКГ». – Скорость и частота принятия названных решений дает зарубежным производителям повод надеяться на дальнейшую либерализацию условий их работы, тем более в свете заявлений руководства Минпромэнерго о заинтересованности в «сборочном» направлении развития автопрома». В ситуации, когда пошлины на ввоз новых иномарок в Россию так и не повышаются, а в национальной транспортной стратегии России прямо говорится о необходимости стимулировать организацию зарубежными автопроизводителями сборочных производств, можно сделать вывод, что следующие сборочные автомобильные производства будут учреждаться на условиях зарубежных компаний. «Не думаю, что речь идет о каких-либо «особых» условиях для конкретных производителей, скорее это ожидание новых глобальных «инициатив» Минпромэнерго», – резюмирует Владимир Скопцов.
Комментарии