Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам
RBC daily: Страховые компании делят автовладельцев
RBC daily: Страховые компании делят автовладельцев
Новости 9 сентября 2004
Новости 9 сентября 2004
RBC daily: Страховые компании делят автовладельцев
-----
Сразу две страховые компании, активно работающие на рынке автокредитования, заключили договора, позволяющие продавать свои полисы напрямую в дилерских центрах. В конце августа группа «АльфаСтрахование» и ЗАО «Райффайзенбанк Австрия» заключили соглашение о сотрудничестве, согласно которому «АльфаСтрахование» будет страховать автомобили, приобретаемые в кредит «Райффайзенбанка» (полисы станут продавать в салонах, где выдает кредиты этот банк). В сентябре страховая группа «АВЕСТ» сообщила, что продлила договор о сотрудничестве с автоцентром «Автопанорама» и впредь будет стремиться работать с крупными автодилерами и сервисными станциями. По мнению специалистов, эти сделки подтверждают тенденцию к сегментации рынка автострахования. Компании, претендующие на значительную долю рынка, стремятся продавать полисы непосредственно в местах продажи и обслуживания новых машин, в то время как другие участники рынка полагаются на страховых брокеров и свою филиальную сеть.

По оценкам экспертов, ежегодный прирост рынка автострахования составляет примерно 36% в год для физических лиц и около 13% – для корпоративных клиентов, а к 2008 г. его объем достигнет 2,8 млрд долл. и 0,56 млрд долл. соответственно. Лидерами на рынке автострахования по итогам 2003 г. были «РЕСО-Гарантия», «Ингосстрах», «Росгосстрах», «Спасские ворота» и «АльфаСтрахование». Притоку клиентов компании во многом обязаны вступлением в силу с 1 июля 2003 г. закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ОСАГО). Это не только обеспечило дополнительный приток денежных средств за счет продажи полисов ОСАГО, но и дало толчок развитию добровольного страхования автомобилей. Помимо обязательного страхования автовладельцам доступно имущественное страхование машин – КАСКО. В 2003 г. по КАСКО были застрахованы примерно 15% автомобилей по всей России и около 28% – в Москве.

Самыми привлекательными клиентами для страховых компаний являются покупатели новых иномарок. Именно на них нацелена группа «АльфаСтрахование» (входит в консорциум «Альфа-Групп»), которая заключила соглашение о сотрудничестве с «Райффайзенбанком». Две структуры начали сотрудничество около года назад, когда страховщик получил аккредитацию на работу с автосалонами, продающими автомобили «Даймлер-Крайслер». Предполагается, что теперь «АльфаСтрахование» будет работать со всем спектром клиентов – как с физическими, так и юридическими лицами, берущими кредит в банке для приобретения автомобиля в любом автосалоне. Ни в «Райффайзенбанке», ни в «АльфаСтраховании» корреспонденту RBC daily не удалось получить подробных комментариев на этот счет. «Учитывая тот факт, что по разным оценкам доля машин, реализованных в кредит, превышает 40% от общих объемов продаж, то очевидно, что реализация нового соглашения станет для компании новым эффективным каналом реализации полисов автострахования», – говорится в официальном сообщении со ссылкой на руководителя управления специальных проектов группы «АльфаСтрахование» Андрея Рассветаева. Как пояснил RBC daily эксперт отдела рейтингов страховых компаний рейтингового агентства «Эксперт РА» Павел Самиев, страховым компаниям это выгодно потому, что за счет банков они смогут существенно расширить свою клиентскую базу.

Впрочем, такой путь развития выгоден только крупным страховым компаниям. «Ведь чтобы стать уполномоченным страховщиком, страховой компании надо открыть депозит, снизить тарифы и платить банку комиссию за обслуживание, – пояснил RBC daily один из участников рынка. – Помимо этого, страховая компания в какой-то степени снижает риски банка по кредитам, разделяя риски заемщика». По мнению Павла Самиева, крупные компании это не остановит. «Страховые компании будут продолжать заключать договора с банками о страховании машин, приобретаемых в кредит, – говорит Павел Самиев. – Постепенно к этому придут все крупные компании. Причем одна страховая компания, скорее всего, будет работать сразу с несколькими банками». Что касается среднихкомпаний, то они выбрали другой путь.

Они стремятся организовать точки продаж полисов в центрах про продаже и обслуживанию автомобилей. «Для страховой компании лучше работать с не очень большим числом станций, если мы говорим о дилерах и сервисных центрах, которые одновременно продают и обслуживают автомобили нескольких марок, – сказал RBC daily Андрей Попов, заместитель генерального директора страховой группы «АВЕСТ». – Это канал продажи полисов, кроме того, там же можно отремонтировать автомобиль при наступлении страхового случая». Стратегическим партнером страховой группы «АВЕСТ» в области восстановительного ремонта автомобилей клиентов является крупнейшая компания по продаже и обслуживанию автомобилей в Москве – дилерский центр «Автопланета» (продает Renault, Nissan, Skoda и Suzuki), в сентябре страховщик объявил о заключении нового соглашения с дилерским центром. По словам Андрея Попова, «АВЕСТ» будет и дальше развивать партнерство с другими подобными автоцентрами.

Соглашения «АльфаСтрахования» и «АВЕСТа», по мнению специалистов, свидетельствуют об ужесточении борьбы на рынке автострахования. Их основная цель – владельцы новых иномарок, те, кто приобретает новую машину и обязательно купит полис ОСАГО и КАСКО. «Небольшим страховым компаниям в сложившихся условиях придется тяжело – у них меньше возможностей сотрудничать с мощными банками (получить доступ к кредитным машинам – RBC daily) просто потому, что они не выдержат конкуренцию с основными страховщиками», – говорит Павел Самиев. Единственный способ не уступить долю рынка – это наладить прямые продажи полисов в автосалонах. Иначе придется делать акцент на реализацию полисов через страховых брокеров и агентов, отдавая им часть сборов от продажи полиса. А в качестве клиентов им достанутся покупатели новых отечественных машин и подержанных иномарок, с которыми работать рискованно. «Мы не можем досконально знать историю подержанного автомобиля – он может числиться в угоне, – приводит пример один из участников рынка. – Новые отечественные автомобили, купленные в кредит, также не самый выгодный вариант: есть риск, что на первый взнос заемщику денег хватило, а на выплаты по кредиту не хватает – возникает соблазн избавиться от автомобиля и получить страховое возмещение».

Комментарии