branding imagebranding image
Autonews
Новости
Подписаться на Telegram-канал

RBC Daily: Российские автомобилестроители пошли за границу

-----
На днях началось строительство сборочного предприятия АМО ЗИЛ в Латвии. Планируется, что вначале предприятие будет производить грузовики средней грузоподъемности (до 4,5 тонн), а затем еще и небольшие автобусы. Из российских автопроизводителей АМО ЗИЛ стало чуть ли не последним российским заводом, который начнет собирать свои автомобили в ближнем зарубежье. Правда, если другие автозаводы для организации сборочных производств в ближнем зарубежье ранее выбирали в основном Украину, то в случае с ЗИЛом речь идет о Прибалтике, а сама продукция нового предприятия будет предназначена не столько для внутреннего рынка страны-производителя, сколько для продажи в других странах Восточной Европы. По прогнозам, начинание ЗИЛа будет успешным, если заводу удастся сэкономить на поставке комплектующих, и еще успех зависит от спроса на автомобили Елгавского завода в странах бывшего СЭВ.

Идея создания российско-латвийского производства автомобилей впервые была озвучена Юрием Лужковым полтора года назад. А в конце июля в городе Елгава, расположенном в 50 километрах от Риги, состоялась закладка символического камня будущего предприятия с участием гендиректора ЗИЛа Константина Лаптева и министра экономики Латвии Юриса Луянса. Уже сегодня известно, что инвестиции в проект составят 15 млн евро. Город Елгава был выбран для строительства завода не случайно. Предполагается, что значительную часть его коллектива составят бывшие работники известного в СССР завода микроавтобусов RAF.

На первом этапе предприятие в Елгаве, запуск которого намечен на февраль 2006 г., будет выпускать небольшие партии грузовиков среднего класса ЗИЛ-4362СО (1 тыс. штук в год), частично комплектуемых компонентами иностранного производства – английскими двигателями и немецкими трансмиссиями. Часть комплектующих узлов будет изготовляться на латвийских предприятиях. Однако в основном комплектующие предполагается поставлять из России. В дальнейшем будут выпускаться несколько видов продукции. «В принципе речь идет о производстве целой линейки автомобильной техники. Это не только грузовики, но на этой же платформе может быть и небольшой автобус, и средство коммунальной техники. Это многоцелевой автомобиль, который призван решить самые различные задачи. Причем он будет в 2-3 раза дешевле, чем любые заграничные аналоги», – сказал на церемонии закладки первого камня предприятия Владимир Лебедев, заместитель руководителя Департамента международных связей правительства Москвы. Как говорят на самом ЗИЛе, грузовики среднего класса, которые предположительно будут стоить не более 19-20 тыс. евро, предполагается широко продавать в странах Восточной Европы. «Понятно, что конкурировать они будут в самом дешевом ценовом сегменте. Ведь стоимость иностранных грузовых автомобилей, аналогичных ЗИЛ-4362СО, начинается от 35 тыс. евро», – сообщил RBC daily Виктор Новоченко, коммерческий директор ТД ЗИЛ.

Аналитики позитивно оценивают начинание АМО ЗИЛ и говорят, что для московского предприятия, находящегося не в самой хорошей форме, оно будет неплохим финансовым подспорьем. «На мой взгляд, создание АМО ЗИЛ дочернего предприятия в Латвии – это положительный момент для самого автозавода. «Бычок» (та модель, на которую ЗИЛ делал ставку в последние годы) в полной мере ожиданий не оправдал, то есть сильного роста продаж с появлением этой модели у завода не наблюдалось. Поэтому поиск новых рынков сбыта за счет организации дочерних предприятий в ближнем зарубежье – это вполне естественное развитие событий для АМО ЗИЛ. Пусть будет выпускаться и продаваться всего 1 тыс. автомобилей ЗИЛ-4362СО в год, для материнского предприятия это все равно станет хорошим подспорьем: деньги-то от реализации автомобилей в Восточной Европе будут идти в Москву», – комментирует RBC daily ситуацию Виктор Пашков, начальник аналитического отдела «АСМ-Холдинга».

Интересно, что АМО ЗИЛ идет по пути других отечественных автомобилестроителей, которые также заинтересованы в расширении рынков сбыта и вовсю реализуют идею организации сборочных производств за пределами России, правда в основном на Украине. Там уже выпускаются газовские микроавтобусы и легкие грузовые автомобили марки «Газель» и «Волга». АвтоВАЗ поставляет машинокомплекты для ВАЗ-2109 и ВАЗ-21099 на Запорожский автозавод. Тольяттинцы также работают с луцким (ЛуАЗ), херсонским и кременчугским заводами, которые делают «четверки», «пятерки», «семерки», «девятки» и «99-е» ВАЗы. На Киевском авторемонтном заводе № 5 ведется сборка ИЖ-2126 «Ода» и грузопассажирских автомобилей ИЖ-2717. Кременчугский автосборочный завод собирает УАЗ из узлов, агрегатов и запасных частей, поставляемых Ульяновским автозаводом. Широкое распространение сборочных производств на Украине связано с высокими таможенными пошлинами на ввоз уже готовых автомобилей. В результате машины, собранные на территории Украины из импортированных узлов (а речь идет именно о так называемой крупноузловой сборке), оказываются на 400-800 долл., то есть примерно на 10-12%, дешевле тех же самых автомобилей, но ввезенных в уже собранном виде из России.

На АМО ЗИЛ, похоже, планируют пойти дальше своих коллег, предполагая продавать продукцию Елгавского завода не столько в самой Латвии, сколько в других странах Восточной Европы. В ТД ЗИЛ RBC daily подтвердили: они рассчитывают на то, что ЗИЛ-4362СО будет там наиболее востребованным автомобилем в своем сегменте. По словам экспертов, насколько успешным будет начинание АМО ЗИЛ в Латвии – покажет время. «Все будет зависеть от того, сколько будет стоить доставка комплектующих для ЗИЛ-4362СО в Латвию и, конечно, от спроса на эти автомобили в странах бывшего СЭВ», – говорит Виктор Пашков. В пресс-службах российских автозаводов комментариев о планах последовать примеру ЗИЛа получить не удалось, однако, по прогнозу экспертов, в отдаленной перспективе такие случаи вполне возможны, ведь ниша самых дешевых автомобилей (как грузовых, так и легковых) даже в Восточной Европе еще далеко не занята.