RBC Daily: Москвичи меняют ВАЗы на иномарки
Новости 1 июля 2004
Новости 1 июля 2004
RBC Daily: Москвичи меняют ВАЗы на иномарки
-----
На этой неделе крупный московский продавец автомобилей – ассоциация «Автокей» – объявил о грядущем изменении своей торговой стратегии. Ее целью является доведение объема продаж иномарок до 70% с нынешних 30%. Решившись фактически на реструктуризацию своего бизнеса, ассоциация, которая до последнего времени продавала в основном отечественные автомобили, стремится сохранить позиции на рынке. Ведь если в 2003 г. спрос на ВАЗы вырос всего на несколько процентов, то на иномарки – более чем на 70%. «Автокей», хотя и продолжит продавать отечественные автомобили, основной упор теперь собирается сделать на стимулировании продаж иномарок за счет строительства современных автоцентров, отвечающих требованиям зарубежных автопроизводителей. По словам участников рынка, хотя ассоциации «Автокей» будет очень непросто осуществить намеченное (для переориентации на иномарки потребуются десятки миллионов долларов и продолжительное время), в целом запуск ею новой стратегии – вещь необходимая. Ситуация на рынке такова, что спрос на отечественные автомобили в лучшем случае будет лишь сохраняться на нынешнем уровне.

Сеть автосалонов и технических центров «Автокей» основана в 1992 г. и на данный момент является одним из лидеров московского автомобильного рынка. Она включает в себя 4 автосалона, 5 технических центров и 2 центра кузовного ремонта в различных районах Москвы (оборот от продаж автомобилей, запасных частей и сервисных услуг в 2003 г. превысил 100 млн долл.) Специализируясь на продаже легковых и полугрузовых автомобилей, их техническом обслуживании и ремонте, «Автокей» является официальным дилером марок ВАЗ, ГАЗ, «Иж», Nissan, Renault, Suzuki, Hyundai. В 2003 г. продажи автомобилей ВАЗ, ГАЗ и «Иж» составили 12 270 шт., то есть 91,3% от всех проданных автомобилей. Автомобилей марок Nissan, Renault, Suzuki, Hyundai в сумме было реализовано 1 164 шт. (8,7%), однако из-за того, что иномарки стоят в разы дороже отечественных автомобилей, на них пришлось 30% от объема продаж компании.

В минувший вторник руководство ассоциации «Автокей» приняло решение о смене стратегии развития. «Такое решение принципиально меняет существовавшие до настоящего момента подходы к ведению бизнеса. С 1993 г. «Автокей» делал ставку на продажу отечественных автомобилей, в середине 90-х годов мы начали работать с зарубежными брендами. Это было попыткой диверсификации бизнеса, кстати, достаточно удачной», – говорится в официальном заявлении ассоциации. Как сказал ее исполнительный директор Евгений Подольский, теперь перед компанией стоит серьезная задача – развить направление иномарок, удерживая позиции по LADA и продукции Горьковского автозавода. «В планах ассоциации «Автокей» нет увеличения объема продаж автомобилей ВАЗ и ГАЗ до тех пор, пока их доля продаж в общем объеме не снизится до 30%», – пояснил RBC daily Евгений Подольский. По его словам, причин для смены стратегии много – от грядущего вступления России в ВТО до конкурентной активности. «Но основная причина кроется внутри нас. Потенциал существующих сегодня автосалонов исчерпал себя. Надо либо переоборудовать салоны и оставаться с одним-двумя брендами, либо строить новые, с учетом требований производителя. Мы выбрали второй путь – и новый технический центр ассоциации «Автокей» на востоке Москвы уже отвечает новой стратегии: там продаются четыре марки, и только одна из них российского производства», – отмечает г-н Подольский.

По словам участников рынка, компании «Автокей» будет непросто осуществить намеченное. «Если исходить из заявления, то в результате она хочет поднять свои нынешние продажи иномарок почти в 4 раза. Это означает, что компании придется полностью реструктуризировать свой бизнес, что предполагает и кадровую реформу, и строительство новых автоцентров, которые отвечали бы требованиям производителей, и еще массу других затрат. Я имею в виду, что, скажем, одним-двумя миллионами долларов вложения не ограничатся, – комментирует RBC daily ситуацию Сергей Алексейчук, вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД). – Для того чтобы продавать 70% иномарок, компании «Автокей», по моим оценкам, потребуется построить порядка 10 новых автоцентров, каждый из которых должен продавать по 1,5 тыс. машин в год. То есть, делая подобные заявления, компания должна осознавать, что переориентация на продажи иномарок обойдется ей не менее чем в 50 млн долл. и займет длительное время». Правда, в самой компании на вопросы о том, на какое время рассчитан переход на новую стратегию и каков будет объем вложений, пока не дают комментариев.

Тем не менее то, что ассоциация «Автокей» решила сменить стратегию, сделав ставку на иномарки, – вполне грамотный ход для сохранения позиций на рынке. «Хотя отечественных автомобилей сегодня в России продается больше, чем иномарок, это соотношение неуклонно меняется в пользу иностранных автомобилей. Например, в компании «Автомир» в 2003 г. обороты по отечественным и импортным автомобилям сравнялись. И подобная ситуация наблюдается сегодня на всем рынке», – отмечает Сергей Алексейчук. По его словам, совершенно очевидно, что спрос на иномарки в России будет только расти (в 2003 г. рынок иномарок вырос на 70-80%, в этом году может увеличиться еще на столько же), чего нельзя сказать о российских автомобилях: их сколько продавалось, столько, по большому счету, и будет продаваться. «То есть, например, АвтоВАЗ при своих нынешних объемах производства пытается продавать все, что производит, и в принципе находит потребителя своей продукции. Спрос на его автомобили, конечно, может несколько варьироваться, но 700-800 тыс. автомобилей в год – это предел АвтоВАЗа, производить больше ему просто нет смысла», – резюмирует г-н Алексейчук.
Комментарии