branding imagebranding image
Autonews
Новости
Подписаться на Telegram-канал

RBC Daily: "Автомобили будут маркировать против угона"

-----
В четверг, 26 февраля, в Москве в МВД РФ прошла пресс-конференция, посвященная обсуждению мер по борьбе с угоном автотранспорта. Особое внимание на мероприятии было уделено использованию в России австралийской технологии «ДатаДот» – особой системы маркировки автокомпонентов, которая позволяет быстро идентифицировать автомобиль, даже если номера на его узлах «перебиты» угонщиками. Ожидается, что массовое внедрение данной системы в нашей стране, поддерживаемое на федеральном уровне (главным образом Министерством экономического развития и торговли РФ, финансирующим проект), позволит радикально сократить число угонов. По приказу Бориса Грызлова, вышедшего еще в феврале 2003 г., в настоящее время МВД и ГИБДД РФ уже проводят организационно-практические мероприятия по использованию австралийской технологии «ДатаДот» в розыске похищенного автомототранспорта. Однако сторонники внедрения проекта упрекают эти ведомства в непоследовательной позиции по отношению к массовому использованию «ДатаДот» и говорят, что та же ГИБДД из-за нынешней нагрузки по ОСАГО рада максимально устраниться от реализации еще и глобального проекта по борьбе с угонами. А в государственной компании «Техмашимпорт», осуществляющей проект, считают, что главной проблемой для внедрения «ДатаДот» является сильное лобби теневых импортеров иномарок, по интересам которых ударяет новая система безопасности автомобилей.

С 2001 г. в России наметилась устойчивая тенденция роста числа краж и угонов транспортных средств. В прошлом году рост числа этих преступлений увеличился соответственно на 16,1% и 17,0%. Угнанные автомобили легализуются путем подделки документов и номеров и перебивкой номеров на агрегатах. При выявлении же транспортных средств с измененной маркировкой узлов и агрегатов наибольшую сложность представляет идентификация первоначальных номеров. В качестве одной из мер по борьбе с кражами и угонами транспортных средств в мире широко применяются различные технологии дополнительного их маркирования.

Одну из таких технологий, разработанную компанией DataDot Technology Ltd. в 2000 г., Министерство экономического развития и торговли РФ (МЭРТ) решило взять на вооружение. «В начале 2003 г. эта технология изучалась в нашей стране и получила высокую оценку со стороны НИИ криминалистики ФСБ РФ, Минюста РФ, следственного комитета при МВД РФ, а также Генпрокуратуры РФ. В результате на сегодня МЭРТ профинансировало проект из внебюджетных средств, вложив в проект более 5 млн долл.», – сказал RBC daily Сергей Чуфистов, председатель ФГУП ВО «Техмашимпорт», которое по поручению МЭРТ занимается проектом «ДатаДот». По его словам, технология доказала свою высокую эффективность в странах, где она используется. «Сегодня маркировку «ДатаДот» активно применяют в Австралии, США, Канаде, Великобритании, Голландии, Индонезии, Малайзии, Новой Зеландии. Во всех этих странах маркировка осуществляется частными компаниями, которые заключают договора с производителями и импортерами автомобилей. В результате, например, в Австралии из-за введения маркировки кражи ввозимых новых автомобилей BMW в 2003 г. сократились на 60%, кражи автомобилей Ford, собираемых в стране, уменьшились на 75%, а из 25 тыс. новых Subaru, проданных в прошлом году в Австралии, было угнано всего две машины, которые все равно будут найдены», – отмечает Сергей Чуфистов.

Суть технологии «ДатаДот» – дополнительная противоугонная маркировка автомобиля по специальной технологии, позволяющая легко идентифицировать угнанное транспортное средство и его отдельные компоненты. ««Техмашимпорт» начал создание своей базы данных, в которой будет находиться информация обо всех маркированных автомобилях на территории стран СНГ и Восточной Европы. В течение часа информация о маркированной по технологии «ДатаДот» машине будет передаваться в ГИБДД», – говорят в компании. Маркировка включает в себя 5–10 тыс. микроточек размером 1,2 мм, которые в процессе маркировки наносятся на все основные узлы и агрегаты машины. Каждая точка содержит ПИН (персональный идентификационный номер), который заносится в базу данных, совмещенную с базой данных ГИБДД. Предупредительные наклейки, помещаемые на автомобиль, обработанный по технологии «ДатаДот», указывают на то, что машина защищена этой системой, состоит на специальном учете и может представлять опасность для угонщика. Поскольку в основе системы «ДатаДот» – идентификация автомобиля и его запчастей, маркированный транспорт не может представлять ценности для угонщика.

Планы «Техмашимпорта» – постепенное наращивание числа маркированных автомобилей в России. «Мы ожидаем, что в Москве в 2004 г. будет продано 7 тыс. автомобилей, маркированных по технологии «ДатаДот», в Санкт-Петербурге – 1 тыс. машин. Сегодня уже заключен договор с КамАЗом о маркировке 3 тыс. автомобилей, которые в ближайшее время сойдут с его конвейера. Сейчас ведутся интенсивные переговоры с руководителями АвтоВАЗа, «ИЖ-Авто», «Автотора», с владельцем ГАЗа Олегом Дерипаской. Все они признают высокую эффективность технологии «ДатаДот», стоимость которой по сравнению с другими невысока», – говорит Сергей Чуфистов. По его словам, рекомендованная стоимость маркировки новой иномарки (или иномарки до 3 лет) составляет 570 долл., а маркировки нового автомобиля российского производства – 150 долл. «Кстати, ряд страховых компаний, например «ГУТА-Страхование», уже признали эффективность защиты «ДатаДот» и предлагают 50%-ную скидку на страхование от угона автомобилей, маркированных по этой технологии». В целом же, согласно планам «Техмашимпорта», в 2004 г. маркировку должны пройти порядка 100 тыс. автомобилей в России. Как пояснили в компании, это минимум, даже несмотря на то что автомобиль подорожает на сумму стоимости маркировки. «Стоимость автомобилей после маркировки возрастет, но покупатель машины с «ДатаДот» будет гарантирован от угона. Правда, только при условии, что маркировка «ДатаДот» станет действительно массовой в России», – говорят в «Техмашимпорте».

Однако «массовость» технологии в России зависит в первую очередь от поддержки проекта со стороны МВД. Министерство, с одной стороны, по приказу Бориса Грызлова обучает сотрудников ГИБДД Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Татарстана, Нижнего Новгорода, Перми и т.д. работе с распознаванием «ДатаДот». Но с другой стороны, по словам некоторых сторонников введения «ДатаДот» в России, МВД старается дистанцироваться от введения этой системы. Как сообщил RBC daily анонимный источник, близкий к проекту, на сегодняшний пресс-брифинг в МВД РФ якобы приглашались только журналисты СМИ, лояльные МВД. «Реакция МВД на проект нас удивляет. Судя по всему, министерство не удовлетворено введением ОСАГО в обязательном порядке и теперь пытается дистанцироваться от введения технологии «ДатаДот» в России, хотя она не является обязательной и вряд ли такой станет. Например, большим противником массового введения «ДатаДот» в России является генерал-майор внутренней службы, начальник управления информации, региональных и общественных связей МВД РФ Юрий Шувалов», – утверждает собеседник RBC daily. Правда, насколько верно это утверждение, в среду выяснить не представилось возможным: в управлении сообщили, что не могут комментировать введение маркировки «ДатаДот» в России. Тем не менее заместитель начальника управления информации, региональных и общественных связей МВД РФ Валерий Грибакин, с которым удалось связаться по телефону, лично пригласил корреспондента RBC daily (издания, ранее в лояльности к МВД и ГИБДД не замеченного) на пресс-конференцию. Однако, похоже, у новой технологии есть и более реальные противники. «Воспрепятствовать распространению технологии в России пытаются теневые импортеры иномарок, которые активно могут лоббировать свои интересы, вставляя палки в колеса государственной программе по борьбе с угонами, и тем самым тормозить процесс. Понятно, что при использовании технологии «ДатаДот» перебивка номеров не поможет, а контроль всех ввозимых автомобилей возрастет», –отмечает Сергей Чуфистов из «Техмашимпорта».