branding imagebranding image
Autonews
Новости
Подписаться на Telegram-канал

RBC Daily: УАЗ вылечат раздвоением

-----
Вчера, 14 января, гендиректор «Северсталь-Авто» Вадим Швецов объявил о намерении компании во втором полугодии 2004 г. приступить к созданию на территории Ульяновского автозавода нового автомобильного производства. Новый автозавод будет осуществлять полную сборку (сварка, сборка, окраска, логистический центр) автомобилей УАЗ и, возможно, некоторых иномарок. В создание мощностей по производству 50 тыс. автомобилей в год планируется вложить от 70 до 150 млн долл., значительная часть которых будет привлечена в результате допэмиссии акций «Северсталь-Авто». Эксперты и аналитики скептически оценили намерения Вадима Швецова как по созданию нового производства, так и по привлечению к его реализации в качестве партнера какой-либо иностранной компании. Возможно, что таким «чудным» способом «Северсталь-Авто» просто собирается модернизировать Ульяновский автозавод и увеличить в структуре его выпуска долю легковых автомобилей.

ОАО «Северсталь-Авто» – автомобильный дивизион «Северсталь-Групп», холдинговая компания, владеющая пакетами акций ОАО «Ульяновский автомобильный завод» (УАЗ, 66,1% УК) и ОАО «Заволжский моторный завод» (ЗМЗ, 65,3% УК). Компания создана в 2002 г. в рамках реструктуризации активов ОАО «Северсталь». По итогам 2003 г. консолидированная выручка «Северсталь-Авто» по российским стандартам бухгалтерского учета возросла на 35%, до 19,1 млрд руб., чистая прибыль – в 2,2 раза, до 886 млн руб. В прошлом году УАЗ увеличил продажи автомобилей на 8,3%, до78,5 тыс. шт. ЗМЗ реализовал 286,9 тыс. двигателей, что на 14,7% больше, чем в 2002 г.

Вчера на пресс-конференции, посвященной итогам 2003 г., гендиректор «Северсталь-Авто» Вадим Швецов объявил журналистам, что во втором полугодии 2004 г. компания намерена приступить к строительству второго автозавода в Ульяновске. Для этого 27 февраля акционеры «Северсталь-Авто» примут решение об увеличении уставного капитала общества на 35%. Привлеченные средства (около 1,5 млрд руб.) будут направлены на финансирование инвестиционных программ, в том числе и на строительство нового автозавода в Ульяновске. Как пояснила RBC daily директор по внешним связям «Северсталь-Авто» Зоя Каика, новое производство будет размещено на существующей производственной площадке УАЗа. «Планируется создать новые производства по сборке, сварке и покраске около 50 тыс. автомобилей ежегодно, – рассказала г-жа Каика. – Предварительный объем инвестиций в реализацию проекта составит около 70 млн долл.». По ее словам, сейчас «Северсталь-Авто» ведет переговоры с рядом иностранных компаний, которые могут принять участие в софинансировании проекта. Тогда с конвейера нового автозавода будут сходить не только новые УАЗ-3163, но и, возможно, иномарки. Названия предполагаемых компаний-партнеров Зоя Каика сообщить отказалась.

Опрошенные RBC daily аналитики оценили планы «Северсталь-Авто» по созданию нового автопроизводства как «очень смелые» и одновременно как «несколько странные». «Для запуска с нуля новой западной модели инвестиции в 70 млн долл., конечно, малы, – заявил RBC daily аналитик ИК «Проспект» Николай Иванов. – Ford Motor Company, например, вложила в создание производства во Всеволожске 150 млн долл. под выпуск 25 тыс. машин в год, а «АвтоВАЗ» для запуска в серийное производство автомобиля «Калина» потратил несколько сотен миллионов долларов». В «Северсталь-Авто» незначительный объем инвестиций объясняют тем, что новое производство будет использовать существующую инфраструктуру ульяновского автозавода (энергетику, здания и пр.), что существенно сокращает объем инвестиций. Николай Иванов также высказал сомнение в целесообразности создания нового автомобильного производства, на котором будут производиться фактически те же уазики. «Стоит ли затевать новый проект, если у «Северсталь-Авто» нет принципиально новых моделей, для которых потребовалось бы существенное изменение технологии производства?» – задается вопросом аналитик.

Сергей Суверов из Банка ЗЕНИТ настроен более оптимистично. «Проект, несомненно, перспективный, и если «Северсталь-Авто» предложит рынку качественную продукцию, то новое производство ждет успех», – заявил он RBC daily. По его словам, наличие протекционистских мер, существующих для автомобильной промышленности в России, будет стимулировать альянс «Северсталь-Авто» с каким-нибудь иностранным партнером. «Иностранному партнеру будет выгодно партнерство с «Северсталь-Авто» еще и потому, что компания имеет гарантированные поставки металла и сильное политическое прикрытие, что гарантирует защиту от административного произвола, – продолжает Сергей Суверов. – Успех сборочного производства Ford Motor показывает, насколько высок спрос на качественную и недорогую технику в России».

Между тем создание компанией «Северсталь-Авто» в Ульяновске второго автозавода указывает и на то, что ей так и не удалось переориентировать производственные мощности существующего предприятия на выпуск гражданской продукции. Проектная мощность УАЗа составляет около 120 тыс. автомобилей в год, включая грузовики и автобусы малого класса. Причем в советские времена их выпуск занимал более значительную долю в объемах производства, нежели сейчас. «Вполне вероятно, что новые собственники хотят сделать акцент на выпуске именно легковых автомобилей, поэтому им выгоднее возводить новые площадки, чем тратиться на утилизацию и реконструкцию имеющихся мощностей, – предполагает Николай Иванов. – Кроме того, все предыдущие попытки собственников УАЗа (в том числе и «Северсталь-Авто») заинтересовать иностранных инвесторов действующими мощностями завода не увенчались успехом».