Московские власти и экологические организации выступают за утилизацию старых автомобилей. Однако пока автопроизводители не будут заинтересованы в изготовлении автомобилей, пригодных для переработки, бесхозного автохлама в столице меньше не станет. Как стало известно, правительство Москвы выступило с инициативой принятия закона об утилизации брошенных автомобилей. Дело в том, что в Москве давно назрела проблема отслужившего свой срок автотранспорта: его слишком много, и он серьезно загрязняет окружающую среду. Суть предлагаемого закона - возложить ответственность за утилизацию автомобилей на их владельцев. В настоящее время освобождение Москвы от автохлама происходит за счет префектур, при этом средств на это традиционно не хватает. Однако в "Гринпис" России настаивают на том, что за решение проблемы старых автомобилей должны отвечать автопроизводители - как в развитых европейских странах. Появление грамотного московского закона об "авторециклинге" осложняется еще и тем, что отечественные автомобили, в отличие от иномарок, для утилизации в принципе не предназначены, а потому прибыль из их переработки извлечь намного сложнее.
Автомобили загрязняют окружающую среду не только в период эксплуатации, но и после исчерпания потребительского ресурса. "Ущерб, наносимый окружающей среде брошенным автотранспортом, достаточно велик. В выброшенном автомобиле сохраняются жидкости (обычно 20-25 литров), которые представляют серьезную опасность для окружающей среды, - это масла, жидкости, содержащие метанол, и т. д. Ржавение автомобиля приводит к заражению почвы тяжелыми металлами. Доказано, что если брошенный автомобиль гниет, например, в лесопарковой зоне, то загрязнение почвы происходит в радиусе около 1,5 км от его остова. Еще больший ущерб природе приносят автомобили, брошенные в водоемы или вблизи от них: ядовитые жидкости и тяжелые металлы в этом случае попросту вымываются, попадая в водоем и отравляя его", - сказал Алексей Киселев, координатор токсической программы "Гринпис" России.
В Москве проблема брошенных автомобилей стоит достаточно остро: при нынешних темпах автомобилизации в городе ежегодно выбывает из эксплуатации более 150 тыс. автомобилей. И только четверть из них поступает на перерабатывающие предприятия. Главная причина этого - в отсутствии необходимых экономических стимулов и, частично, законодательной базы. Поэтому ежегодно более 100 тыс. машин в столице оказываются в буквальном смысле брошенными вблизи дорог, в лесопарковых зонах, на импровизированных свалках и т. д. Поскольку, согласно действующему законодательству, брошенные автомобили приравнены к обычному мусору, их утилизация сегодня осуществляется за счет городского бюджета. В 2003 г. на эти цели префектуры Москвы планируют потратить рекордно высокую сумму в 19,5 млн руб. Однако, как отмечают в комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству и коммунальной реформе, этих средств хватит на утилизацию лишь 20-30 тыс. машин. Очевидно, что нужно изыскивать дополнительные источники финансирования. И эту проблему может решить новый московский закон об утилизации брошенного автотранспорта. Но относительно того, каким должен быть этот закон, мнения расходятся.
В правительстве Москвы говорят, что ответственность за утилизацию должен нести автовладелец. "Автомобиль и его отдельные части - объекты права частной собственности. Вывезти его на переработку без юридического обоснования органами власти ГИБДД (выявление хозяина, составление документа, подтверждающего снятие автомобиля с учета) невозможно. Отсутствие законодательно закрепленного экономического механизма наказания за брошенное автотранспортное средство и отрегулированной системы мер по его применению позволяет гражданам и организациям безнаказанно захламлять город", - сказала Вера Степаненко, заместитель председателя комиссии Мосгордумы по вопросам экологии. Как сообщили в Мосгордуме, сегодняшний механизм утилизации брошенных машин сводится к следующему. Комиссии в административных округах занимаются выявлением брошенного автотранспорта и установлением его владельцев. Последних приглашают на комиссию. Если в течение 5 дней автовладелец не заявляет своих прав, автомобиль признается бесхозным, его вывозят (за счет бюджетных средств) на площадки сбора и хранения, затем он поступает на площадку разбора и дальше - на переработку. В новом московском законопроекте автовладельцам будет предложено 3 варианта оплаты услуг по утилизации пришедшего в негодность автотранспорта: при постановке на учет купленного автомобиля, при страховании автотранспортного средства и по результатам службы автомобиля.
Однако в "Гринпис" России говорят, что в вопросе переработки старых автомобилей столице необходимо идти по пути европейских государств. Не так давно Еврокомиссия выпустила предписание о расширенной ответственности автопроизводителей всех стран Евросоюза, согласно которому автомобили по окончании своего "жизненного цикла" должны быть возвращены производителю или его представителю, а затем - разбираться и пускаться в переработку. Автопроизводители же обязаны иметь депозит или страховые средства, которые будут потрачены на переработку выработавших свой ресурс автомобилей. "Городские власти должны обязывать автопроизводителей через автосалоны и автодилеров принимать у населения старые автомобили. Это должно иметь смысл с экономической точки зрения. Ведь даже брошенный автомобиль имеет какую-то стоимость. Выкупая старые автомобили у их владельцев за символическую сумму, например за 700 рублей, автопроизводитель может получать прибыль. Суть его поведения должна сводиться к следующему: "Я произвел автомобиль, я обязан получить его обратно". Другой вопрос в том, что и автомобиль должен быть сделан таким образом, чтобы производителю было интересно забрать его назад", - считает Алексей Киселев.
Дело в том, что российские автомобили в принципе не предназначены для переработки. В ходе прессования - самого распространенного сегодня в нашей стране метода переработки автомобилей - получившийсячерный металл загрязняется примесями меди, олова, цинка, свинца, хрома и других металлов, применяемых для изготовления оснастки, отделки, электрооборудования, защитных и декоративныхпокрытий.Поэтому экономически перерабатывать автомобиль не очень выгодно. В развитых же странах при проектировании новой модели автомобиля в нее изначально закладывают возможность утилизации, а, например, неперерабатываемый ПВХ практически не используют. Все изготавливается из материалов, легко поддающихся переработке. При утилизации машину практически разбирают по винтикам.
Автомобили загрязняют окружающую среду не только в период эксплуатации, но и после исчерпания потребительского ресурса. "Ущерб, наносимый окружающей среде брошенным автотранспортом, достаточно велик. В выброшенном автомобиле сохраняются жидкости (обычно 20-25 литров), которые представляют серьезную опасность для окружающей среды, - это масла, жидкости, содержащие метанол, и т. д. Ржавение автомобиля приводит к заражению почвы тяжелыми металлами. Доказано, что если брошенный автомобиль гниет, например, в лесопарковой зоне, то загрязнение почвы происходит в радиусе около 1,5 км от его остова. Еще больший ущерб природе приносят автомобили, брошенные в водоемы или вблизи от них: ядовитые жидкости и тяжелые металлы в этом случае попросту вымываются, попадая в водоем и отравляя его", - сказал Алексей Киселев, координатор токсической программы "Гринпис" России.
В Москве проблема брошенных автомобилей стоит достаточно остро: при нынешних темпах автомобилизации в городе ежегодно выбывает из эксплуатации более 150 тыс. автомобилей. И только четверть из них поступает на перерабатывающие предприятия. Главная причина этого - в отсутствии необходимых экономических стимулов и, частично, законодательной базы. Поэтому ежегодно более 100 тыс. машин в столице оказываются в буквальном смысле брошенными вблизи дорог, в лесопарковых зонах, на импровизированных свалках и т. д. Поскольку, согласно действующему законодательству, брошенные автомобили приравнены к обычному мусору, их утилизация сегодня осуществляется за счет городского бюджета. В 2003 г. на эти цели префектуры Москвы планируют потратить рекордно высокую сумму в 19,5 млн руб. Однако, как отмечают в комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству и коммунальной реформе, этих средств хватит на утилизацию лишь 20-30 тыс. машин. Очевидно, что нужно изыскивать дополнительные источники финансирования. И эту проблему может решить новый московский закон об утилизации брошенного автотранспорта. Но относительно того, каким должен быть этот закон, мнения расходятся.
В правительстве Москвы говорят, что ответственность за утилизацию должен нести автовладелец. "Автомобиль и его отдельные части - объекты права частной собственности. Вывезти его на переработку без юридического обоснования органами власти ГИБДД (выявление хозяина, составление документа, подтверждающего снятие автомобиля с учета) невозможно. Отсутствие законодательно закрепленного экономического механизма наказания за брошенное автотранспортное средство и отрегулированной системы мер по его применению позволяет гражданам и организациям безнаказанно захламлять город", - сказала Вера Степаненко, заместитель председателя комиссии Мосгордумы по вопросам экологии. Как сообщили в Мосгордуме, сегодняшний механизм утилизации брошенных машин сводится к следующему. Комиссии в административных округах занимаются выявлением брошенного автотранспорта и установлением его владельцев. Последних приглашают на комиссию. Если в течение 5 дней автовладелец не заявляет своих прав, автомобиль признается бесхозным, его вывозят (за счет бюджетных средств) на площадки сбора и хранения, затем он поступает на площадку разбора и дальше - на переработку. В новом московском законопроекте автовладельцам будет предложено 3 варианта оплаты услуг по утилизации пришедшего в негодность автотранспорта: при постановке на учет купленного автомобиля, при страховании автотранспортного средства и по результатам службы автомобиля.
Однако в "Гринпис" России говорят, что в вопросе переработки старых автомобилей столице необходимо идти по пути европейских государств. Не так давно Еврокомиссия выпустила предписание о расширенной ответственности автопроизводителей всех стран Евросоюза, согласно которому автомобили по окончании своего "жизненного цикла" должны быть возвращены производителю или его представителю, а затем - разбираться и пускаться в переработку. Автопроизводители же обязаны иметь депозит или страховые средства, которые будут потрачены на переработку выработавших свой ресурс автомобилей. "Городские власти должны обязывать автопроизводителей через автосалоны и автодилеров принимать у населения старые автомобили. Это должно иметь смысл с экономической точки зрения. Ведь даже брошенный автомобиль имеет какую-то стоимость. Выкупая старые автомобили у их владельцев за символическую сумму, например за 700 рублей, автопроизводитель может получать прибыль. Суть его поведения должна сводиться к следующему: "Я произвел автомобиль, я обязан получить его обратно". Другой вопрос в том, что и автомобиль должен быть сделан таким образом, чтобы производителю было интересно забрать его назад", - считает Алексей Киселев.
Дело в том, что российские автомобили в принципе не предназначены для переработки. В ходе прессования - самого распространенного сегодня в нашей стране метода переработки автомобилей - получившийсячерный металл загрязняется примесями меди, олова, цинка, свинца, хрома и других металлов, применяемых для изготовления оснастки, отделки, электрооборудования, защитных и декоративныхпокрытий.Поэтому экономически перерабатывать автомобиль не очень выгодно. В развитых же странах при проектировании новой модели автомобиля в нее изначально закладывают возможность утилизации, а, например, неперерабатываемый ПВХ практически не используют. Все изготавливается из материалов, легко поддающихся переработке. При утилизации машину практически разбирают по винтикам.