branding imagebranding image
Autonews
Новости
Подписаться на Telegram-канал

RBC Daily: «Автокидал» не берет обязательное страхование

-----
Введение ОСАГО не решило проблему автомобильных «подстав»: оборот этого бизнеса по-прежнему исчисляется миллионами долларов. Просто теперь с «подставлялами» приходится иметь дело страховым компаниям.

В штате Нью-Йорк на днях была разоблачена банда автомобильных «подставлял». В ее состав входили русские эмигранты, зарабатывавшие миллионы долларов на инсценировках ДТП. Целая сеть по получению денег со страховых компаний включала в себя адвокатов, врачей, бухгалтеров и прочих подставных лиц. Каждый из якобы потерпевших предъявлял страховым компаниям иски на получение страховой премии. Размеры компенсаций за травмы и увечья, полученные в авариях, которых, как оказывается, на самом деле не было, исчислялись сотнями тысяч долларов. Тем временем в самой России, несмотря на введение ОСАГО, этот бизнес на убыль не идет.

Целью автомобильной «подставы» является провоцирование ДТП с последующим получением денег на ремонт своего автомобиля от «виноватой» стороны. Преступники сначала подставляют свою машину под несильный удар автомобиля жертвы, а затем, оказывая психологическое давление, пытаются заставить «нарушителя» на месте выложить кругленькую сумму за ремонт автомашины-подставы. Российские «подставщики» не изнуряют себя, подобно американским коллегам, такими сложными процедурами получения денег через страховые компании, когда требуется участие врачей, мнимых свидетелей и т. д. Обычно преступники добывают деньги из жертв после несерьезных аварий, когда оказывается, что небольшое соприкосновение вашего автомобиля с машиной подставщиков «тянет» на сотни долларов. «Потерпевшие» объясняют, что ГИБДД вызывать совсем не обязательно, машина, которой причинен ущерб, управляется по доверенности, дело срочное, и т. д. В конце концов, нормальные же люди всегда смогут договориться и без посторонних. Причем из машины, которой вы причинили «непоправимый» ущерб, вылезут не злобные, страшные и косноязычные спортсмены, а спокойные профессионалы, знающие о вашем психологическом состоянии в данный момент. Для них вы – очередной клиент, и раздражаться они будут лишь в случае вашего спокойствия.

Машины «подставщики» используют дорогие, но не первой свежести. Это преимущественно подержанные автомобили представительского класса: Audi А6 и А8, BMW пятой и седьмой серий, Volvo восьмой и девятой серий, Mercedes (124-й и 140-й кузов). Все эти машины относятся к разряду дорогих, реальная цена которых, однако, сегодня может не превышать 10 тысяч долларов. Преступникам нужны знаковые автомобили, и совершенно неважно, в каком они техническом состоянии. Всю вину на превратившийся в груду хлама автомобиль можно будет списать на виновника аварии. Следует заметить, что «подставлялы» должны быть чуть ли не профессиональными водителями, чтобы зацепить жертву ровно настолько, насколько это необходимо для несерьезного ДТП. Им совсем не нужно появление «скорой помощи», милиции, да и самим чиниться необходимо как можно меньше, работа не ждет.

Схем автоподстав существует множество. Одна из самых распространенных такова: в левом ряду жертву начинает поджимать одна иномарка (активно мигать фарами, сигналить), машина жертвы начинает инстинктивно уступать дорогу и перестраиваться вправо. В соседней полосе ее уже поджидает вторая иномарка, находящаяся в так называемой мертвой зоне обзора и готовая в нужный момент ускориться, и подставляет свой бок или переднее крыло под удар. После инцидента первая машина стремительно исчезает, и жертва остается на месте разбираться с «невинно пострадавшим» водителем, а иногда и пассажирами второго автомобиля. Другим вариантом подставы может быть разгон или начало движения после поворота. Перестроение в потоке автомашин, да еще и с ускорением, обязывает внимательнее смотреть по сторонам. В этот момент подставщик, находящийся перед жертвой, внезапно тормозит «в пол». Даже если вы это заметите, шансы успеть затормозить и избежать столкновения невысоки. В качестве жертв «подставщики» стараются выбирать представителей среднего класса, обладателей новых машин, но не слишком дорогих: девяток-десяток, Peugeot 307 или 406, Nissan Almera или Primera, Opel Vectra или Omega, VW Bora или Passat. Других потенциальных клиентов «подставщики» находят по стилю вождения. Вглядевшись в транспортный поток, легко можно увидеть в нем потенциальных «клиентов» подставщиков – водителей, нервно мечущихся из ряда в ряд. Как ни парадоксально, соблюдение правил дорожного движения снижает риск попасть на «подставу». Тип легкой добычи – начинающий водитель со знаком «У» на стекле. Под такого легче «подставиться», а недостаток опыта может оказаться решающим доводом против него же самого.

Понятно, что с введением в этом году обязательного страхования автомобильной гражданской ответственности (ОСАГО) проблем добавилось не только у автовладельцев, но и у страховых компаний, которые вынуждены выплачивать сотни миллионов долларов в год по не совсем прозрачным искам. «Мы выплатили страховые премии по 44 тысячам случаев автомобильного страхования за предыдущий год», – сообщил RBC daily Игорь Иванов, заместитель генерального директора компании «РЕСО-Гарантия». По его мнению, сейчас бороться с автоподставщиками нереально, так как их крайне сложно выявить. «У нас сейчас есть одно дело в суде, где мы подозреваем «подставу», но суд – это максимум, чего мы можем добиться. Если у нас имеет место повторный аналогичный страховой случай и наши специалисты видят определенные несоответствия, мы обращаемся в спецотдел ГИБДД, дальше разбираться – дело милиции, мы выступаем в роли помощника. Если инцидент происходит впервые, то мы вряд ли обратим на него внимание», – рассказывает Игорь Иванов. Он считает, что борьба с «подставлялами» активизируется с января 2004 года, когда начнет работать единая система обмена данных между страховщиками: «У нас будет информация по аналогичным случаям в других страховых компаниях, информация о машинах, вплоть до их VINов (заводские номера модели. – RBC daily). Следовательно, нам легче будет отслеживать случаимошенничества». База, создаваемая в Российском союзе автостраховщиков (РСА), будет содержать данные обо всех подозрительных выплатах. Причем список таких операций довольно широк – более 10 пунктов, в нем есть, например, «инсценировка страхового случая» или «страхование несуществующего автотранспорта».

«У РСА пока слабовата техническая база. Раньше, до введения ОСАГО, такая база создавалась и работала по инициативе «Альфа-Страхования», – поясняет начальник службы безопасности страховой компании «Нефтеполис» Алексей Пахомов, – самые крупные страховые компании направляли свои запросы и обменивались информацией». Алексей Пахомов рассказал RBC daily о деятельности своего отдела в случаях столкновений с «подставщиками»: «Наш клиент ехал по Ленинградскому шоссе на «Субару Легаси», сзади его подпирал «Мерседес»; в результате перестроения вправо он не заметил «Ауди А8» и стал «виновником» ДТП. У «А-восьмой» были повреждены крыло, бампер и фары. По стечению обстоятельств, недалеко находились сотрудники ГИБДД. У нас была достоверная информация, что в данном районе действует группа, занимающаяся подставами. Мы сотрудничаем с УБЭП московского ГУВД и направили туда материалы. Найти водителя «Мерседеса» не удалось, но было выяснено, что он находится в федеральном розыске за убийство». Другим способом работы с мошенниками является трасологическая (трасология – наука о следах) экспертиза. Ее результаты зачастую показывают, что «такие повреждения при таком столкновении получить невозможно», и некоторые «пострадавшие» отказываются от претензий. В «Нефтеполисе» было около 15 отказов, в пределах от 3 до 15 тыс. долларов, после проведения экспертизы.

Проблемой «автоподстав» между тем постепенно озабочивается и ГИБДД. Еще год назад в структуре управления уголовного розыска ГУВД Москвы был создан отдел по борьбе с мошенничествами, связанными с инсценировкой ДТП. В этот отдел входят сотрудники уголовного розыска, главного следственного управления и ГИБДД. Но, несмотря на вмешательство страховых компаний, «подставлял» пока почти не удается привлекать к ответственности за мошенничество. Возможно это лишь при условии, что дело дойдет до вымогательства. По словам Юрия Сопина,сотрудника юридической службы Ингосстраха, в случае когда страховщик имеет подозрения о наличии уголовного преступления (мошенничества), он как законопослушное лицо предоставит об этом информацию в правоохранительные органы для рассмотрения ситуации. Если реакция со стороны милиции будет отсутствовать, он будет отстаивать свои интересы в суде, доказывая, например, что такого-то ДТП не было.