branding imagebranding image
Autonews
Новости
Подписаться на Telegram-канал

RBC Daily: Москва заплатит за «автогражданку» втридорога

-----
До конца года обладателями полисов ОСАГО будут 50% автолюбителей, а к середине февраля следующего года этот показатель возрастет до 75%. Такой прогноз сделал вице-президент Всероссийского Союза страховщиков (ВСС) Павел Зубрилин. Он оговорился, что такие цифры ожидаются, если в ближайшее время «не будет революционных изменений по ОСАГО». Впрочем, революций Зубрилин не предвидит, разве что в следующем году возможен пересмотр тарифов и коэффициентов, причем в некоторых городах в сторону повышения.

Динамика реального страхования обязательной «автогражданки», нарисованная вице-президентом ВСС, не очень подтверждала его предсказания. До сих пор полисы ОСАГО купили лишь 4-5% автовладельцев, причем пик продаж пришелся на начало действия закона (июль), а затем энтузиазм обладателей «железных коней» несколько остыл. Каким образом 5% за предстоящий квартал обратятся в 50%, пока непонятно. Если, конечно, не учитывать надежд на то, что автолюбители испугаются предстоящего (с 1 января) введения штрафов за отсутствие на лобовом стекле соответствующего стикера (госзнака). Это значит, что в офисы компаний-членов РСА должен хлынуть неслыханный поток жаждущих получить полисы ОСАГО. Если сейчас обладателями заветных бумаг являются примерно 1,8 млн человек (оценка РСА на 1 сентября - 1,5 млн), то потенциальная армия посетителей указанных офисов намного больше. Насколько - данные существенно разнятся, так как из 29 млн автомобилей и 8 млн мотоциклов, зарегистрированных на середину года в стране, приходится вычитать госсобственность (которая не страхуется по причине отсутствия бюджетных средств), а также давно сгнившую, но не снятую по разным причинам с учета рухлядь.

Отсутствие энтузиазма вокруг ОСАГО, конечно, еще не говорит о провале этого начинания. На прошедшей весной конференции по автострахованию с членами РСА опытом делился, например, их коллега из Белоруссии, где ОСАГО было введено четыре года назад и также натолкнулось на непонимание населения. Тем не менее в прошлом году в республике (с автомобилизацией на уровне 2,5 млн единиц транспорта) было заключено 2,2 млн соответствующих страховых договоров, причем 65% премий уплачено физлицами. Еще более дисциплинированными оказались граждане Литвы: несмотря на то что местный закон об ОСАГО вступил в силу позже белорусского, к настоящему моменту практически все тамошние 1,15 млн автомобилистов купили обязательные полисы.

Куда сложнее ситуация на Украине, где закон об ОСАГО вступил в силу еще в 1996 г. Там процент застраховавших «обязаловку» и в лучше времена не превышал 20%, а к настоящему моменту упал (по оценке Моторного бюро республики) до 10%. Хотя средняя стоимость полиса там - 100 гривен (570 руб.), в то время как в России его аналог стоит 2 тыс. руб. В поисках выхода из тупиковой ситуации Кабинет министров Украины недавно подготовил решение об ужесточении системы контроля над исполнением закона. Предполагается, что теперь сотрудники Державной автоинспекции будут в массовом порядке проверять наличие полисов и налагать штрафы в размере до 17 гривен – сумма для украинцев, видимо, немаленькая. Похоже, Киев учитывает опыт других стран и намерения российских страховщиков заставить своих автолюбителей ездить со стикером под страхом штрафов.

Правда, последние намерения могут и не реализоваться. Последние недели прошли с растущим шквалом критики ОСАГО на разных уровнях. СМИ обвинили закон в провоцировании возросшего числа пробок в крупных городах: дескать, теперь участники всех, даже мелких, ДТП ожидают на месте инспекторов ГАИ и препятствуют движению транспорта. С учетом данных Зубрилина (хотя для крупных городов процент машин со стикером и несколько выше 5%) в это пока верится с трудом. Более правдоподобны обращения с мест, например депутатов дальневосточных регионов, которые говорят о трудностях страхования для местных автолюбителей, особенно обладателей подержанных «японок» с приличным объемом двигателя. К правительству обратились с просьбой приостановить, а затем пересмотреть некоторые положения ОСАГО (базовые тарифы, региональные коэффициенты) депутаты Брянской, Ульяновской, Новгородской областей. Их поддержал Госсовет Татарстана, а законодатели Кабардино-Балкарии зашли с другого бока: попросили Федеральный конституционный суд разобраться с соответствием закона об «обязаловке» закону Основному. Не менее активны депутаты Госдумы и претенденты на их кресла - с учетом разворачивающейся избирательной компании. В нижней палате парламента лежат (с учетом региональных инициатив) уже 8 вариантов поправок к закону об ОСАГО. По словам спикера Думы Геннадия Селезнева, «с учетом многочисленных обращений граждан» палата должна обязательно рассмотреть эти поправки. Когда именно - решится 18 сентября.

Законом, кстати, недовольны и страховщики, включая 140 нынешних членов РСА. По словам Павла Зубрилина, региональные повышающие коэффициенты по Москве (2) и Петербургу (1,8) оказываются для многих компаний если не разорительно низкими, то во всяком случае невыгодными. Вполне возможно, страховщики попросят кабинет министров пересмотреть (в прямо противоположном направлении, чем предлагают региональные, в том числе московские деятели) действующую сетку. Но произойдет это, по-видимому, не раньше чем уляжется «предвыборная» шумиха вокруг закона. Шумиха, названная вице-президентом РСПП Игорем Юргенсом «чистейшим популизмом», а депутатами и политиками именуемая «борьбой за права автомобилистов». Кто из них прав и будет ли на деле содействовать ОСАГО цивилизованности в разборках ДТП, а также нашему сближению с Европой («зеленая карта» автомобилиста и т.д.) - вопрос, на который ответ найдется, видимо, очень нескоро. И ответ этот будет зависеть от всех заинтересованных сторон: автомобилистов, ГАИ и страховщиков.