Кризис мирового авторынка, начавшийся в начале года, отнюдь не преодолен. Об этом свидетельствуют цифры доклада Ассоциации европейских автопроизводителей (ACEA): продажи новых машин в Старом Свете в первом полугодии упали на 2,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. "Существует риск того, что результаты второй половины года будут еще хуже", - утверждает аналитик Deutsсhe Bank Гаэтан Тульмонд (Gaetan Toulemond). "Общие итоги будут неутешительными, - говорит президент компании Renault Луи Швейцер (Louis Schveitzer). - Предстоит сокращение европейского рынка на 3 или даже 4%". Тревожность оценок ближайшей перспективы рынка присутствовала еще в начале года, причем тогда некоторые специалисты говорили даже о "грозящей катастрофе".
Катастрофы не случилось, причем аналитики утверждают: этого не произошло в значительной мере из-за быстрого окончания основной фазы войны в Ираке. В начале года многие потребители услуг и товаров, как европейские, так и американские, пребывали в панике по поводу возможного разрастания конфликта в "третью террористическую войну" и сокращали покупки всего, что не относится к товарам первой необходимости. Однако к фундаментальным сдвигам на мировом авторынке свержение Саддама Хусейна не привело. И это понятно: кризисные явления в данном сегменте имели более глубокие и совсем не внешнеполитические причины.
На снижении роста или даже падении продаж и прибыли ряда ведущих компаний сказался ряд обстоятельств, в первую очередь торможение экономик развитых стран последние два года (а в Японии и того больше). Кроме того, проблемы возникли и на развивающихся рынках Латинской Америки, а также таких стран, как Турция, Индонезия и т.д., еще недавно считавшихся перспективными. Сказались и просчеты маркетологов, выразившиеся в том, что конкурирующие автогиганты одновременно выбрасывали на рынок огромное количество новых моделей, что являлось мерой весьма затратной, но неэффективной в условиях осторожного спроса.
Эти тенденции и просчеты хорошо демонстрируют корпоративные результаты первого полугодия. Чистая прибыль группы Volkswagen за этот период снизилась на 57,5%, до 596 млн. евро, у BMW это снижение составило 14,5%, до 1 млрд. 78 млн. евро, у Peugeot Citroen - 11%. Fiat третий год подряд не может выйти из полосы убыточности (чистые убытки по итогам второго квартала 27 млн. евро). Не лучше дела у японских компаний: так, Mitsubishi Motors прогнозирует по итогам года прибыль в размере 83 млн долл., что в четыре раза меньше запланированной. Чистая прибыль Toyota за первые шесть месяцев сократилась на 9,7%.
Указанные цифры комментируются по-разному. В качестве основной причины выдвигается высокий курс евро и иены к американскому доллару, мешающий экспорту автомобилей стран ЕС и Страны восходящего солнца в США. Кроме того, Volkswagen отдельно указывает еще и на забастовки на заводах группы в Восточной Германии, а глава GM Europe Майк Бернс сослался и на беспрецедентную жару в Европе, из-за которой "люди не посещают салонов".
Впрочем, низкий курс доллара относительно евро в первой половине года не способствовал серьезному росту американского автопрома и экспорта его продукции. По прогнозам, продажи GM Europe по итогам года сократятся на 2%, а убытки за первую половину года уже составили 68 млн долл. (чистая прибыль всей GM тоже сократилась). Прибыль Ford Motor упала во втором квартале на 27%, в основном из-за слабого спроса в США, не лучше дела у DaimlerChrysler.
Самые хорошие показатели демонстрируют корейские компании - KIA, Hyundai и обновленная и теперь частично принадлежащая американцам Daewoo: рост прибыли этих компаний по итогам первых 6 месяцев находится в пределах 15-20%. Активному экспорту способствовал низкий курс южнокорейской валюты - воны - относительно валют более развитых стран. Руководство компаний прочих стран думает, как преодолеть возникшие проблемы. Американские, а затем и европейские компании одна за другой стали идти на беспрецедентные поблажки покупателям, включая огромные скидки, продажи с четырехлетней беспроцентной рассрочкой, крупные подарки и т.д. VW решило перенести часть своего производства, ориентированного на развитые страны, в Мексику, где рабочая сила дешевле. Наконец, все автогиганты делают акцент на растущий китайский рынок.
Что касается поблажек покупателям, то, по-видимому, позитивный ресурс этой меры иссякает. По словам финдиректора DaimlerChrysler Манфреда Гентса, расходы на привлечение клиентов в США возросли за восемь месяцев на 30%, а отдача получается очень слабой. Остается испытанный метод, включающий оптимизацию производства, продажу нерентабельных подразделений, сокращение избыточных рабочих мест и даже сокращение фонда зарплаты. Впрочем, меры мерами, а многие специалисты говорят о том, что колебания потребительского спроса на автомобили носят циклический характер и что конец очередного циклического "провала" не за горами. Открывшийся во Франкфурте очередной автосалон покажет, что готовы предложить производители на рынок, чтобы стимулировать его очередной подъем.
Катастрофы не случилось, причем аналитики утверждают: этого не произошло в значительной мере из-за быстрого окончания основной фазы войны в Ираке. В начале года многие потребители услуг и товаров, как европейские, так и американские, пребывали в панике по поводу возможного разрастания конфликта в "третью террористическую войну" и сокращали покупки всего, что не относится к товарам первой необходимости. Однако к фундаментальным сдвигам на мировом авторынке свержение Саддама Хусейна не привело. И это понятно: кризисные явления в данном сегменте имели более глубокие и совсем не внешнеполитические причины.
На снижении роста или даже падении продаж и прибыли ряда ведущих компаний сказался ряд обстоятельств, в первую очередь торможение экономик развитых стран последние два года (а в Японии и того больше). Кроме того, проблемы возникли и на развивающихся рынках Латинской Америки, а также таких стран, как Турция, Индонезия и т.д., еще недавно считавшихся перспективными. Сказались и просчеты маркетологов, выразившиеся в том, что конкурирующие автогиганты одновременно выбрасывали на рынок огромное количество новых моделей, что являлось мерой весьма затратной, но неэффективной в условиях осторожного спроса.
Эти тенденции и просчеты хорошо демонстрируют корпоративные результаты первого полугодия. Чистая прибыль группы Volkswagen за этот период снизилась на 57,5%, до 596 млн. евро, у BMW это снижение составило 14,5%, до 1 млрд. 78 млн. евро, у Peugeot Citroen - 11%. Fiat третий год подряд не может выйти из полосы убыточности (чистые убытки по итогам второго квартала 27 млн. евро). Не лучше дела у японских компаний: так, Mitsubishi Motors прогнозирует по итогам года прибыль в размере 83 млн долл., что в четыре раза меньше запланированной. Чистая прибыль Toyota за первые шесть месяцев сократилась на 9,7%.
Указанные цифры комментируются по-разному. В качестве основной причины выдвигается высокий курс евро и иены к американскому доллару, мешающий экспорту автомобилей стран ЕС и Страны восходящего солнца в США. Кроме того, Volkswagen отдельно указывает еще и на забастовки на заводах группы в Восточной Германии, а глава GM Europe Майк Бернс сослался и на беспрецедентную жару в Европе, из-за которой "люди не посещают салонов".
Впрочем, низкий курс доллара относительно евро в первой половине года не способствовал серьезному росту американского автопрома и экспорта его продукции. По прогнозам, продажи GM Europe по итогам года сократятся на 2%, а убытки за первую половину года уже составили 68 млн долл. (чистая прибыль всей GM тоже сократилась). Прибыль Ford Motor упала во втором квартале на 27%, в основном из-за слабого спроса в США, не лучше дела у DaimlerChrysler.
Самые хорошие показатели демонстрируют корейские компании - KIA, Hyundai и обновленная и теперь частично принадлежащая американцам Daewoo: рост прибыли этих компаний по итогам первых 6 месяцев находится в пределах 15-20%. Активному экспорту способствовал низкий курс южнокорейской валюты - воны - относительно валют более развитых стран. Руководство компаний прочих стран думает, как преодолеть возникшие проблемы. Американские, а затем и европейские компании одна за другой стали идти на беспрецедентные поблажки покупателям, включая огромные скидки, продажи с четырехлетней беспроцентной рассрочкой, крупные подарки и т.д. VW решило перенести часть своего производства, ориентированного на развитые страны, в Мексику, где рабочая сила дешевле. Наконец, все автогиганты делают акцент на растущий китайский рынок.
Что касается поблажек покупателям, то, по-видимому, позитивный ресурс этой меры иссякает. По словам финдиректора DaimlerChrysler Манфреда Гентса, расходы на привлечение клиентов в США возросли за восемь месяцев на 30%, а отдача получается очень слабой. Остается испытанный метод, включающий оптимизацию производства, продажу нерентабельных подразделений, сокращение избыточных рабочих мест и даже сокращение фонда зарплаты. Впрочем, меры мерами, а многие специалисты говорят о том, что колебания потребительского спроса на автомобили носят циклический характер и что конец очередного циклического "провала" не за горами. Открывшийся во Франкфурте очередной автосалон покажет, что готовы предложить производители на рынок, чтобы стимулировать его очередной подъем.