branding imagebranding image
Autonews
Новости
Подписаться на Telegram-канал

"RBC-daily": Специалисты прогнозируют дальнейшее падение продаж автомобилей в Европе и США

-----
Кризис мирового авторынка, начавшийся в начале года, отнюдь не преодолен. Об этом свидетельствуют цифры доклада Ассоциации европейских автопроизводителей (ACEA): продажи новых машин в Старом Свете в первом полугодии упали на 2,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. "Существует риск того, что результаты второй половины года будут еще хуже", - утверждает аналитик Deutsсhe Bank Гаэтан Тульмонд (Gaetan Toulemond). "Общие итоги будут неутешительными, - говорит президент компании Renault Луи Швейцер (Louis Schveitzer). - Предстоит сокращение европейского рынка на 3 или даже 4%". Тревожность оценок ближайшей перспективы рынка присутствовала еще в начале года, причем тогда некоторые специалисты говорили даже о "грозящей катастрофе".

Катастрофы не случилось, причем аналитики утверждают: этого не произошло в значительной мере из-за быстрого окончания основной фазы войны в Ираке. В начале года многие потребители услуг и товаров, как европейские, так и американские, пребывали в панике по поводу возможного разрастания конфликта в "третью террористическую войну" и сокращали покупки всего, что не относится к товарам первой необходимости. Однако к фундаментальным сдвигам на мировом авторынке свержение Саддама Хусейна не привело. И это понятно: кризисные явления в данном сегменте имели более глубокие и совсем не внешнеполитические причины.

На снижении роста или даже падении продаж и прибыли ряда ведущих компаний сказался ряд обстоятельств, в первую очередь торможение экономик развитых стран последние два года (а в Японии и того больше). Кроме того, проблемы возникли и на развивающихся рынках Латинской Америки, а также таких стран, как Турция, Индонезия и т.д., еще недавно считавшихся перспективными. Сказались и просчеты маркетологов, выразившиеся в том, что конкурирующие автогиганты одновременно выбрасывали на рынок огромное количество новых моделей, что являлось мерой весьма затратной, но неэффективной в условиях осторожного спроса.

Эти тенденции и просчеты хорошо демонстрируют корпоративные результаты первого полугодия. Чистая прибыль группы Volkswagen за этот период снизилась на 57,5%, до 596 млн. евро, у BMW это снижение составило 14,5%, до 1 млрд. 78 млн. евро, у Peugeot Citroen - 11%. Fiat третий год подряд не может выйти из полосы убыточности (чистые убытки по итогам второго квартала 27 млн. евро). Не лучше дела у японских компаний: так, Mitsubishi Motors прогнозирует по итогам года прибыль в размере 83 млн долл., что в четыре раза меньше запланированной. Чистая прибыль Toyota за первые шесть месяцев сократилась на 9,7%.

Указанные цифры комментируются по-разному. В качестве основной причины выдвигается высокий курс евро и иены к американскому доллару, мешающий экспорту автомобилей стран ЕС и Страны восходящего солнца в США. Кроме того, Volkswagen отдельно указывает еще и на забастовки на заводах группы в Восточной Германии, а глава GM Europe Майк Бернс сослался и на беспрецедентную жару в Европе, из-за которой "люди не посещают салонов".

Впрочем, низкий курс доллара относительно евро в первой половине года не способствовал серьезному росту американского автопрома и экспорта его продукции. По прогнозам, продажи GM Europe по итогам года сократятся на 2%, а убытки за первую половину года уже составили 68 млн долл. (чистая прибыль всей GM тоже сократилась). Прибыль Ford Motor упала во втором квартале на 27%, в основном из-за слабого спроса в США, не лучше дела у DaimlerChrysler.

Самые хорошие показатели демонстрируют корейские компании - KIA, Hyundai и обновленная и теперь частично принадлежащая американцам Daewoo: рост прибыли этих компаний по итогам первых 6 месяцев находится в пределах 15-20%. Активному экспорту способствовал низкий курс южнокорейской валюты - воны - относительно валют более развитых стран. Руководство компаний прочих стран думает, как преодолеть возникшие проблемы. Американские, а затем и европейские компании одна за другой стали идти на беспрецедентные поблажки покупателям, включая огромные скидки, продажи с четырехлетней беспроцентной рассрочкой, крупные подарки и т.д. VW решило перенести часть своего производства, ориентированного на развитые страны, в Мексику, где рабочая сила дешевле. Наконец, все автогиганты делают акцент на растущий китайский рынок.

Что касается поблажек покупателям, то, по-видимому, позитивный ресурс этой меры иссякает. По словам финдиректора DaimlerChrysler Манфреда Гентса, расходы на привлечение клиентов в США возросли за восемь месяцев на 30%, а отдача получается очень слабой. Остается испытанный метод, включающий оптимизацию производства, продажу нерентабельных подразделений, сокращение избыточных рабочих мест и даже сокращение фонда зарплаты. Впрочем, меры мерами, а многие специалисты говорят о том, что колебания потребительского спроса на автомобили носят циклический характер и что конец очередного циклического "провала" не за горами. Открывшийся во Франкфурте очередной автосалон покажет, что готовы предложить производители на рынок, чтобы стимулировать его очередной подъем.