branding imagebranding image
Autonews
Новости
Подписаться на Telegram-канал

RBC Daily: «Автогражданку» могут заморозить

-----
Действие закона об ОСАГО может быть приостановлено, пока сам он не будет изменен «в пользу автомобилистов». Такова суть документа, предложенного на рассмотрение Госдумы фракцией «Народный депутат». «Нардепы» предлагают снизить вдвое базовый тариф закона, составляющий ныне 1980 руб. и увеличить дифференциацию дополнительных коэффициентов в зависимости от объема двигателя. Одновременно та же группа предложила другой вариант решения проблемы «автогражданки» - отложить срок введения штрафов за отсутствие полиса ОСАГО до 1 января.

Формально последняя инициатива вызвана заботой о рядовых автолюбителях, массы которых до сих пор имеют лишь смутное представление о грозящей им страховой «обязаловке». Дескать, если дать еще год на просвещение и раскачку, они станут сознательнее и стройными рядами пойдут в офисы компаний-членов РСА. Фактически депутаты явно нацеливаются на декабрьские выборы в Госдуму. И не только центрист-либерал Виктор Похмелкин сформировал целый блок с «автомобильным» названием и аргументацией в духе: «Нас, людей за рулем, 30 миллионов, защитим свои интересы». По проблемам ОСАГО поспешили высказаться и коммунисты (Виктор Илюхин), и «Яблоко», и представители прочих, практически всех, политических сил. Все они также хотят получить звание защитников интересов огромной армии автомобилистов, дескать ущемленных новым законом. Воистину, инициаторы этого документа просчитались со сроками его введения в действие. Их совпадение с думской предвыборной кампанией может сыграть для ОСАГО роль самую негативную.

Впрочем, не следует говорить о том, что проблема обязательной «автогражданки» носит исключительно «предвыборный» характер. Против ОСАГО слышатся сильные голоса из регионов, где до выборов (местных) еще далеко. Так, законодатели Брянской области, поддержанные коллегами с Дальнего Востока, из Новгорода и Ульяновска, направили обращение к президенту Владимиру Путину с просьбой пересмотреть основные положения закона. «Регионалы» видят в законе признаки ущемления своих, особенно бедных по сравнению с московскими, автовладельцев. И требуют пересмотреть для некоторых областей коэффициенты по тарифам в сторону большего понижения.

Постановка вопроса, с одной стороны, выглядит несколько странно: утвержденная весной правительством тарифная сетка предполагает существенную разницу между «данью» автолюбителя, допустим, в Москве (где действует двукратный повышающий коэффициент) и регионами, где в некоторых случаях этот коэффициент составляет всего 0,4. Владельцу какой-нибудь малолитражки, да еще с существенным опытом вождения, в провинции полис может обойтись совсем недорого. В идеальном сочетании разных данных – всего несколько сотен рублей. Но, во-первых, такое идеальное сочетание встречается не повсеместно. К тому же в некоторых областях, особенно дальневосточных, относительно щадящие региональные коэффициенты перекроются наценками за мощность двигателя. Ведь в Приморье, Хабаровском крае и т.д. значительную часть легкового автотранспорта составляют подержанные праворульные «японки» с двигателем более сильным, чем 95 л.с. (порог, выше которого начинаются «накрутки»). Кроме того, в некоторых регионах, особенно за пределами областных центров, до сей поры «автогражданка» и в добровольном виде не получала развития. Т.е. владельцы ТС предпочитали не платить и нескольких сотен «деревянных» за возмещение гипотетического ущерба другим лицам и их имуществу. Теперь приходится что-то платить, и это для небогатой в целом провинции особенно неприятно в свете реформы ЖКХ, даже на своем старте оборачивающейся быстрым ростом платы за «коммуналку».

Противники закона об ОСАГО многочисленны, а их предложения иногда противоречат друг другу, и на этом факте может сыграть правительство и компании-члены Российского союза автостраховщиков, отстаивающие документ в его нынешнем виде. В самом деле, предложение группы «Народного депутата» увеличить тарифную разницу за мощность двигателя (и так, кстати, немаленькую - от 0,5 до 1,9) может очень понравиться отечественному автопрому. Последний, за исключением ГАЗа и иностранных сборочных производств, практически не поставляет на наш рынок легковых машин с мощным – выше 95 л.с. - двигателем, и этот пункт как бы стимулирует автолюбителей не покупать дорогие в страховании иномарки. Однако владельцам тех же «японок», «немок» и т.д. это будет вряд ли по душе.

Очевидно, чем ближе к выборам, тем больше споры вокруг ОСАГО будут ожесточаться. С одной стороны, усилятся апелляции к общественному мнению, с другой - увеличится лоббистская активность автостраховщиков, которые потратили столько сил для пробивания самого закона, а затем установления более-менее устраивающих их тарифов не для того, чтобы теперь допустить крах своего детища. В этой дискуссии, несомненно, будет мелькать все больше цифр. И если цифра в 1,5 млн (количество купивших полисы ОСАГО по состоянию на 1 сентября) будет быстро расти, это будет не последним аргументом в пользу действующего закона. Хотя наверняка число недовольных ОСАГО по-прежнему будет очень велико. Вопрос в том, захотят ли они свое недовольство каким-либо образом выразить.