Autonews
RBC Daily: Гаишники будут брать взятки молча
Новости 22 августа 2003
Новости 22 августа 2003
RBC Daily: Гаишники будут брать взятки молча
-----
На российских дорогах становится все опаснее. Чтобы стабилизировать ситуацию, правительство намерено ужесточить меры пресечения дорожных правонарушений

Ситуация с безопасностью дорожного движения в России стала национальной бедой, причем теперь с этим согласны и федеральные власти. В частности, критичность обстановки на дорогах страны отметил в среду вице-премьер РФ Владимир Яковлев, открывая заседание правительственной комиссии по вопросам безопасности дорожного движения. По мнению экспертов, причиной резкого роста ДТП стало увеличение количества автотранспорта, а также катастрофическое несоблюдение правил дорожного движения отечественными водителями. Для того чтобы исправить ситуацию, планируется ужесточить меры пресечения дорожных правонарушений. Впрочем, эффективность такой программы представляется довольно сомнительной: аналогичные действия ранее не повлияли на привычки лихачей и привели лишь к повышению «гонораров» инспекторов ГАИ.

«Ситуация с безопасностью движения стала национальной бедой страны, ситуация просто страшнейшая», – отметил вице-премьер РФ Владимир Яковлев на открытии заседания правительственной комиссии по вопросам безопасности дорожного движения. Статистика за последние 10 лет говорит о том, что каждый десятый водитель, участвовавший в ДТП, был нетрезв, каждый шестой не имел водительского удостоверения, а каждый седьмой пострадавший стал инвалидом. В одном только прошлом году, по словам вице-премьера, в ДТП погибло 33 тыс. россиян. Причем экономический ущерб от автокатастроф последнего десятилетия составил 279 млрд рублей. Эксперты сходятся во мнении, что высокая аварийность в России обусловлена рядом факторов. Во-первых, российские дороги оказались не готовы к значительному росту числа автомобилей: если в 1998 году в России насчитывалось 18,8 млн автомобилей (129 на 1 тыс. человек), то на конец 2002 г. этот показатель составил 23 млн автомобилей (161 на 1 тыс. человек). По словам заместителя министра транспорта РФ Александра Колика, бурный рост числа автомобилей породил целый комплекс проблем – большую дорожную аварийность, загрязнение окружающей среды, перегрузку дорог и городских улиц.

Помимо стремительной автомобилизации, другой важной причиной аварий является низкая дисциплина водителей и пешеходов, сознательно пренебрегающих правилами дорожного движения (ПДД). По словам начальника управления безопасности движения и технической политики на автомобильном и городском пассажирском транспорте Минтранса России Петра Лаврентьева, чаще всего к ДТП ведут такие нарушения, как проезд на красный свет, выезд на тротуар или встречную полосу, а также существенное превышение разрешенной скорости движения. Согласно статистике ГАИ, наиболее распространенной причиной аварий на дорогах является выезд на «встречку» – на него приходится 19% всех ДТП. Российская правительственная комиссия по безопасности дорожного движения всерьез обеспокоилась падением нравов среди отечественных автолюбителей. Теперь российское правительство вплотную занялось разработкой системы мер, которая заставляла бы водителей ездить по правилам. Интересно, что для решения этой проблемы чиновники считают достаточным ужесточить санкции к водителям, нарушающим ПДД. «Правительственная комиссия направит обращение в российские судебные органы с просьбой жестче относиться к тем, кто нарушает правила, – подчеркнул Владимир Яковлев по окончании заседания комиссии. – Сейчас водители чувствуют себя слишком вольготно, понимая, что они могут откупиться легким движением руки, вынимая купюру из кошелька».

Впрочем, как полагают специалисты, учитывая сегодняшние российские реалии вряд ли такими методами правительству удастся добиться сколько-нибудь значимых результатов. «Ужесточением наказаний на ситуацию повлиять нельзя, – считает собеседник RBC daily в столичной Госавтоинспекции. – В 2002 году в России ввели новый кодекс об административных правонарушениях (КоАП), который предусматривает более строгое отношение к нарушителям ПДД. С тех пор лихачить стали не только не меньше, а даже больше». Если нынешний КоАП за выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, в случаях, запрещенных ПДД, предусматривает штраф в размере от 3 до 5 МРОТ или лишение права управления транспортным средством на срок от 2 до 4 месяцев, то ранее за аналогичное правонарушение полагалось лишь предупреждение или штраф от 0,2 до 0,5 МРОТ. Кроме того, лишением водительского удостоверения старый КоАП не грозил и за непредоставление преимущества в движении спецтранспорту, а также превышение скорости (более чем на 60 км/ч). Кроме того, более скромными были и штрафы – для многих правонарушений – в полтора-два раза ниже, чем теперь. Получается, что ужесточение наказаний в России уже имело место, но пользы не принесло. Удивительно, что власти хотят второй раз наступить на те же грабли.

Строгость наказания не повлияет на нарушителей до тех пор, пока существует та самая традиция российских автолюбителей «разбираться на месте», о которой говорил экс?губернатор Санкт-Петербурга. И искоренить мздоимство, видимо, будет ничуть не проще, чем сократить число ДТП. Недавние рекомендации министра внутренних дел РФ Бориса Грызлова, который советовал отечественным автовладельцам обзавестись видеокамерой и обличать взяточников в милицейской форме, судя по всему, оказались безрезультатными. В свою очередь, инспекторы ГИБДД были оснащены скрытыми диктофонами, чтобы отбить охоту у любителей «дать на лапу». Каково же было удивление журналиста RBC daily, когда на посту ГАИ в Подмосковье в ходе рядовой проверки документов он увидел объявление, напечатанное крупными буквами и закрепленное на видном месте: «Внимание! Производится запись на диктофон!». То есть взятку дать все-таки можно. Но молча. Понятно, что дальнейшие ухищрения властей будут иметь приблизительно такой же итог.

Неудивительно и то, что опрос, проводимый на официальном сайте ГИБДД («Как Вы относитесь к реформированию ГИБДД?»), показывает неутешительные для ведомства результаты. «Мне всё равно. В нашей стране реформы – пустой звук» – таков ответ 71% респондентов. Лишь 20% ответивших на вопрос оценивают эти реформы как положительные, приносящие результат, а еще 7% считают, что реформы не нужны, так как ГИБДД и так отлично справляется со своими функциями. Впрочем, необходимость сокращения числа ДТП все же налицо. По мнению экспертов, для того чтобы уменьшить число нарушений правил дорожного движения и, как следствие, аварий на дорогах, важно, в первую очередь, добиться того, чтобы автоинспекция занялась своими прямыми обязанностями – стала обеспечивать контроль за соблюдением нормативов и стандартов безопасности дорожного движения. Сейчас слишком много их усилий направлено на сторонние процессы, такие как регистрация транспортных средств, осуществление техосмотра и т.п. Кроме того, важно создать автомобилистам такие условия движения, при которых им не приходилось бы идти на правонарушения, чтобы успеть на работу, в аэропорт и т.п. «Ведь патологических нарушителей не так много, большая часть создает аварийную обстановку в спешке, по собственной необходимости. Правда, не думая об остальных участниках движения», – подытожил собеседник RBC daily в ГАИ.

Комментарии