branding imagebranding image
Autonews
Новости
Подписаться на Telegram-канал

RBC Daily: АвтоВАЗ губит себя ценами

-----
Постоянное повышение цен на продукцию АвтоВАЗа приведет к тому, что россияне откажутся от покупки вазовских машин и пересядут на иномарки

В середине июля АвтоВАЗ в очередной раз повысил отпускные цены на свою продукцию. По оценкам экспертов, в начале августа начнется коррекция розничных цен в салонах дилеров отечественного автомобильного гиганта. Всего же в этом году розничные цены на «Жигули», «Самары» и «Нивы» выросли приблизительно на 20%. Однако даже существенное повышение цен не привело к резкому снижению спроса на продукцию АвтоВАЗа. Увеличение импортных пошлин на подержанные иномарки старше 7 лет заставило многих стать клиентами завода в Тольятти. Между тем, несмотря на создаваемые государством «благоприятные условия», объемы производства на АвтоВАЗе продолжают падать, и автогигант уступает российский рынок иномаркам. ВАЗ снижает количество выпускаемых машин, чтобы избежать затоваривания. По словам экспертов, сохранение нынешних тенденций (повышение цен на тольяттинские машины при параллельном введении новых заградительных пошлин на импорт автомобилей) и развитие в России иностранных сборочных производств может привести к тому, что продукция АвтоВАЗа будет окончательно вытеснена с российских дорог иномарками.

АвтоВАЗ повысил отпускные цены на автомобили для своих дилеров еще 15 июля. В среднем рост цен на вазовские модели с середины июня составил 1,5%. Цена машин для потребителей должна начать расти уже в первых числах августа. «Обычно цены на торговых площадках начинают расти через две-три недели после поднятия цен заводом-изготовителем», – сказал RBC daily представитель одного из крупных московских дилеров АвтоВАЗа. Отпускные цены на основной модельный ряд вазовских малолитражек выросли в среднем на 1000-2900 рублей. Автомобили «десятого» семейства, в комплектацию которых входит кондиционер, подорожали на 6800-7400 рублей. Это уже четвертое с начала года подорожание товарной продукции автозавода в Тольятти. По информации пресс-центра АвтоВАЗа, «новые отпускные цены приняты в соответствии с политикой ценообразования на 2003 год, в основу которой положен индекс инфляции». По официальномумнению завода, изменение отпускных цен не скажется на розничных ценах. Между тем эта «предсказуемая» ценовая политика по повышению цен привела к тому, что розничные цены на продукцию тольяттинского завода за этот год выросли приблизительно на 20%.

Столь существенно повысить цены на вазовскую продукцию стало возможно во многом благодаря введению пошлин на подержанные иномарки старше 7 лет. «Не секрет, что многие нынешние покупатели стали вынужденными клиентами АвтоВАЗа, поскольку мы попросту прекратили ввозить старые, но относительно качественные и недорогие иномарки», – сказал RBC daily перегонщик, который после введения пошлин был вынужден переключиться на более дорогие модели, которые не являются прямыми конкурентами моделям АвтоВАЗа. По данным ГТК, в первом полугодии в Россию было ввезено 259 084 автомобиля (против 335 112 штук за аналогичный период 2002 года, т.е. падение составило 23%). При этом в ГТК утверждают, что «снижение сопровождается уменьшением сумм взысканных таможенных пошлин и налогов, что объясняется повышением ставок таможенных пошлин и единых ставок на транспортные средства, с момента выпуска которых прошло более 7 лет».

Однако, несмотря на относительно благоприятную внешнюю конъюнктуру, на АвтоВАЗе продолжается падение производства. В прошлом году с тольяттинского конвейера сошло 702 966 автомобилей (на 54 347 машин меньше, чем в 2001 году). В 2003 году АвтоВАЗ планирует выпустить всего 690 тысяч машин. Таким образом, снижая производственные показатели, завод держится за счет повышения цен на свою продукцию. «Снижение производства на АвтоВАЗе связано со снижением спроса на продукцию автозавода. Если спроса нет, проще уменьшить объемы производства и повысить цены», – сказал RBC daily представитель компании «Северянин-АвтоВАЗ».

По словам экспертов, АвтоВАЗ теряет свои позиции на отечественном рынке,который стремительно перераспределяется в пользу иномарок. «Люди богатеют и хотят ездить на хороших машинах», – говорит представитель«Северянин-АвтоВАЗа». «Перераспределение рынка в пользу иномарок идет огромными темпами, причем АвтоВАЗ уступает свои позиции как новым, так и подержанным автомобилям. По данным дилеров, в целом продажи новых иномарок за первый квартал выросли на 45-60%. Это увеличение является крупнейшим за последние годы. В то же время продажи моделей тольяттинского автозавода за этот период упали почти на 6%. После повышения таможенных пошлин часть потенциальных покупателей стала переориентироваться на новые недорогие автомобили. В ближайшее время эта тенденция только усилится. Идет процесс смены автомобильного парка на иномарки, и он будет продолжаться. Уже сейчас достаточно хороший выбор в сегменте от 10 до 20 тыс. долларов», – cказал RBC daily директор консалтингового агентства «3.14R» Александр Брук.

По мнению экспертов, ситуация для АвтоВАЗа при сохраняющихся тенденциях будет только ухудшаться. На этой неделе Мининистерство экономического развития и торговли (МЭРТ) предложило правительству в очередной раз повысить пошлины на ввоз иномарок. Согласно уточненной реформаторами стратегии развития автопрома, импортный тариф для всех иномарок должен вырасти до 35% (окончательное решение о введении новых пошлин пока не принято). Предполагается, что он будет действовать сначала всего 2-3 года. Основная цель данной акции, по замыслу Минэкономразвития, – привлечь в Россию иностранных автопроизводителей. По словам г-на Терехова, в этих условиях «рынок будет постепенно перераспределяться в пользу иномарок, поставляемых со сборочных производств в России». Уже сейчас цены на самые ходовые вазовские машины («Самары» и «десятки»), по сути, вплотную приблизились к стоимости новых недорогих иномарок. В салонах дилеров за «девятку-десятку» просят 5,8-7,5 тыс. долларов, плюс не «обязательные» расходы на антикор, «протяжку», «музыку» и прочее. За те же деньги всалоне можно приобрести корейскую Daewoo. По словам г-на Брука, выйти из сложившейся ситуации АвтоВАЗ может лишь в том случае, если ему удастся в течение 3-4 лет разработать и запустить в производство новые модели. Однако на сегодняшний день самые «свежие» модели завода родом из конца восьмидесятых.