Autonews
Новости

"RBC-Daily": Мировой авторынок продолжает лихорадить

-----
Результаты продаж автомобилей за первое полугодие в основном говорят о снижении спроса на ведущих рынках. Мировой авторынок продолжает переживать не лучшие времена. Хотя мрачные прогнозы о том, что торможение экономического роста в развитых странах, международная нестабильность, связанная с войной в Ираке, приведут к существенному падению продаж и кризису в автопроизводстве, сбылись далеко не в полной мере, ситуация продолжает оставаться тревожной.

По заявлению Ассоциации европейских автопроизводителей (АСЕА), "первое полугодие было отмечено экономической и политической нестабильностью", в результате которой продажи новых машин в Старом Свете упали на 2,6%. Хотя вместе с тем АСЕА отметила положительные результаты июня (1,3 млн новых регистраций) и выразила надежду на "возможное восстановление рынка", пока эти надежды остаются весьма зыбкими. Руководство компании Peugeot-Citroen, например, увеличило оценку сокращения европейского рынка легковых автомобилей в этом году с 2% до 3%.

Несмотря на некоторый (+1,4%) рост продаж, сама PSA Peugeot-Citroen показала в первом полугодии снижение прибыли на 11%, при этом на второе полугодие запланировано сокращение производства на 73 тыс. автомобилей. Второй французский производитель - Renault снизил продажи (на 4,5%), особенно сильно в Европе (-6,8%). Упали продажи у Volkswagen (-1,7%) и европейского подразделения DaimlerChrysler (-4,1%). Принадлежащая GM компания Saab снизила и продажи (519,6 млн долл. во втором квартале против 594,9 млн долл. за соответствующий период прошлого года) и прибыль (-35%), что ее руководство объясняет как трудностями реструктуризации, так и высоким курсом шведской кроны, препятствующим экспорту. Последний тезис выглядит не очень убедительно, т.к., во-первых, курс евро в странах еврозоны, куда в основном уходит продукция шведской компании, также не был низким, во-вторых, прибыль другой автогруппы Швеции (также принадлежащей американцам, только из Ford) -Volvo - за тот же период выросла до 2,04 млрд крон (+80%). Рекордные отрицательные результаты в Европе по-прежнему показывает Fiat, который, несмотря на активное избавление от своих непрофильных подразделений и сокращение штатов, никак не может преодолеть кризис продаж, особенно в Европе (на фоне этого кризиса руководство туринской группы объявило о новом плане "затягивания поясов", предусматривающем увольнение уже не 8, а более чем 12 тысяч работников в течение трех лет).

Между тем трудности испытывают и компании по другую сторону океана. Чистая прибыль автогиганта №1 GM во втором квартале снизилась на треть, при этом европейские и латиноамериканские подразделения продолжают в целом оставаться убыточными, а доходность от операций в Америке сократилась на половину - до 83 млн долл. Хотя общий результат полугодия для Ford Motor Co. выглядит весьма неплохо - 1 млрд 313 млн долл. прибыли против 524 млн убытков годом ранее, все успехи были достигнуты в первом квартале, а во втором прибыль существенно сократилась из-за слабого объема продаж в США. Впрочем, все производители отмечают не только невысокий спрос на традиционных рынках, но и существенное его сокращение на считающемся потенциально весьма перспективным рынке Латинской Америки (где кризисные или предкризисные явления отмечаются в таких крупных странах, как Аргентина и Бразилия). На рынке США же конкуренция обострилась до такой степени, что официальные дилеры производителей вынуждены не только оформлять беспроцентные кредиты сроком на 5 лет, но и неслыханные скидки, достигающие на некоторые модели Chrysler 4,5 тыс., на GM - 4 тыс. долл. (Ford пошел по другому пути, предлагая покупателям своих машин подарки стоимостью до 1,5 тыс. долл.).

На этом фоне показатели российского автопрома выглядят двойственно: с одной стороны, налицо явное сокращение производства в первом полугодии (-9,9%), с другой - данные второго квартала гораздо оптимистичнее показателей первого, когда конвейеры многих заводов, особенно ГАЗа, простаивали неделями в ожидании окончания "переваривания" рынком избыточного количества иномарок-семилеток, ввезенных в страну до вступления в силу новых таможенных пошлин.

Несомненными выглядят успехи японцев: так, производство Mitsubishi в первом полугодии выросло на 1,4%, Honda - на 6,8%, причем рост их продаж наблюдался даже на в целом "стагнирующем" европейском рынке. Впрочем, наиболее привлекательным как для японских, так и для других компаний выглядел рынок Китая - на многочисленных автомобильных СП с 50%-м участием иностранного капитала в этой стране в I полугодии наблюдался рост производства в 20% при очень высокой прибыли. Немудрено, что Volkswagen, уже имеющий в этой стране 2 завода, вознамерился вместе с китайскими партнерами построить гигантский третий стоимостью в 1 млрд евро. Однако автогиганты не считают потерянными и традиционные рынки, рассчитывая, что в начале, в крайнем случае в середине следующего года цикл спада закончится и наступит новый подъем. Но за то, чтобы оказаться на его вершине, необходимо бороться уже сегодня.