Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам
RBC Daily: Европа поможет российским дорогам
RBC Daily: Европа поможет российским дорогам
Новости 7 июля 2003
Новости 7 июля 2003
RBC Daily: Европа поможет российским дорогам
-----
Европейский банк реконструкции и развития выделил России очередной кредит на расширение и модернизацию автодорожной сети. Президент ЕБРР Жан Лемьер и министр транспорта РФ Сергей Франк подписали в Лондоне соглашение, согласно которому Россия получит 290 млн долл. на строительство участка кольцевой дороги вокруг Петербурга и федеральной трассы Чита-Хабаровск. Соглашение относится к разряду плановых: соответствующие средства уже давно зачислены в российский бюджет 2003 г. Хотя до последнего момента представители евробанка выдвигали дополнительные требования, такие как жесткий экологический контроль над строительством питерской КАД и участие в нем иностранных компаний. Кроме того, зарубежных кредиторов беспокоили сведения о якобы многочисленных финансовых нарушениях, допущенных при строительстве первого участка КАД. Тем не менее все вопросы оказались утрясены. Как и в прошлом году (когда ЕБРР выделил 229 млн долл. на строительство в Петербурге и на Дальнем Востоке), финансирование модернизации российских трасс будет продолжено.

Российскую вечную проблему - дорог и дураков - по крайней мере в первой части помогает решить Запад. Собственно, больше и некому. СССР оставил РФ в наследство тяжелую проблему. Протяженность автодорожной сети (с учетом ведомственной и частной) составляет порядка 940 тыс. км - почти в семь раз меньше, чем в США. По показателю же трасс с твердым покрытием (765 тыс. км) дела еще хуже, а если учитывать плотность дорог на кв. км или на душу населения, то ситуация совсем аховая. Мы отстаем от США в 11 раз, от Британии и Германии – в 25-30 раз. Конечно, громадную часть РФ представляют почти незаселенные и неосвоенные территории с суровым климатом, на многих из которых дорожное строительство вообще невозможно. Но даже если брать основную полосу расселения, то и они в разы обделены автомобильными путями даже по сравнению со многими развивающимися странами.

Такая ситуация, особенно если учитывать дефицит железнодорожных путей и дороговизну авиарейсов, приводит к существенным экономическим потерям. Отсутствие связей с другими регионами приводит к снижению подвижности населения, увеличению безработицы, снижению доходов производителей, особенно сельскохозяйственных. В некоторых отдаленных районах вообще практически вынуждены жить натуральным хозяйством, так как плоды своего труда невозможно вывезти на продажу. Без наличия транспортной инфраструктуры невозможно разрабатывать месторождения, осваивать новые производства. Важно не только наличие, но и качество дорог: известно, что средняя скорость движения на наших трассах в 2 раза ниже, чем на европейских, и в результате последние гораздо эффективнее работают на всю экономику в целом. Неважное состояние дорог ведет и к повышенному износу автотранспорта, не говоря уже о ДТП. В крупных городах дефицит дорог (в Москве плотность трасс в 2,5 раза ниже, чем в европейских столицах) ведет к бесконечным пробкам и ухудшению экологической ситуации.

Для решения всех этих проблем еще в 1995 г. была принята президентская программа развития дорожной сети, однако из-за плохого финансирования она почти не имела результатов. В 2001 г. ее сменила правительственная программа «Дороги России XXI века», рассчитанная до 2010 г. Примечательно, что к тому же 2010 г. президент Владимир Путин поставил правительству задачу удвоения ВВП, и такое совпадение неслучайно: без количественного и качественного улучшения транспортной инфраструктуры никакой прогресс невозможен. Помимо займов ЕБРР и других международных структур, предполагается привлекать и частных российских инвесторов: планируется резкое увеличение количества платных дорог. При этом строительство трассы Чита-Хабаровск имеет, помимо чисто экономического, еще и геополитическое значение. Дальний Восток все более отдаляется от прочих российских регионов и привязывается к Китаю и Японии (что заметно и по господству японских машин, и по наплыву китайцев в пограничные районы). «АвтоВАЗ» в прошлом году предпринимал автопробег в восточномнаправлении, причем в ходе его выяснилось, что многие российские жители вообще никогда не видели, например, машин «десятого» семейства. Улучшить сообщение, и автомобильное в частности, Дальнего Востока и Забайкалья с прочей частью РФ - значит укрепить единство страны.

Согласно правительственным планам, в следующем году должно быть открыто сквозное движение от Москвы до Владивостока. Кроме того, предполагается разгрузка крупных городов, и не только Петербурга, путем строительства объездных дорог. Вся программа до 2010 г. потребует выделения 940 млрд руб. - суммы, эквивалентной нескольким годовым бюджетам Минобороны, и без помощи международных финансовых организаций проблему не решить. При этом надо не только строить новые дороги, но и ремонтировать имеющиеся. Только в Москве и только на ближайший месяц, по словам руководителей городского хозяйства, требуется ремонт 82 улиц общей площадью 1,6 млн кв. м. Сколько кв. м «убитых» асфальтовых, бетонных и грунтовых трасс требуют немедленного «лечения» по всей России, не знают, наверное, даже в Госкомстате: оценить состояние всей этой огромной инфраструктуры - от правительственных трасс до отдаленных проселков - можно лишь приблизительно. Также никто не знает, когда российская беда N 1 станет, наконец, хотя бы просто проблемой.
Комментарии