Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам
"Деловой Петербург": На российских дорогах застрахуют по новым правилам
"Деловой Петербург": На российских дорогах застрахуют по новым правилам
Новости 27 мая 2003
Новости 27 мая 2003
"Деловой Петербург": На российских дорогах застрахуют по новым правилам
-----
С 1 июля вступает в силу Закон "Об обязательном страховании владельцев транспортных средств", который был принят Госдумой уже больше года назад. Теперь страховщики, автовладельцы и ГИБДД будут играть по новым правилам.

Страховщики и ГИБДД приняли закон буквально на ура, в то время как автовладельцы оценивают его довольно скептически. В его принятии они видят навязывание сверху дополнительных затрат. Страховщики и ГИБДД в ответ уверяют, что закон будет действовать исключительно во благо автовладельцев и позволит избежать массы проблем по возмещению ущерба от ДТП. Говоря это, страховщики имеют в виду практику, когда, попадая в аварию по вине другой стороны, автовладельцы зачастую не могут получить компенсацию, так как дела "зависают" в судах либо виновники ДТП отказываются платить. Наконец, как уверяют в ГИБДД, вступление в силу закона позволит окончательно решить проблему так называемых "подстав" на дорогах. По признанию ГИБДД, в Москве действует целый ряд преступных группировок, которые специализируются на таком виде криминального бизнеса.

Более того, страховщики не устают повторять, что Закон "Об обязательном страховании владельцев транспортных средств" никакой выгоды им не принесет, более того, он убыточен (здесь страховые компании ссылаются на мировой опыт). По их словам, обязательное страхование гражданской ответственности перед третьими лицами они расценивают в первую очередь как расширение клиентской базы по другим страховым программам. По словам заместителя генерального директора ОАО "Страховая компания "Класс" Ольги Мотенко, огромный рынок автострахования даст толчок развитию всему портфелю страховых компаний. Главное - это цивилизованные отношения между автовладельцами и страховщиками.

По ее мнению, пока рано говорить о достоинствах и недостатках закона. Нужно время, чтобы посмотреть, насколько он эффективен. "Необходимо, чтобы государство донесло до автовладельцев следующую мысль: автострахование - это не узаконенный налог, а необходимость длякаждого владельца машины", - подчеркнула она. В целом, по ее словам, страховые компании удовлетворены утвержденными тарифами, а вот некоторым категориям граждан они могут показаться несколько завышенными.

Как считает заместитель генерального директора Российской ассоциации страховщиков ответственности владельцев автотранспорта (РАСОВТ) Юрий Бугаев, через полгода страховщики могут поднять вопрос об изменении тарифных ставок и коэффициентов. Это право предусмотрено Законом "Об обязательном страховании автогражданской ответственности".

"Мы наконец решили практически все принципиальные вопросы, и закон вступит в силу в срок. Aльтернативы этому закону нет, так как количество аварий, как и число пострадавших, не уменьшается, а даже имеет тенденции к росту. Так, общий ущерб от ДТП в год составляет около 200 млрд рублей, в том числе ущерб по транспорту - 50 млрд рублей", - говорит председатель президиума РАСОВТ Игорь Жук. Первоначально страховые компании выступали против предлагаемых правительством базовых тарифов для физических лиц, считая их заниженными (1980 рублей. - Прим. "ДП"). Однако итоговая стоимость страхового полиса в итоге оказывается гораздо выше, исходя из расчета вышеназванных коэффициентов (стоимость страхового полиса в Москве, Петербурге и Ленобласти). Например, стоимость страхового полиса "Жигулей" 99-й модели в Петербурге и BMW третьей серии, исходя из того, что к управлению обоих автомобилей допущено одно лицо, его водительский стаж превышает 2 года, а самому водителю больше 22 лет, отличается практически в 2 раза (3560 рублей и 6050 рублей соответственно).

Как подчеркнул в беседе с корреспондентом "ДП" начальник отдела организационно-методического обеспечения пропаганды безопасности движения ГУ ГИБДД СОБ МВД Дмитрий Кириллов, дорожная инспекция всегда и везде подчеркивала необходимость принятия данного закона, действующего во многих странах мира. По его словам, после вступления закона в силу инспектора будут проверять у водителей только наличие страхового полиса машин. "В остальном же все останется, как было. Только в причинах ДТП теперь будут еще разбираться и представители страховых компаний", - отметил он. Приобрести страховой полис все автовладельцы должны до 1 января 2004 года. Те, кто этого не сделает, во-первых, не смогут пройти техосмотр, во-вторых, будут штрафоваться (от 500 до 800 рублей).

Однако те автовладельцы, которые будут ставить автомобиль на учет в ГИБДД и проходить техосмотр после 1 июля, будут обязаны застраховать свою ответственность, не дожидаясь 1 января. Те автовладельцы, которые приобрели полис добровольного страхования гражданской ответственности, не освобождены от приобретения обязательного. "Наличие полиса о добровольном автостраховании не говорит о том, что не нужно приобретать полис обязательного страхования. Добровольное страхование - это личное дело каждого, тогда как обязательное - предписано государством", - говорит заместитель генерального директора РАСОВТ Юрий Бугаев.

По новому закону действия автовладельца, который попал в аварию, должны быть следующими: он обязан сообщить другим участникам указанного происшествия сведения о договоре обязательного страхования, по которому застрахована гражданская ответственность владельцев этого транспортного средства. Эта норма распространяется также на водителя автомобиля, если он управлял транспортным средством в отсутствие страхователя. После этого страхователь должен сообщить своей страховой компании о ДТП.

По закону страховая компания, которая намерена осуществлять обязательное страхование автогражданской ответственности, обязана иметь в каждом субъекте РФ представительство. Однако, как признают страховщики, это требование нереально осуществить. Те компании, у которых нет своей региональной сети, будут заключать договора со своими представителями. Такой компанией может стать любая страховая компания, которая имеет лицензию на такую деятельность. Получать лицензию на страхование автогражданской ответственности компаниям не нужно. "Федеральные и региональные страховые компании поровну поделят рынок обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО)", - считает генеральный директор РАСОВТ Андрей Слепнев. По его мнению, при этом невозможно однозначно сказать, у каких компаний наиболее выгодные позиции. "Так, преимущество федеральных компаний в том, что они могут постоянно расширяться, тогда как региональные компании лучше знают специфику и потребности своего региона", - отметил Андрей Слепнев. "Тарифы у всех одни, соответственно, цена полиса, как и его лимит, также будут одинаковыми. Поэтому любые проявления демпинга будут немедленно замечены и пресечены", - говорит Андрей Слепнев.
Комментарии