branding imagebranding image
Autonews
Новости
Подписаться на Telegram-канал

"RBC-Daily": Импортные грузовики подешевеют

-----
Минтранс и ГТК хотят предоставить перевозчикам льготы на импорт новых грузовиков. Однако до сих пор они не могут разработать четкие правила оформления льготного ввоза машин

На этой неделе Министерство транспорта собирается выпустить правила льготного ввоза в Россию новых тягачей и автопоездов. Этот документ должен объяснить ГТК и транспортной инспекции, как выполнять мартовское постановление правительства. Месяц назад Михаил Касьянов разрешил бесплатный ввоз импортных тягачей и автопоездов, отвечающих экологическим нормам Евро-3. Эти машины можно будет ввозить на три года на условиях временного ввоза, то есть без уплаты пошлин. Единственное условие - техника может использоваться только для международных перевозок. За счет льгот российские перевозчики смогут быстро обновить парк своих автомобилей и потеснить белорусских и литовских перевозчиков, которые ездят на современных машинах.

Инициатором нового режима ввоза новых иностранных грузовиков выступила ассоциация международных перевозчиков грузов (АСМАП). "Международные перевозчики приносят бюджету хороший доход. Однако для развития бизнеса им необходима новая техника, которая отвечает нормам ЕС по токсичности и которая надежней наших машин, - сообщил RBC daily специалист АСМАП. - В России не производится современная техника, отвечающая экологическим требованиям Евро-3, поэтому мы попросили правительство об этих условиях". Теперь покупатель нового импортного грузовика может не растаможивать автомобиль, а 34 месяца - максимальный срок временного ввоза машин - пользоваться им без уплаты таможенных платежей. Причем не надо будет платить и за временный ввоз (по обычным правилам, надо ежемесячно платить 3% от таможенной стоимости машины), таможня возьмет деньги только за оформление необходимых документов.

АСМАП считает, что ее инициатива позволит обновить парк грузовых машин; должно стать больше экологически чистых тягачей и автопоездов. Сегодня более половины российского грузового парка составляют "МАЗы" и "КамАЗы", которые отвечают только нормам Евро-0. Попытки построить российский грузовик, отвечающий нормам Евро-3, пока ничем не закончились: готовый автомобиль стоит столько же, сколько импортный после уплаты таможенных платежей. "Есть модель "УралАЗа", за него просят 144 тысячи долларов. За такие деньги лучше купить иномарку. Тем более что наши требуют заплатить сразу, а иностранцы работают на условиях лизинга. И починить "УралАЗ" за рубежом никто не сможет", - сказал RBC daily представитель российской транспортной компании.

Новый порядок ввоза сэкономит транспортным компаниям около 20 тысяч долларов с каждого нового грузовика. Большинство новых импортных машин покупается на условиях лизинга, когда сначала вносится 20% стоимости машины, а остальная сумма выплачивается в течение нескольких лет. "За машину Евро-3 в России надо заплатить около 30-40 тысяч долларов, это 20% стоимости машины, плюс стоимость таможни. В Литве мы платим около 20 тысяч долларов, - сказал RBC daily представитель литовской транспортной компании. - По новым правилам мы и российские компании будем платить одинаково". Таким образом, новая техника станет доступней, а сроки ее окупаемости меньше. Российские перевозчики смогут конкурировать с литовцами и белорусами, которые выигрывают от того, что новая техника обходится им дешевле. "Сейчас у меня новые грузовики зарегистрированы на Литву, а старые на Калининград. Если Минтранс и ГТК не шутят, то новые машины наконец-то будет выгодней регистрировать в России", - утверждает литовский перевозчик. Правда, пока не ясно, как именно надо будет оформлять льготный ввоз техники и каким образом ГТК и Минтранс будут контролировать соблюдение международными перевозчиками льготного режима.

Сейчас АСМАП продолжает с Минтрансом переговоры, цель которых - гарантировать, что льготный ввоз будет простым и понятным. "Если для того, чтобы оформить льготный ввоз, я должен буду собрать 60 бумажек и периодически приезжать на таможню, чтобы предъявить машины, то этоневыгодно. Каждый месяц машина в лизинге должна отрабатывать 3 тыс. долларов, а один день простоя - это 150 у.е. убытков", - сказал представитель российской транспортной компании.Кроме того, перевозчики считают необходимым удлинить период временного ввоза: три года - слишком короткий срок для того, чтобы окупить дорогой грузовик. "По нашим условиям, средний срок лизинга седельного тягача - 41 месяц", - сказал RBC daily Павел Белов, представитель компании Volvo. Логично, чтобы льготный временный ввоз машин также равнялся этому сроку.

Наконец, перевозчики хотят четких гарантий, что через несколько лет правительство не передумает и не отменит предоставленные льготы. "Года три назад действовало правило льготного временного ввоза на один год. В результате перевозчики ввозили машины на год, а потом выезжали из страны на день и снова регистрировали машины по правилам временного ввоза, - говорит литовский перевозчик. - В итоге таможня приняла документ, который требовал от перевозчиков доказать необходимость получения льготы: пришлось или платить, или вывезти технику из страны". Четкие правила игры необходимы, потому что, если ГТК и Минтранс в одночасье откажутся от выданных льгот, перевозчик потеряет и машину, и деньги. "Условия лизинга таковы, что если ты один месяц не платил, у тебя отбирают машину. Так что, если вдруг потребуют срочно заплатить все пошлины, мы в одночасье станем банкротами", - говорит российский перевозчик.

Неудивительно, что, пока нет ясности в правилах льготного ввоза, заказы на тягачи и автопоезда, отвечающие нормам Евро-3, из России почти не поступают. "Надо сделать так, что если ты член АСМАП и имеешь карту TIR (позволяет проходить границу без досмотра), то ты свободен от платежей на таможне в режиме временного ввоза, - считает российский перевозчик. - Сейчас я заказал только одну машину, потому что боюсь, что она зависнет на таможне". В АСМАПе RBC daily подтвердили, что все ждут разъяснений Минтранса по льготному ввозу.