Autonews
Новости

RBC Daily: «Газель» заменит в Москве троллейбусы и автобусы

-----
Автосервисы
Autonews
Искать больше не нужно.
Гарантируем качество услуг.
Всегда рядом.
Выбрать сервис
Через пять лет основным транспортом в Москве будет маршрутное такси. «Газели» заменят троллейбусы и автобусы, которые столичные власти выводят из центра города

Министерство транспорта РФ собирается до конца марта внести в Госдуму законопроект «Об адресной компенсации льгот по проезду в городском общественном транспорте», который предполагает отмену льгот на проезд в городском транспорте для госслужащих. Минтранс считает, что вместо права бесплатного проезда надо ежемесячно выдавать госслужащим деньги на транспортные расходы. Это означает, что, скорее всего, в ближайшие годы дешевый общественный транспорт будет постепенно «вымирать», а на смену ему придет маршрутное такси. Больше всего от нововведения выиграет Москва, где сотни тысяч человек пользуются сейчас ведомственными льготами. В Москве уже начали сокращать парк муниципальных автобусов и троллейбусов, заменяя их «Газелями».

В этом году, например, троллейбусы прекратят курсировать по Тверской – конечной остановкой большинства маршрутов станет Белорусский вокзал. Московское правительство и городское управление транспорта и связи мотивировали свое решение тем, что троллейбусам очень тяжело двигаться по забитой машинами главной улице города. Мол, большинство горожан и так уже из-за пробок ездят не по Тверской, а под ней – на метро. Впрочем, «не для печати» ликвидацию троллейбусов на этом маршруте объясняют убытками, которые они приносят городу. «Метро и наземный транспорт теряют деньги, потому что до половины пассажиров пользуются ими бесплатно. Если бы все платили, то можно было бы снизить сбор за проезд, а не повышать тарифы. Мы проводили исследование в Перми и выяснили, что в случае полной оплаты цены упали бы с 5 до 3 рублей» - сказал RBC daily Алексей Родионов, руководитель проекта «Направления городского хозяйства» фонда «Институт экономики города». Видимо, городские власти начали закрывать самые затратные маршруты. Скоро добраться от Белорусского вокзала до Красной площади поверху можно будет только на «Газели». И стоить эта поездка будет не семь, а десять рублей.

К тому, чтобы сделать маршрутное такси основным видом наземного транспорта, городские власти шли несколько последних лет. «Это вынужденная мера. Так происходит не только в Москве, но и в других российских городах, где маршрутки замещают нехватку рейсовых автобусов», - утверждает Алексей Родионов. Сначала маршрутные «Газели» захватили пригородное сообщение, соединив города-спутники столицы с конечными станциями московского метро. Затем они стали курсировать внутри города на оживленных трассах, перевозя жителей спальных районов к метро. «Мы считаем, что маршрутные такси - это хорошая альтернатива муниципальному транспорту. Они зарабатывают на пассажирах, которые не хотят ждать автобуса или троллейбуса и готовы платить», - заявили RBC daily в столичной управление транспорта и связи. Там считают, что появление «Газелей» на улицах города в какой-то степени разгрузило муниципальный транспорт, который перевозит тех, кто не очень богат.

Впрочем, есть и более прозаическое объяснение интереса города к маршрутным такси. Их эксплуатация прибыльна, даже если это муниципальная «Газель». Город может создать свой парк маршруток на базе таксопарков и заработать на спешащих москвичах. А прибылен этот бизнес потому, что в маршрутках не действует большинство льгот на проезд. «Законодательно льготы не распространяются на коммерческий извоз. Бесплатно в маршрутках могут ездить только пенсионеры, инвалиды, ветераны Великой отечественной войны – в каждой «Газели» им могут дать одно-два места», - пояснили RBC daily в компании «Автолайн». Милиционеры, сотрудники силовых структур и различные чиновники платят за проезд в них «по полной». Кроме того, поездка на «Газеле» стоит больше, чем на городском транспорте, поэтому это выгодный бизнес, куда активно вкладываются частные инвесторы.

Переход на маршрутные такси займет от четырех до пяти лет. Город по-прежнему будет ежегодно закупать более ста новых автобусови троллейбусов, но их будут ставить на маршруты, которые соединяют большие жилые массивы на окраине столицы со станциями метро, а также на такие важные трассы,как Ленинский проспект или Садовое кольцо. Маршруткам же отдадут на откуп исторический центр города, где проворные «Газели» уже сегодня гораздо удобнее троллейбусов, которым трудно двигаться в пробке и объезжать неправильно запаркованные машины. В частности, из-за проблем с объездом машин в конце января со Сретенки убрали 9-й и 48-й маршруты троллейбусов.

Единственным серьезным побочным эффектом такой транспортной политики станет перегрузка столичного метрополитена. По мнению кандидата технических наук Валерия Мнацаканова, исследующего проблемы метро, подземка почти исчерпала свою пропускную способность. Некоторые станции, прежде всего конечные, в час «пик» переполнены людьми. По мере того как маршрутки будут вытеснять другие виды наземного транспорта, все больше льготников будут вынуждены пользоваться дармовым метро. В результате, если сегодня давка там образуется только утром и вечером, когда люди едут на работу и возвращаются оттуда домой, то через три года в метро будет тесно постоянно. И бороться с этим будет невозможно: поезда в Москве и так ходят чаще, чем в других городах мира, а новые выходы и эскалаторы на большинстве станций сделать нельзя.

Там же, где автобусы и троллейбусы сохранят, москвичей ждет другой неприятный сюрприз. Транспортные организации начинают устанавливать на входе в транспорт турникеты, чтобы пассажиры платили водителю при входе в автобус или троллейбус. Первыми испытания турникетами прошли жители Зеленограда. Изучив результаты эксперимента, московские власти признали его успешным и начали оснащать турникетами столичные автобусы. Там, где турникеты ставить не хотят, в салоне ездит кондуктор-контролер, который лично проверяет оплату проезда. Такие меры позволяют вдвое повысить сборы за проезд, и некоторые муниципальные маршруты становятся прибыльными.