branding imagebranding image
Autonews
Новости
Подписаться на Telegram-канал

Мировое автопроизводство выходит из длительного спада

-----
Мировое автопроизводство выходит из длительного спада
Мировое автопроизводство постепенно выходит из длительного спада. Одна за другой ведущие автомобильные компании публикуют отчеты за 2002 год, показывающие рост продаж или, во всяком случае, прибыли.

Наибольший успех демонстрируют японские производители. Так, производство машин Toyota в мире увеличилось на 9,7% (до 5 млн. 635 тыс. единиц), Honda прогрессировала на 9,4% (до 2 млн. 900 тыс.), Nissan на 8,1% (до 2 млн. 690 тыс.). Четвертый по величине производитель Страны восходящего солнца Mitsubishi Motors увеличил производство на 9,3% (1 млн. 822 тыс. машин). Объемы выпуска Mazda Motor выросли на 13,8% (до 943 тыс. автомобилей). Прогресс японского автопрома оставляет надежду на то, что и вся японская экономика, который год находящаяся в рецессии, наконец получит импульс к развитию. Впрочем, пока ее неважное состояние сказывается на интересе к автомобилям самих японцев. Так, та же Toyota сократила продажи в Японии на 3,4% (не считая мини-транспорта), Mitsubishi - на 14,7%, Mazda - на 6,5%. Однако Honda и Nissan добились успеха и на внутреннем рынке, прежде всего за счет новых моделей.

Прогресс японцев в мировом масштабе подтвердил правильность линии других производителей на альянс с азиатами. Например, Renault S.A. в этом году добилась хороших финансовых показателей только благодаря альянсу с Nissan (44% последней принадлежит французам). DaimlerChrysler помог союз производителя "Мерседесов" с Mitsubishi.

Впрочем, европейские производители предпринимают и активные шаги по реструктуризации собственных предприятий и продвижению своих моделей. Показатели того же DaimlerChrysler (продемонстрировавшего по итогам года операционную прибыль в 5,8 млрд. евро, в два раза больше ожидавшейся) поднялись в том числе за счет жесткой программы сокращения рабочих мест, а также большого успеха своего непрофильного бизнеса (в частности, делового телеканала). PSA Peugeot-Citroen продемонстрировала рост в 4,3% по отношению к 2001 году. Одной из немногих компаний, добившихся совмещения позитивных финансовых результатов с расширением производства, стал концерн BMW. Впервые продажи баварской автомобильной группы перевалили за миллион единиц, прибыль выросла почти на 10%, притом что число сотрудников во всем мире превысило 100 тыс. человек.

Другие производители в основном сокращают рабочие места. Это касается и N 1 в этой сфере -компании GM. За вычетом заходов на реструктуризацию прибыль компании возросла вдвое по сравнению с 2001 годом. Концерн Ford, снизивший объемы продаж с более чем 7 миллионов машин в 2001 году до 6980 тыс. в прошлом, добился, тем не менее, изменения убыточных финансовых показателей в сторону прибыли.

На фоне мировых грандов показатели отечественных производителей смотрятся не в худшую сторону. Если не считать окончательно вставший в начале прошлого года "Москвич", остальные отечественные автопредприятия остаются в основном или прибыльными, или, по крайней мере, безубыточными. И это несмотря на огромные трудности, свалившиеся на отрасль в виде потока подержанных иномарок и сокращения потребительского спроса. Невзирая на связанные с этим проблемы, выразившиеся в остановках конвейера и сокращениях производства, АвтоВАЗ все-таки получил пусть минимальный, но доход. А УАЗ, например, добился в прошлом году прибыли (60 млн. руб.) впервые с 1995 года. Что касается временной остановки конвейеров, то их не избежали в этом году и западные предприятия, включая, например, производителя престижной марки Jaguar.

Однако наибольший успех выпал на долю Китая, где СП, наполовину принадлежащие западным автогигантам, увеличили выпуск продукции более чем на 20%. Неудивительно, что о планах постройки предприятия в этой стране объявил даже Mercedes (подразделение DaimlerChrysler), который вообще не расширял ранее сеть заводов за пределами Европы. На днях с конвейера завода в Шэньяне сойдут первые BMW 3-й серии, дополняя уже много лет бегающие по стране модели Ford, GM и т.д. Китайский авторынок уже через несколько лет может вплотную приблизиться по объему к мировому лидеру - Америке.

Несмотря на оптимистические показатели прошлого года, аналитики указывают и на тревожные факты, связанные с автопроизводством. Так, до сих пор не решена судьба FIAT, запутавшегося в долгах и потерявшего в прошлом году 25% европейского рынка. Тот же DaimlerChrysler во многом вышел на прибыльность благодаря непрофильному бизнесу. Профильный бизнес и у этой компании, и у других подвергается реструктуризации, стратегические последствия которой еще не ясны. В то же время очевидно, что с огромными нерентабельными подразделениями проблемы не решены. У GM это, например, SAAB, остающийся в "минусе" второй год, да и FIAT (20% последнего принадлежит американцам). У российского АО "ГАЗ" - это все легковое подразделение. Говорится и о массовых отзывах автомобилей, принявших в мире в прошлом году буквально эпидемический характер - как это скажется на потребительском спросе в будущем, еще неизвестно.

Тем не менее результаты года показывают, что автопроизводство выходит из тяжелой ситуации быстрее, чем это предсказывалось (большинство специалистов предсказывало активизацию в этой сфере лишь в 2004 году). Если этот успех подхватят другие важные отрасли, например авиапроизводители, перевозчики и интернет-сектор, то долгожданное оживление всей мировой экономики станет очевидным фактом.