branding imagebranding image
Autonews
Новости <a href="http://rbc.ru">Аналитический отдел РИА "РосБизнесКонсалтинг"</a>
Подписаться на Telegram-канал

Российские дороги – самые опасные

-----
Российские дороги – самые опасные
За этот год на автотрассах России в дорожно-транспортных происшествиях погибло более 33 тысяч человек. По прогнозам специалистов, пока количество машин будет расти, ситуация на дорогах лучше не станет.

Снижение уровня безопасности на российских дорогах грозит в скором времени обернуться серьезной государственной проблемой. На прошедшей вчера пресс-конференции и.о. начальника Главного управления ГИБДД МВД РФ Владимир Тимошин обнародовал статистку аварий на автотрассах за прошедший год. Цифры неутешительные – ситуация на дорогах год от года становится только хуже. Число дорожно-транспортных происшествий за 2002 год составило 184,3 тысячи, что на 12,1% больше, чем в предыдущем году. В результате аварий на дорогах погибло более 33,3 тысяч человек и получили ранения 215,7 тысячи. Ни сам Владимир Тимошин, ни специалисты других транспортных служб, особых иллюзий по поводу года нынешнего не питают. Количество машин в стране с каждым годом увеличивается, квалификация водителей падает, а дорожное строительство не успевает за растущим на глазах потоком транспорта.

В мире ежегодно погибает на дорогах около 1 миллиона человек, из них более 30 тысяч – россияне. По оценкам специалистов, ездить по дорогам России намного опаснее, чем, например, по трассам развитых западных стран. Показатель числа погибших на 10 тысяч транспортных средств в России в девять раз выше, чем в Великобритании и в 3-5 раз выше, чем в Австрии, Бельгии, Дании, Франции и Швейцарии. При этом количество машин, приходящихся на тысячу граждан в России, существенно меньше, чем в европейских странах. Ситуации усугубляется еще и тем, что за последние годы основной прирост ДТП происходит с участием пассажирского транспорта, который всегда считался значительно куда безопасным, чем индивидуальный.

Хуже всего, как и следовало ожидать, обстоят дела на дорогах крупных городов, особенно опасно за прошлые годы стало ездить по Москве и области, где количество ДТП выросло по сравнению с 2001 годом на 40 процентов.Автовладельцы видят причину повышенной аварийности в загруженности трасс и плохой работе столичных дорожных служб. Не отрицая доводы автовладельцев, специалисты ГИБДД, Минтранса и Транспортной инспекции (занимающейся лицензирование грузовых и пассажирских перевозок) большую часть ответственности перекладывают все же на плечи самих водителей. «Конечно, плохая работа дорожных служб тоже влияет на ситуацию, - сказал РБК государственный транспортный инспектор Максим Рева-Максимов, - например, специальный состав, которым посыпают дороги в зимнее время, нужно использовать, строго следуя инструкциям. У нас чаще всего его сыпят куда попало и где попало, от чего дороги становятся только хуже. Но вообще-то, - делает вывод г-н Рева-Максимов, - если водитель дилетант он умудриться устроить ДТП даже на идеальной дороге».

Поэтому основную причину роста аварийности на дорогах специалисты транспортных служб видят в резком падении квалификации водителей. «Дисциплина упала, - сказал РБК заместитель начальника Управления безопасности на транспорте Министерства транспорта РФ Алексей Классов, - водители выезжают на встречную полосу, сплошь и рядом садятся за руль пьяными». Действительно, под данным службы ГИБДД за прошлый год свыше 22,5 тысяч ДТП произошли по вине нетрезвых водителей, в результате чего пострадало более 34 тысяч человек. Причина столь очевидной безграмотности автовладельцев кроется, по мнению работников Минтранса, в низком качестве обучения. «Большинство автошкол, - говорит РБК Алексей Классов, - думают только о своей материальной выгоде, а не о качестве обучения. Очень многие работают без лицензий, да и само лицензирование носит чисто формальный характер». Не лучше обстоят дела на пассажирском и грузовом транспорте, где за последние годы появилось огромное количество водителей низкой квалификации. «Человек приезжает в Москву из какой-нибудь Рязани, - говорит Алексей Классов, - и тут же без переподготовки его сажают за руль автобуса. Но ситуация на столичныхдорогахсовсем другая, нежели в провинции. Такие «залетные» водители просто заполонили сейчас автобусные парки и грузовые комбинаты». Боротьсяс недобросовестными водителями можно, по мнению сотрудников Московской транспортной инспекции, только, ужесточив контроль над автошколами. «В ближайшее время Московская транспортная инспекция совместно с ГИБДД, - сказал РБК Рева-Максимов, - планирует провести масштабный рейд по автошколам. Думаю, что часть из них мы просто прикроем».

Еще один фактор резкого увеличения ДТП, по мнению специалистов - это критический уровень изношенности парка автотранспортных средств. По сведениям Министерства транспорта РФ, на сегодняшней день в стране более 70% используемых автомобилей исчерпали свой моторесурс, в автобусном парке страны - почти 30% иномарок, большая часть которых имеет срок эксплуатации свыше 10 лет. «Наши заводы до сих пор не научились делать безопасную технику, - сказал РБК г-н Рева-Максимов, - например, машины марки «Газель» по существующим стандартам вообще не подходят для перевозки пассажиров». Так что, по мнению сотрудников Транспортной инспекции, автобусы на данный момент являются куда более безопасным видом транспорта, чем те же маршрутки, так как обновляются за счет западных поставок. «Даже подержанный мэрседесовкий автобус, лучше, чем наша новая Газель», - сказал РБК начальник одного из столичного автобусного парка.

И, конечно, по всеобщему признанию специалистов, одна из самых главных проблем повышения аварийности – это перегруженность дорог. По словам Владимира Тимошина, 20% российских дорог работают в режиме перегрузки. Причем никакой надежды на улучшение ситуации, судя по статистике, не предвидится. По данным ГИБДД, в среднем прирост автопарка в российских городах составляет 10-20% в год, тогда как увеличить пропускную способность инспекторы могут только на 5%. Правда, по мнению Владимира Тимошина, уменьшить заторы на дорогах можно, организовав на трассах специальные места для стоянок. Пока же, Главное управление ГИБДД МВД РФ разработало поправки к действующему Кодексу об административных правонарушениях, предусматривающую возвращение к практике применения на дорогах эвакуаторов автомашин. Видимо таким образом, сотрудники ГИБДД надеются отучить водителей ставить свои машины в неприспособленных для стоянок местах.

Правда, ужесточение нормативной базы, по мнению большинства специалистов, может повлиять на ситуацию на дорогах лишь косвенно. «Для того, чтобы система штрафов действительно заработала, нужно еще и исключить коррупцию в рядах сотрудников ГИБДД», - сказал РБК специалист Министерства транспорта РФ. Пока же ожидать снижения аварийности, по мнению сотрудников Транспортной инспекции, можно разве что на пассажирском и грузовом транспорте. «Мы регулярно проводит разъяснительную работу с водителями грузовых и автобусных парков, иногда, это дает положительные результаты – говорит Максим Рева-Максимов, - но мое мнение таково, пока люди будут продолжать покупать машины, количество аварий будет расти».