branding imagebranding image
Autonews
Новости <a href="http://rbc.ru">Аналитический отдел РИА "РосБизнесКонсалтинг"</a>
Подписаться на Telegram-канал

Лужков против «гаражей-бунгало»

-----
Лужков против «гаражей-бунгало»
Одноэтажные гаражи в Москве должны быть постепенно ликвидированы. Об этом на заседании общественного градостроительного совета заявил мэр столицы Юрий Лужков. По его словам, место «гаражей-бунгало» должны занять современные многоуровневые паркинги. Соответствующую программу правительство Москвы разработает в ближайшее время.

В отличие от многих прочих региональных лидеров, стремящихся в преддверии выборных баталий не озвучивать непопулярных решений, Юрий Лужков, похоже, ничего не боится. В конце минувшего года он выступил с инициативой вернуться к похороненной в 80-е гг. идеи поворота части вод сибирских рек для орошения южных пустынь (идея и тогда, и сейчас вызывавшая яростную критику в СМИ). На прошлой неделе заявил о новых правилах расчистки улиц (предполагающих принудительную эвакуацию мешающих уборке машин). Вряд ли такая инициатива понравилась автолюбителям, а новое решение «гаражного вопроса» – тем более.

Для советского обывателя гараж представлял собой мечту настолько желанную, что ради ее осуществления, как показывал сюжет известной комедии Рязанова, они были готовы на самые крайние меры. С началом рыночных реформ эта мечта превратилась в насущную необходимость, так как автомобилизация столицы резко активизировалась. С примерно 300 тыс. в 1990 г. количество машин в Москве увеличилось до почти 3 млн. Между тем свободных мест для парковок постоянных или временных резко сократилось. Особенно в центре столицы, где днем и вечером и дворы, и улицы оказываются забиты стоящими автомобилями. Эта проблема усугубляет не только проблему уличного движения (так как сокращается проезжая часть), но и криминогенную ситуацию: стоящие вне гаражей и охраняемых стоянок машины представляли большой интерес для угонщиков. Поэтому автолюбители продолжали искать для своих четырехколесных друзей железную крышу, и число гаражных кооперативов, уже к началу 90-х составлявшее в Москве несколько сотен, продолжало расти.

Однако этот рост (на 240 тыс. гаражей в 1996-2000 гг.) далеко не поспевал за темпами автомобилизации, и это неудивительно. Свободных площадок под гаражи становилось все меньше, и за каждую велась настоящая битва, на которой, как правило, наживались нечистые на руку чиновники. В начале 90-х свой вклад в разрешение столичной проблемы попробовали внести заводы электрощитовых приборов в Самаре и Тамбове, освоившие производство изделий, названных «металлическими тентами» или «ракушками». Реклама быстро доказала автолюбителям, что если они имеют право накрыть свои машины брезентом для защиты от солнца и осадков, то никто не может запретить прикрыть их металлом от похитителей. Тенты, которые можно собрать-разобрать за несколько часов, дескать, не относятся к недвижимому имуществу согласно ст. 130 ГК РФ и регистрации прав собственности не требуют. На первых порах столичные власти отнеслись к «ракушкам» благосклонно. 22 декабря 1993 г. Юрий Лужков подписал распоряжение № 2300-РП, разрешающее установку "тентов-укрытий" на открытых автостоянках. Появившийся через десять месяцев новый документ регламентировал уже порядок установки "ракушек" во дворах жилых домов. При этом были перечислены места, запрещенные для установки: детские площадки, газоны, места прокладки коммуникаций. Первое время эти требования старались соблюдать, но потом последовали массовые нарушения: «легальных» мест для тентов кое-где просто не осталось. Уже в 1996 г. в Москве насчитывалось около 120 тыс. «ракушек», а сколько их сейчас, не знают даже статистики.

Тем временем производители наладили выпуск еще и «пеналов», занимающих больше места и гораздо труднее поддающихся разборке и эвакуации. Между тем печальный опыт ураганов, взрывов, повреждения теплотрасс показал необходимость быстрого доступа к соответствующим коммуникациям для предотвращения худших последствий. Поэтому Лужков уже неоднократно требовал от местных властей освободить места над теплотрассами от лишних конструкций, однако до сих пор грозные распоряжения выполнялись довольно вяло: автолюбители их откровенно саботировали, а у властей сил и средств для принудительной эвакуации тентов не хватало. Однако постепенно активность муниципальных органов в этом направлении усилилась. В некоторых районах Москвы теперь любая установка тентов даже в подобающем месте запрещена, что связано с новой строительной политикой.

Многоуровневые стоянки в качестве альтернативы одноэтажным гаражным «городкам» стали появляться в столице еще в начале 90-х, однако до поры до времени их строительство сдерживалось непомерной дороговизной машиноместа и наличием «уличной» альтернативы. И до сих пор возможность платить 10 или более тыс. долл. за такое место есть только у меньшинства москвичей (в том числе собственников элитного жилья, в котором теперь предусматриваются подземные паркинги). Чтобы выйти из положения, московское правительство попыталось развить ипотечную программу, однако ее условия не вызвали энтузиазма рядовых автолюбителей. Тогда последовал новый инвестиционный план, включающий выпуск облигаций и возможность их вложить в строительство гаража и получить серьезные скидки при его покупке (подобный эксперимент сейчас реализуется в ряде новостроек). В любом случае, как обещал два года назад глава столичного строительного комплекса Владимир Ресин, необходимо добиться снижения стоимости места на таких стоянках до 3-4 тыс. у.е., чтобы они стали «востребованными».

Что касается гаражных «жестяных городков», то в любом случае их снос не вызовет энтузиазма у их собственников. Хотя наверняка правительство Москвы пообещает владельцам гаражей (во всяком случае, «легальных) компенсации или места в новых паркингах по образцу сноса и расселения «хрущоб», но одно дело иметь синицу в руках, а другое – журавля в небе.