Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам
Госдума хочет удешевить автострахование
Госдума хочет удешевить автострахование
Новости 22 января 2003
<a href="http://www.rbc.ru/komment/komment.shtml?2003/01/22/37924">Аналитический отдел РИА "РосБизнесКонсалтинг"</a>
Новости 22 января 2003
<a href="http://www.rbc.ru/komment/komment.shtml?2003/01/22/37924">Аналитический отдел РИА "РосБизнесКонсалтинг"</a>
Госдума хочет удешевить автострахование
-----
Депутаты утверждают, что крупные страховщики хотят «подмять под себя» рынок обязательного автострахования. В четверг они рассмотрят поправки, которые помогут получить свою долю региональным компаниям, а также удешевить стоимость страховки

В четверг заместитель председателя комитета по экономической политике Анатолий Аксаков собирается внести в Госдуму поправки в закон об обязательном страховании автогражданской ответственности. Его основная задача – помешать крупнейшим страховым компаниям вытеснить с рынка страхования «автогражданки» региональных конкурентов. Если поправки будут приняты, страховым гигантам придется поделиться с более мелкими страховщиками.

Закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев" должен вступить в силу 1 июля этого года. Согласно этому документу заниматься страхованием автогражданской ответственности смогут только компании – члены Российского союза автостраховщиков (РСА). Основная задача этой организации – платить компенсации пострадавшим в случае, когда виновник ДТП не известен или страховщик объявлен банкротом. На данный момент в РСА состоит всего 48 страховых компаний, тогда как в целом по России их насчитывается более 1300. Большинству страховщиков покупка членского билета в РСА оказалась просто не по карману – вступительный взнос составил 60 тыс. долл. для столичных и 30 тыс. долл. для федеральный компаний. По мнению депутата Аксакова, налицо намерение крупных страховщиков создать свою «элиту» и монополизировать данный сегмент страхового рынка. Как рассказала РБК Ирина Владимировна Жачкина, руководитель управления продаж страховых продуктов ЗАО «ГУТА-Страхование», первоначальный взнос – это далеко не самый серьезный барьер на пути вступления в РСА. «В последующем членам РСА придется выплачивать суммы, сопоставимые, а то и превышающие первоначальный взнос», – сказала она РБК.

При этом «монополисты», утверждают сторонники поправки, пытаются использовать свое положение для завышения тарифов. Анатолий Аксаков в подготовленных им предложениях настаивает на снижении базовых страховых тарифов. «Те цифры, которые сейчас обсуждаются в Госдуме, – сказал г-н Аксаков РБК, – а это около 70 долл. для федеральных и 123 долл. для московских компаний, совершенно не реальны. При том размере компенсаций, а максимум, на что сейчас может рассчитывать серьезно пострадавший гражданин – это 160 тыс. руб., группа потерпевших – 240 тыс., размер базового тарифа должен быть не больше 50 долл.». Если же, по мнению Анатолия Аксакова, правительство желает оставить тарифы неизменными, то следует в два раза поднять размеры страховых выплат.

Другой точки зрения придерживается РСА. По словам председателя президиума РСА Игоря Жука, те размеры страховых тарифов, на которых настаивает г-н Аксаков, не основаны на реальных расчетах и фактически «взяты с потолка». «Над формированием предложенных в правительство тарифов трудились грамотные специалисты, в том числе сотрудники Департамента страхового надзора, – сказал Игорь Жук РБК. – Фракция же «Народный депутат», которую представляет Аксаков, подключилась к процессу в последний момент. Такое ощущение, что решение внести данные поправки созрело у депутата совершенно внезапно и, по моему мнению, эта акция носит чисто декларативный характер и уходит корнями в политические разборки».

Страховщики считают, что даже те тарифы, которые сейчас предлагаются правительством, будут адекватны ситуации на рынке лишь в случае, если принцип работы страховых компаний по обязательному автострахованию будет таким же, как по добровольному. «То, что написано в нынешней редакции закона об автогражданской ответственности, ставит страховщиков в очень невыгодное положение, – сказала РБК Ирина Жачкина из компании «ГУТА-Страхование». – Ведь выплаты возмещений согласно этому закону будут производиться на основании так называемого «европейского договора». То есть произошла авария, и без вызова ГАИ и представителей страховой компании автовладельцы подписываютмежду собой бумагу о нанесенном ущербе, и по ней страховщик должен выплатить пострадавшим деньги. Вы же понимаете, что при таком подходе предприимчивые автовладельцы могут неплохо «нагреть» страховщиков».

Правда, Анатолий Аксаков с таким мнением не согласен. Он считает, что страховые компании просто «прибедняются» и пытаются таким образом монополизировать рынок данных услуг. Поэтому второе концептуальное изменение, которое он предлагает внести в нынешнюю редакцию закона об автостраховании, – разрешить создание нескольких профобъединений по региональному признаку. Как объяснил он РБК, крупные страховщики лоббируют принятие таких законов, которые позволят им «подмять» под себя большую часть рынка обязательного автострахования, а это довольно солидный куш – по разным оценкам, объем его составляет 2-4 млрд долл. в год. Анатолий Геннадьевич хотел бы видеть на этом рынке и свои родные чувашские страховые компании. «Я, например, лучше знаю страховщиков Чувашии, так как сам родом оттуда, я им доверяю больше, чем столичным "гигантам"», – заявил он РБК.

Однако, как полагает Игорь Жук, средства на создание подобных профобъединений способны в России выделить меньше сотни страховщиков. «Кроме того, – заявил он РБК, – внося такое предложение, Анатолий Аксаков не учитывает реальную платежеспособность региональных страховщиков. Ведь через несколько месяцев после вступления закона в силу они должны быть готовы возмещать значительные суммы ущерба, разбираться с исками пострадавших, а подобная практика в судах пока еще не наработана».

Ирина Жачкина разделяет мнение г-на Жука. «Я считаю, – говорит она, – что на данном рынке услуг вообще останутся 10-12 крупнейших страховых компаний, которые реально будут заниматься «автогражданкой». Страхование автогражданской ответственности – это далеко не «шоколадный» бизнес, это очень трудоемкая работа с населением, очень высокие риски».

Примет ли Госдума поправки Анатолия Аксакова, удастся ли региональным страховщикам отвоевать себе часть рынка обязательного автострахования, сейчас сказать сложно. Большинство участников страхового рынка пока не верят в такую возможность. «Даже если это и произойдет, то та часть рынка, которую реально смогут контролировать мелкие региональные страховщики, будет очень незначительна», – считает Ирина Жачкина.
Комментарии