Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам
"Российская газета": Новые страховые тарифы больно ударят по автолюбителям
"Российская газета": Новые страховые тарифы больно ударят по автолюбителям
Новости 25 ноября 2002
Новости 25 ноября 2002
"Российская газета": Новые страховые тарифы больно ударят по автолюбителям
-----
Сегодня Минфин представит на рассмотрение межведомственной комиссии тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности. Эти цифры, ставшие известными на прошлой неделе, уже привели в шоковое состояние автомобилистов.

Базовый тариф для юридических лиц - 2950 рублей, для физических - 2110. Но больше всего "повезло" владельцам такси: они должны будут платить 9500 рублей ежегодно! Но и это еще не полный масштаб катастрофы. Есть коэффициенты, которые могут увеличить и без того заоблачные цифры в несколько раз.

Например, коэффициент за место регистрации. Для столицы он составит 2, для Петербурга - 1,6. Размер тарифа для молодежи и новичков тоже будет увеличиваться (для водителей моложе 22 лет - 1,5, для тех, кто водит машину меньше двух лет, - 1,2). Но больше всего ударит страховка по карману аварийщиков и злостных нарушителей: за три грубых нарушения ПДД коэффициент - 3 единицы! От марки машины и ее возраста цена страховки зависеть не будет.

Нетрудно подсчитать, что московскому автовладельцу ежегодная обязательная страховка обойдется в 4220 рублей, а если он еще и молодой очень нахальный "чайник" - то и в 10550 целковых. Не спешите хвататься за калькулятор! Арифметической ошибки тут нет. Дело в том, что разработчики предусмотрели небольшую поблажку: коэффициенты перемножаются, но их итоговая цифра не должна превышать 3 для дисциплинированного водителя, и 5 - для совершившего те самые "грубые нарушения".

Впору кричать: "Караул, грабят!" И обвинять во всех грехах... только вот кого?

Государство - за то, что придумало какое-то обязательное страхование, без которого жили все себе и жили, горя не зная?

Да, в общем-то, государству без "автогражданки" туго. Главным образом, из-за того, что страна наша отстает от всего цивилизованного мира, где обязательное страхование автогражданской ответственности действует издавна.

У Минфина есть свой интерес как в работающем законе о страховании "ГО", так и в серьезных тарифах, хотя этому ведомству со страхователей не перепадет ни копейки. Россия стремится стать государством, через которое проходят транзитные маршруты автотранспорта. Мы вкладываем деньги, строим так называемые международные транспортные коридоры.

Но по ним никто не поедет, поскольку избалованный заморский перевозчик побоится сунуться в дикую страну, где никто его не застрахует (в прямом смысле!) от аварии, виновник которой откажется возместить ущерб.

В результате вместо того, чтобы зарабатывать транзитом между Европой и Азией миллионы долларов ежегодно (а кроме этого, развиваться благодаря автотранспортным связям с Западом и Востоком), Россия будет терять большие деньги. Поэтому, вводя обязательное автострахование, государство стремится упорядочить обстановку на дорогах и заработать денег в бюджет. А значит, хочет как лучше.

Тогда, наверное, надо обвинить в грабеже страховые компании? Ведь это с их подачи тарифы выросли в несколько раз! Когда Дума принимала решение об "автогражданке", цифры фигурировали совсем другие: сначала чуть ли не 300-400 рублей. Во многом только поэтому депутаты, боящиеся гнева народного, проголосовали "за". А теперь алчные страховщики задумали сказочно обогатиться за счет нас, скромных автовладельцев.

И тут не очень сходится. Минфиновские тарифы - на уровне коммерческих. А почему бы им быть меньше? Ведь для организации обязательного страхования автогражданской ответственности компаниям придется не только набрать дополнительные штаты, но и организовать громадные базы данных, компьютеризировать чуть ли не всю страну, словом, потратить очень большие средства. Ассоциация страховщиков просила занести для этого отдельной строкой в бюджет около миллиарда рублей, но ее предложение не было исполнено. Значит, вероятно, требующиеся средства вынут из кармана автомобилистов. Страховщиков трудно в этом упрекнуть: даже если бы они были альтруистами, то и тогда вряд ли стали бы работать себе в ущерб.

Можно, заигрывая с гражданами, сделать тарифы совсем низкими. И тогда ситуация, скорее всего, будет развиваться по одному из двух направлений. Либо страховые компании не станут возмещать ущерб (или сумма возмещения окажется смехотворно маленькой, и сама идея потеряет смысл), либо они разорятся. Нет! Имеется еще один вариант: обязательное страхование автогражданской ответственности отменят, как это произошло на Украине. Там тоже поспешили пару лет назад ввести "автогражданку", но постарались не обидеть бедных украинских автомобилистов, установили маленькие тарифы - и вот результат.

Так что же остается? В кого же бросить камень?

Ведь действительно, сотни тысяч россиян (учитывая, что в стране около 30 миллионов автомобилей) вынуждены будут продать автомобиль, поскольку окажутся не в состоянии платить обязательную страховку. Как бы это парадоксально ни выглядело, но в нашей стране автовладельцы зачастую - далеко не богатые люди. Это пенсионеры, купившие машину десяток лет назад, жители Дальнего Востока, владеющие дешевенькими "японками". Автомобиль для них - не роскошь, а возможность поддерживать нормальное существование, выезжая, например, несколько раз в году на дачу. Давать им какие-то льготы при страховании? Но мы знаем: где льготы, там злоупотребления. В числе "малоимущих" сразу же окажутся все российские автовладельцы.

Так что же остается: признать, что наша страна не готова еще вводить у себя обязательное страхование автогражданской ответственности и вовсе отказаться от затеи? А может, все-таки, положа руку на сердце, сказать, что все понемногу внесли свою лепту в то, чтобы "автогражданка" превратилась в такое пугало? Братья-автомобилисты - тем, что почему-то считают страхование совершенно необязательным и не имеют привычки покупать полис. Если бы не это специфически русское "авось" (во всех цивилизованных странах автомобили страхуют), то наши сограждане платили бы ежегодно довольно крупные суммы и считали бы их неизбежным злом. Тогда и нынешнее решение их так не испугало бы.

Государство, вводя "автогражданку",пытается переложить большую часть затрат на страховые компании, нисколько не занимается грамотной пропагандой новой меры, которую народ воспринимает как очередной вид налога, не ищет способов оптимизировать тарифы.

Ну и страховые компании, похоже, склонны рассматривать обязательное страхование автогражданской ответственности как коммерческое. И хотя прибыль с каждого "обязательного" полиса будет меньше, чем фирмы получают сегодня, скажем, с Автокаско, наверное, можно было бы найти возможности минимизировать тарифы без ущерба бизнесу.

До утверждения Правительством тарифов автострахования остается меньше недели. До вступления закона в силу - восемь месяцев. Осуществится ли благое намерение цивилизовать дорожное движение или потерпит провал, будут ли найдены компромиссы при утверждении тарифов - ответ на эти вопросы мы получим очень скоро.

Как сообщил эксперт одной иностранной страховой компании, работающей на московском рынке, сегодня в среднем тарифы страхования автогражданской ответственности по Москве составляют: для отечественных машин 70-100 долларов США (что в пересчете получается 2100-3200 руб.), для машин иностранного производства в зависимости от объема двигателя 150-210 долларов США (4700-6700 руб.).

Если применить ставку, которую предлагает для Москвы Минфин, получается, что все отечественные машины (в том числе "ВАЗ-2101" 1974 года выпуска) приравнены к иномаркам.

Комментарии