branding imagebranding image
Autonews
Новости
Подписаться на Telegram-канал

Нынешний год для литовских автоперевозчиков оказался одним из самых неудачных

-----
Нынешний год для литовских автоперевозчиков оказался одним из самых неудачных
Литовские автоперевозчики уже могли убедиться в этом году, что шутки с российской таможней плохи. Слава одних из самых крупных контрабандистов Европы и вскрытые восточными соседями случаи исчезновения ввезенного товара привели к тому, что в течение месяца литовские дальнобойщики могли передвигаться по территории России только при наличии конвоя. Сейчас аналогичная мера действует в отношении них и в Белоруссии, пишет "Бизнес&Балтия".

Нынешний год для литовских перевозчиков можно назвать одним из самых неудачных. Начался он с того, что в январе российская таможня ввела особые требования по их передвижению по территории России: дальнобойщики были поставлены под конвой. Причем это касалось всех без исключения компаний и грузов (ранее конвоировались только отдельные грузы). Россияне пошли на такой шаг после того, как в ноябре прошлого года была раскрыта крупномасштабная афера, в которой участвовали 32 литовские фирмы. Таможня России оценила нанесенные ими убытки в 3,5-3,6 млн. долларов.

Суть мошенничества заключалась в следующем. Используя TIR-книжки, литовские транспортники ввозили в Россию грузы без обязательного таможенного досмотра на границе. Налоги с такого груза взимаются по прибытии на место назначения - на таможенном терминале. Но вот туда-то фуры не доезжали, успевая "сбросить" товар в укромном месте. При расследовании выяснилось, что эти фирмы существовали только на бумаге и были зарегистрированы по фальшивым адресам. Вместе с тем руководство литовской ассоциации автоперевозчиков Linava не раз заявляло: TIR-книжки получают только ее проверенные члены. Правда, их количество - около двух тысяч и число выдаваемых в год книжек - до 200 тысяч вызывают сомнение в возможности уследить за каждым. Из-за этого скандала, кстати, Литва вообще могла быть исключена из системы TIR. Но обошлось. Впрочем, урон все равно впечатлял. Каждый конвой обходился в 500 долларов, что порой превышало сумму, которую перевозчики зарабатывали на одном рейсе. Плюс (впрочем,для транспортников это скорее минус) не всегда конвой предоставлялся по первому требованию. Ждать его иногда приходилось до двух недель.

Литва бросилась активно устранять последствия деятельности автотранспортных "рогов и копыт". Лишь встреча директора Таможенного департамента Валерионаса Валицкиса в Москве с главой Государственного таможенного комитета России Михаилом Ваниным позволила разрешить ситуацию. Через месяц после введения, то есть в феврале 2002 года, конвой был снят. По самым скромным подсчетам, убытки литовских дальнобойщиков от столь пристального внимания к своей персоне составили более 300 тысяч долларов.

Однако на этом "восточные" проблемы не закончилась. Только Москва сняла конвой, как о своих претензиях к Литве заявила Белоруссия. Причем ее убытки, по подсчетам пострадавшей стороны, в два с лишним раза превышали российский ущерб от нечестных автоперевозчиков соседа - 8,7 млн. долларов. Попытки руководства Linava на своем уровне решить проблему оказались безуспешными. Руководство литовской таможни также оказалось бессильно. С 1 апреля 2002 года и по сей день белорусский конвой стоимостью 150 долларов в одну сторону стал печальной реальностью для литовских перевозчиков.

Как сообщает АвтоТрансИнфо, дальнейший переговорный процесс мало изменил ситуацию. Белорусы настаивали на возмещении ущерба, величина которого всякий раз указывалась разная: от 9 до 12 млн. долларов. Литовская сторона согласилась оплатить счета, но только те, которые документально обоснованы. Таких набралось на 500 тыс. долларов. Дело дошло до того, что в августе литовские автотранспортники инициировали применение к несговорчивым белорусам адекватных мер, т.е. конвоирования. Но официальный Вильнюс, и прежде всего в Министерстве иностранных дел Литвы, посчитал, что конфронтация лишь усугубит ситуацию. Попутно литовцы попытались объехать Белоруссию в прямом смысле, через территорию соседних Латвии и Польши. Но оказалось, что и это далеко не идеальный выход. На латвийско-российской границе моментально увеличились очереди. Белоруссия, между тем, сообщила, что готова всего лишь за 2 млн. долларов снять конвой. Но от общей суммы иска в 9-12 млн. долларов все же не отказалась. Было еще одно предложение: предварительный денежный залог перед транзитом через территорию страны.

Сейчас официальный Минск пошел на некоторые послабления, но только в отношении "честных и надежных перевозчиков", сумеющих доказать, что они блюдут букву белорусского закона и системы TIR. Президент литовской ассоциации автоперевозчиков Linava Альгимантас Кондрусявичюс обращает внимание на то, что белорусская сторона выдвинула немало новых требований. Право транзита через Белоруссию может быть предоставлено только тем компаниям, у кого автопарк составляет не менее 10 машин, а опыт работы в системе TIR - не менее 5 лет. Или, например, такое оригинальное, как обязательное декларирование номера шасси.