branding imagebranding image
Autonews
Новости <a href="http://rbc.ru">РБК</a>
Подписаться на Telegram-канал

Правый руль под угрозой запрета

-----
Российский автопром не оставляет попыток переписать в свою пользу концепцию отрасли, всего месяц как одобренную правительством. Не прошло и двух недель с момента, когда соответствующее лобби в Минпромнауки предложило уточнение о резком повышении пошлин на семилетние иномарки, как менеджеры крупных автомобильных холдингов выступили с новой инициативой в том же духе. Представители АвтоВАЗа, КамАЗа, «Руспромавто» (контролирует ГАЗ, УралАЗ и еще ряд заводов), "Северстальавто" (УАЗ) обратились с письмом к главе Минпромнауки (официальный куратор упомянутой концепции) с просьбой либерализовать налоговый инвестиционный режим. Что означает право на отсрочку по выплатам налогов в случае получения иностранных инвестиций, право на получение свободных таможенных складов и снижение ввозных пошлин на технологическое оборудование. А также запрет эксплуатации автомобилей с правым рулем.

Последний пункт вызвал ностальгические воспоминания о далеком 1992 г. Почти десять лет назад едва возглавивший правительство Виктор Черномырдин издал указ именно такого содержания. Этот шаг вызвал бурю эмоций: страна переживала тогда рыночную революцию. И казалось, на повестке дня можно было найти гораздо более насущные вопросы, чем борьба с «японками». В правительстве проводили шутливую аналогию: первый указ Билла Клинтона после избрания разрешил служить в армии представителям секс-меньшинств, уделив внимание подобным не самым горячим проблемам. А это признак того, что ситуация в стране налаживается. К тому же в подобной инициативе была редкая по тем временам забота об отечественном производителе, бывший до Черномырдина и.о. премьера Егор Гайдар больше заботился об импортерах, а производитель от политики «шоковой терапии» был даже не в шоке, а почти что в коме. Основной тезис сторонников указа заключался, впрочем, не в необходимости протекционизма, а в том, что машины с правым рулем создают на наших дорогах повышенный риск ДТП. Однако и этот тезис не сработал, и борьба с правым рулем тогда завязла в протестах с мест. Прежде всего, с Дальнего Востока, где соответствующим образом оснащенные японские и корейские машины успели стать ходовым товаром. Неизвестно, на какие рычаги нажимали торговцы и пользователи азиатского автомобильного «сэконд-хенда» (налегали в том числе и на «права человека»), но уже вскоре правительство отыграло назад, и праворулевые иномарки снова стали законными.

В прошлом году, когда впервые распространились слухи о резком повышении таможенных пошлин на иностранные машины, Дальний Восток вновь забеспокоился первым. Тамошние автолюбители устраивали демонстрации и пикеты, а местные СМИ публиковали пугающие прогнозы насчет того, как новые пошлины ударят по населению и экономике края. Действительно, при мизерной цене 7-10 летних машин в Японии (менее полутора тысяч долларов за популярную «Тойоту Королла») при нынешней растаможке и близости перевозки стоимость такого автомобиля в России получалась гораздо меньше, чем у самой дешевой, хотя и новой ВАЗовской классики. Тем более что от волжских берегов путь на Дальний Восток гораздо дальше, чем из Страны восходящего солнца, и это обстоятельство удорожает на российской окраине «Жигули» и «Волги» и делает их все менее популярными. Ныне в Приморье и сопредельных областях доля отечественных «легковушек» на дорогах составляет примерно 30%, но в сделках за последний год она еще ниже. АвтоВАЗ в августе предпринял даже специальный автопробег по восточным трассам с целью популяризации своей продукции, но на одних подобных акциях процесс не повернуть вспять. Возникает опасность полной «японизации» края, что проблема уже не только российского автопрома, но и государственного значения. Конечно, вероятность повторного удара по праворулевым иномаркам не очень велика. По сравнению с 1992 г. армия «японских» автофанатов стала слишком велика, чтобы совладать с ней одним махом. Возможен лишь вариант запретить ввоз «неправильных» машин в Россию при разрешении эксплуатировать уже ввезенные. Тем более что есть опыт Европы, где в некоторых странах подобные автомобили объявлены «персонами нон грата». Но и такой шаг кажется слишком радикальным, хотя в комплексе с другими предлагаемыми четверкой автомобильных холдингов мерами он по-своему логичен (вкупе с протекционистскими и поощрительными для предприятий и инвесторов пунктами есть предложения по повышению требований к качеству и безопасности машин).

Скорее всего, правый руль и дальше будет править на дальневосточных дорогах, хотя правительство наверняка придумает какой-нибудь ход для того, чтобы «нестандартных» иномарок стало у нас все-таки поменьше. Видимо, сделано это будет через общее повышение ввозных тарифов на «семилетки», так как именно в этой возрастной категории праворулевые машины составляют наиболее значительный процент. Но судя по более чем годовой борьбе вокруг этого вопроса и имеющимся утечкам информации из Белого дома, повышение будет далеко не столь радикальным, как этого хотели наши автопроизводители. Хотя и не таким уж маленьким, как хотелось бы привыкшим в подержанным иномаркам водителям. Для небогатых жителей Дальнего Востока старые «японки» станут менее доступными, хотя достойной отечественной альтернативы в регионе им пока не предложено.