branding imagebranding image
Autonews
Новости <a href="http://rbc.ru">РБК</a>
Подписаться на Telegram-канал

Российский автопром увеличит количество и качество

-----
В ближайшие восемь лет в российской автомобильной промышленности произойдет качественный скачок. К 2010 г. отечественные производители полностью приведут свою продукцию к жестким требованиям евростандартов. Зато средняя цена новых машин будет в пределах 8-10 тыс. долл. Об этом сообщил заместитель министра промышленности, науки и технологий РФ Сергей Митин.

Митин изложил только что принятый Минпромнауки проект концепции развития автомобильной промышленности России, который через неделю должен быть рассмотрен на заседании правительства. Согласно этому документу предполагается, в частности, резко усилить государственную поддержку НИОКР в области новых технологий и конструкторских решений в области автомобилестроения. Предполагается ежегодно отчислять на эти цели от 1 до 2 млрд руб. из бюджета. Это, по мнению Митина, поможет российским производителям выпускать более конкурентоспособную продукцию в условиях, когда западные, а также японские и корейские "автомонстры" заваливают рынок перспективными новинками. Автомобильная отрасль последнее время удостаивается повышенного внимания на правительственном и даже президентском уровне. В июне прошлого года в Кремле был проведен посвященный проблемам автопрома круглый стол под председательством Владимира Путина. Решено было всемерно поддержать отечественного производителя, хотя, как оговорился президент, не за счет права потребителя "иметь качественную импортную технику". Была принята стратегическая линия: увеличить ежегодное производство легковых машин на 300 тыс. к 2006 г. Иначе Россия совсем отстанет от передовых стран, где на тысячу человек приходится более трехсот автомобилей, а у нас - чуть более 130. При этом более половины этих машин "возрастом" более 10 лет, в то время как в США такой контингент составляет 30%, а в развитых странах Европы - 20-25%. Хотя бы до американского уровня к 2010 г., полагают авторы нынешней концепции, можно будет сократить российский "великовозрастный" парк. А то передовые страны грозят вовсе запретить эксплуатацию старых машин (старше 7 лет), ухудшающих-де экологическую обстановку и портящих статистику ДТП.

Концепция Минпромнауки уточняет озвученные в прошлом году цифры: нынешняя годовая потребность в автомобилях в настоящее время оценивается в 1,2 млн шт., а в перспективе она увеличится до 2,2 млн. С учетом того, что российское население не растет, а увы, лишь сокращается, это означает, что количество легковых автомобилей на 1 тыс. жителей увеличится к 2010 г. с нынешних 140 до 245 машин. Конечно, не Европа и не Америка, но все же. Между тем все радующие глаз цифры прогнозов не могут скрыть тревожащего факта: как произойдет такой рост производства и ее качества? Замминистра Минпромнауки не стал распространяться на этот счет, но признал, что автомобильная отрасль России нуждается в инвестициях в размере 245-249 млрд в год, что на порядок меньше ныне имеющихся возможностей. Ведь только в прошедшем году "АвтоВАЗ" заработал какую-то прибыль, руководство ГАЗа мечтает даже не о прибыли, а о хотя бы безубыточности. "Москвич" вообще фактически закрыли за безнадежные долги. Российский инвестор пока не способен сделать полномасштабные вложения в отрасль, а западный не хочет этого делать, не доверяя российскому рынку. Совместный проект "АвтоВАЗ" с GM "Шевроле-Нива" (который еще реально не заработал) и построенный во Всеволжске завод компании Ford - это только первые вехи возможного широкого сотрудничества. Пока же, очевидно, аналитики Минпромнауки более всего полагаются на расчеты других аналитиков - из МЭРТ. Последние предсказывают значительный - в несколько раз - рост доходов российского населения в ближайшие двадцать лет. А это означает рост покупательной способности, интерес к более дорогим машинам. Если сейчас средний автолюбитель готов выложить за "тачку" едва ли более 5 тыс. долл. (то есть меньше стоимости новой "десятки"), то к 2010 г. его возможности будут практически в два раза больше. Правда, инофирмам и в этом случае мало что светит. По цене 8-10 тыс. долл. сейчас в РФ можно купить из новых только узбекско-корейскую Daewoo Nexia да "французскую" (собираемую в Турции) Renault Clio Symbol. Все остальные машины, даже если их сборку перенести в Россию и частично перейти на российские агрегаты, едва ли удастся понизить в цене до этой категории. Поэтому у отечественного автопрома появится большой соблазн повысить цены на свою продукцию, причем не сильно обновляя модельный ряд (на что средств все равно не хватит). Так что насчет роста качества и соответствия евростандартам, которые предсказывает Минпромнауки, не все просто. "АвтоВАЗ" действительно обещал в ближайшие пять лет заменить все устаревшие карбюраторные двигатели на "классике" на инжекторные. Но это будет лишь формальное приведение отечественной продукции к экологическим нормам "Евро-3".

Что касается дизайна, современных конструкторских решений и - не менее важно - качества узлов, агрегатов и сборки машин, то увы, у автолюбителей есть серьезные претензии по этой части. И если эти претензии к 2010 г. уменьшатся, то шанс на новую жизнь российского автопрома действительно появится.