Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам
«Автомобили в России дешевле, чем должны быть»
«Автомобили в России дешевле, чем должны быть»
Статьи 6 октября 2016
Алексей Бутенко
Статьи 6 октября 2016
Алексей Бутенко
«Автомобили в России дешевле, чем должны быть»
Управляющий директор Kia в России Александр Мойнов - о новинках мотор-шоу в Париже и ценах на автомобили
«Автомобили в России дешевле, чем должны быть» 
Корреспондент Autonews.ru поговорил с управляющим директором Kia в России Александром Мойновым о новинках корейского бренда на мотор-шоу в Париже, ценах на автомобили и о том, что ждет рынок и покупателей дальше.


- Мы в Париже, на мотор-шоу, и основная новинка Kia здесь – хэтчбек Rio нового поколения. Безусловно, Rio для Европы и Rio для России – это, в данный момент, абсолютно разные автомобили…

- Совершенно верно, да.

- Появится ли новый Rio в России, и насколько он будет отличаться от европейской версии?
 

- Он будет сильно отличаться от версии, представленной здесь в Париже, и если для Европы главная новинка Kia – это Rio, то для нас это скорее презентация обновленного Soul и Soul GT. А Rio, который мы показали на мотор-шоу, сделан согласно всем европейским эмиссионным требованиям. Снабжается двигателями с турбонаддувом малого объема, которые не так популярны в России.

- Не популярны или все же не выдерживают нашей специфики?

- Я бы сказал, они не нужны. Ведь они создаются исключительно для того, чтобы обеспечивать низкие выбросы СO2 и отвечать высоким требованиям по эмиссии.

- Но рано или поздно мы к этому придем?

- Когда мы к этому придем, мы получим такие же двигатели, которые делают сейчас для Европы. Физические законы нельзя изменить.

- Обновленный Rio, насколько я понимаю, в России появится во второй половине 2017 года?

- Да, верно.

- Это будет обновленная модель той модификации, которая сейчас представлена в России... Где-то еще она продается?

- В первую очередь, она продается на китайском рынке, который на сегодняшний день по требованиям и по потребительским пожеланиям схож с российским рынком. Но, безусловно, между Rio, который будет производиться в России, и Rio, который будет продаваться в Китае, разница окажется все же большая.
 


- Если посмотреть на европейский Rio, он становится все крупнее, при этом в Европе нет такой ситуации, как у нас – там еще жив гольф-класс. У нас же он практически ликвидирован подпирающим его В-сегментом. При этом в Европе Rio становится по размерам ближе к гольф-классу. А что с гольф-классом у нас? Он полностью уничтожен или у него есть какое-то будущее? Чем отличаются потребители Rio от потребителей cee'd в России?

- Во-первых, они немного отличаются уровнем дохода, в случае с cee'd выше планка по бюджету. Во вторых, cee'd более спортивный, чем Rio, и предлагает такие комплектации, как трехдверная GT. Плюс, у сee'd нет седана, традиционного для Rio. Это совсем разные группы покупателей.

- Скажите, а история с B-сегментом, напирающим на С-класс, в кроссоверы будет проецироваться? Повторится ли ситуация, когда модели сегмента B-SUV если не уберут с рынка, то сильно сократят продажи С-сегмента в кроссоверах?

- Безусловно, какой-то баланс на рынке будет достигнут. Раньше в В-сегменте не было таких предложений, которые появляются сейчас, в том числе более привлекательных для людей с точки зрения дизайна. Будет наивно ожидать, что в С-сегменте не произойдет никаких изменений.

- Почему более привлекательных? Все же один из ключевых плюсов кроссовера - это его внутреннее пространство.

- Для человека внешний дизайн является первым шагом к более глубокому знакомству с интерьером. Если автомобиль не нравится, то какой бы интерьер у него ни был, он не захочет его купить. На мой взгляд, новые модели, которые предложены сейчас в сегменте B-SUV, те же Renault Kaptur и Hyundai Creta, сильно отличаются внешним видом от того, что предлагалось на рынке, и это подстегивает их продажи.

- Creta пришла в Россию с китайского рынка. Планирует ли Kia выпустить что-то подобное, и чем такой кроссовер будет отличаться от продукта Hyundai?

- На сегодняшний день мы не планируем никакого аналога. В сегменте B-SUV у нас есть Soul, хоть он, безусловно, и меньше по размерам, чем конкуренты.
 


- Что, в первую очередь, российский покупатель ищет в автомобилях Kia? Должен быть какой-то основной сценарий? Люди, которые покупают Mitsubishi, например, в первую очередь смотрят на надежность, аудитория Toyota в том числе большое внимание обращает на остаточную стоимость, рассматривают эти автомобили инвестиционно, и так далее. А почему покупают Kia?

- Я хотел бы верить, что покупка автомобиля – это, в первую очередь, веление сердца. То, что вы описали, это уже игра разума. Когда нужно высчитать остаточную стоимость, оценить по каким-то характеристикам надежность автомобиля. Впрочем, говоря о Rio и других моделях Kia, – надежность этих автомобилей не вызывает никаких сомнений. У нас одно из лучших предложений по гарантийной поддержке автомобилей, и служат они верой и правдой своим покупателям хорошо и долго. Поэтому я считаю, что первый посыл, почему люди выбирают Kia, связан с внешним дизайном плюс интерьером и оснащением, которое мы предлагаем нашим покупателям. Еще мы предлагаем то же, что вы перечислили: это надежность, качество и высокая остаточная стоимость. К примеру, Kia Sportage два года подряд получает призы «Автостата» за лучшую остаточную стоимость.

- Давайте немного отвлечемся от непосредственно Kia. Что происходит в России сейчас на автомобильном рынке, чего вы ждете, чего всем нам ждать от 2017-го? Продолжат ли автомобили дорожать, что будет с рынком?

- Скорее всего, автомобили продолжат дорожать, при этом рынок, я надеюсь, не уменьшится. Очень многое зависит от того, сможет ли правительство продолжать оказывать поддержку автомобильной отрасли. Сейчас мы не знаем этого, но я был бы очень осторожен в прогнозах. Я бы сказал, что рынок останется на уровне 2016 года. Если правительство не сможет поддержать автомобильный рынок, может быть, объемы продаж даже сократятся.

- И все же, если мы допустим, что не будет настолько резкой волатильности, то есть доллар останется где-то на уровне 60-65 руб. и евро, соответственно, на уровне 70-75, то чем будет обусловлено дальнейшее подорожание? Автомобили будут догонять курс доллара, который изменился вдвое, а они подорожали только на 30-35%?

- Каким-то одним фактором эту ситуацию нельзя описать. Безусловно, выход в более высокий курс, конечно, продолжится. Но одновременно с этим будет происходить традиционное повышение цен, связанное со всеобщей инфляцией, автомобили сами по себе дорожают. Плюс, не забывайте, в следующем году у нас появляется «Эра-ГЛОНАСС», что потребует установки дополнительного оборудования на автомобили. Это тоже не пройдет бесследно.
 


- Во сколько «Эра-ГЛОНАСС» поднимет цену конкретного автомобиля?

- Точную сумму я не готов озвучить, но это не будут, скажем, десятки тысяч рублей. Это цифры в разумных пределах.

- Рынок вторичных автомобилей живет несколько по другим законам и, может быть, упал не так сильно, как сегмент новых машин. Вы видите в этом какие-то деньги? Через trade-in в ваших дилерских центрах?

- Рынок вторичных автомобилей живет по тем же самым законам. Растет он сейчас за счет того, что по причинам, связанным с непонятным до конца будущим, люди хотят сэкономить, отложить или отменить покупки дорогостоящих вещей, которым является и новая машина. Поэтому, желая сэкономить, люди решаются на то, чтобы поменять автомобиль на автомобиль со вторичного рынка. Раньше они рассматривали альтернативу - покупку нового автомобиля, сейчас они берут старый, не хотят рисковать достаточно крупной суммой. Это, на мой взгляд, одна из движущих сил. Безусловно, продажа автомобилей в trade-in для индустрии финансово привлекательна, но в основном именно для дилеров, которые, продавая новый автомобиль, получают в свои руки еще и старый. Его они тоже продают и тоже на этом зарабатывают.

- Но дилер предоставляет скидку на новый автомобиль, забирая в trade-in старый. Об этой скидке он же договаривается с вами, с производителем?

- Мы поддерживаем trade-in, поскольку мы хотим поддерживать наших дилеров в целом. Это и мера поддержки дилеров, мера поддержки покупателя нового автомобиля. Мы хотим, чтобы вторичный рынок цивилизовался: автомобили поступали к авторизованным торговцам и перепродавались уже ими. Покупатели на вторичном рынке таким образом получают гарантии, что они покупают проверенный, технически исправный, юридически чистый автомобиль, без обмана.

- На фоне кризиса многих потенциальных покупателей новых автомобилей начали отпугивать сопутствующие факторы – такие, как обязательное каско, которое сейчас тоже взлетело в цене в связи с ростом стоимости запчастей. Я слышал, что вы предлагаете каско за свой счет. Как это работает?

- Да, для определенных категорий покупателей мы предоставляем так называемое «легкое каско», которое дается клиенту бесплатно.
 


- Это всех моделей касается?

- Нет, не всех.

- Полное каско или нет?

- Это два убытка: «тотал» и угон.

- Насколько востребованной оказалась эта услуга, она помогает стимулировать продажи?

- Безусловно, она востребованная, но, опять же, в определенной категории покупателей. При желании, клиентам предлагается расширенный полис каско за небольшую доплату, и порядка 75% выбирают эту опцию.

- Как дела у ваших дилеров на фоне кризиса в целом?

- На мой взгляд, франшиза Kia сегодня – одна из лучших с точки зрения прибыльности. По нашим данным, больше 90% дилеров приносят прибыль.

- Были ли закрытия за последние два года?

- Да, были, но они носили локальный характер. Никто в бизнесе не застрахован от неправильных решений.

- Безусловно. Это были регионы или Москва?

- И регион, и Москва.

- Бытует мнение, что многие дилеры, особенно в Москве, в некотором смысле поплатились за устаревшие механизмы продаж на фоне последнего кризиса. Возникали ситуации, когда люди не смогли пережить момент, до которого все продавалось само собой, а теперь для этого нужно предпринимать некоторые усилия. Поддерживаете это мнение вы? Умеют ли московские дилеры продавать?

- Нет, я бы не согласился с этой точкой зрения. Всех научил уже прошлый кризис – 2008 года. Все поняли, что теперь нужно что-то делать. Безусловно, процесс обучения происходит с разной скоростью в разных дилерских центрах, но он происходил уже давно, с 2009 г., и сейчас практически все московские дилеры работают очень активно, используют все имеющиеся в наличии способы продаж автомобилей.
 


- Lada Vesta является конкурентом для Rio с точки зрения продаж? Это уже не прогнозный вопрос, как могло быть несколько месяцев назад, сейчас у вас уже есть какое-то понимание. Сумела ли Vesta забрать какую-то аудиторию, и где это произошло – в Москве, в регионах?

- Безусловно, Vesta – это современный автомобиль, который входит в тот же сегмент, что и Rio, но сказать, что она смогла отобрать продажи, я не могу. Дело в том, что доля Rio в сегменте растет, несмотря на появление Vesta. То есть, если она забирает долю у кого-то в сегменте, то явно не у нас. В августе Rio стал самым продаваемым автомобилем в целом по России, что не могло нас не порадовать.

- Изменил ли кризис предпочтения московской аудитории по кузовам, по комплектациям автомобилей? На чем стали экономить люди?

- Статистика по России говорит, что примерно 31% рассмотрел и либо отложил, либо вообще отменил покупку автомобиля – безусловно, Москва не стала исключением. Многие люди просто продолжили использовать свои старые автомобили и решили подождать годик, посмотреть, что будет дальше. Но каких-то таких резких изменений в поведении московских автовладельцев я на сегодняшний день не вижу. Если есть, то они носят общий характер, и люди предпочитают купить автомобиль меньшего класса либо меньшей комплектации. Но мы стараемся помочь людям, предлагаем такие новые форматы, например, продажи с гарантированной остаточной стоимостью. В этом случае банк гарантирует вам остаточную стоимость на уровне 40% от стоимости автомобиля Kia при покупке нового автомобиля той же марки.

- Вы сказали, что многие решили подождать год-другой, и я действительно замечаю похожую историю. А сколько на самом деле нужно ждать? Сейчас время покупать автомобиль или нет?

- В любом случае, в России сейчас автомобили дешевле, чем они должны быть. А в начале года они были еще дешевле. Но, я думаю, ответить на этот вопрос мы не можем, поскольку каждый принимает решение о покупке автомобиля самостоятельно, исходя из своей личной и финансовой ситуации.
 


- Осенью, если я не ошибаюсь, Игорь Шувалов сказал, что самое время брать ипотеку.

- Если у человека были деньги…

- (директор по маркетингу Kia Motors Rus Валерий Тараканов) Дешевле не будет!

- (Александр Мойнов) Если человек купил автомобиль в начале года – он, на мой взгляд, не прогадал.

- (В.Т.) А можно встречный вопрос?  Как вы думаете, чего люди ждут? Снижения цен на автомобили?

- Думаю, что люди отчаялись и пьют.

- (В.Т.) Ну, а те, кто не пьет и думает о покупке нового автомобиля, они ждут, что цены снизятся? И тогда они начнут покупать?

- Вы знаете, иногда наступает момент, когда ты просто сидишь и бесцельно ждешь. Поймите правильно, есть огромнейший пласт людей, у которых зарплата внезапно стала в два раза меньше, без всяких предпосылок. Скажу, чего жду я. Понятно, что стоимость автомобиля уже меньше не станет, будет расти и расти. Сначала она шокировала, теперь она просто пугающая. Я жду только одного - не изменения финальной, полной стоимости автомобиля, но изменения суммы, которую покупатель ежемесячно отдает в кредит за машину. В этом смысле я жду каких-то шагов навстречу и от автопроизводителей, и от дилеров.

- (В.Т.) Но это, по-моему, больше зависит от политики Центробанка, чем от политики автомобильных компаний. Они сейчас лезут из кожи вон, чтобы хоть как-то сбалансировать материальные доходы населения и цены на автомобили, по сравнению с девальвацией рубля выросшие очень умеренно. Поэтому люди могут ожидать только роста своих доходов. К сожалению, я не вижу причин, по которым эти доходы могут начать расти в ближайшие два-три года. Поэтому, если у кого-то решены все базовые проблемы, связанные с жильем, детьми, есть стабильный доход – нет смысла откладывать покупку автомобиля. Лучше не будет.

- (А.М.) У англичан есть хорошая поговорка, суть которой в том, что жизнь проходит, можно, конечно, и ждать, но, извините, это ваша жизнь.
 


- На Западе существует стереотипная логика о том, что есть некоторое количество месячных зарплат, которые должны стоить твои часы, количество месячных зарплат, которые должен стоить твой автомобиль… Сколько окладов должен стоить новый автомобиль в России?

(А.М.) Трудно ответить на этот вопрос, особенно в России, поскольку зарубежные люди в некоторых вопросах все же более практичны…

- А если мы попробуем быть более зарубежными и практичными?

- (А.М.) Лично для меня всегда работала формула, согласно которой автомобиль – это не то, что ты есть; автомобиль – это то, кем ты хочешь быть. Поэтому всегда есть желание на автомобиле не экономить. А здесь, я думаю, стоит обсуждать в первую очередь не стоимость автомобиля, а расходы на его содержание. Вы должны себе четко представлять, что его рано или поздно надо будет обслуживать. Если вы, купив дорогой автомобиль, будете искать «левый» сервис, где можно сэкономить пару тысяч рублей, такой автомобиль вам покупать не следует.

- Хорошо, у человека, допустим, доход 100 тыс. руб. на семью, это 1,2 млн в год, двухлетний ребенок и ипотека. Это кейс одного моего знакомого. Он может позволить себе купить автомобиль за 1,2 млн рублей?

- (А.М.) В кредит за три года, если он хочет и может поджать все свои остальные потребности, то, безусловно, да…

- То есть, это не неразумная покупка с точки зрения доходов?

- (В.Т.) Если бы я принимал это решение, я бы, возможно, купил автомобиль за 800 тыс. руб., а не за 1,2 млн руб. в данной конкретной ситуации. Но каждый должен сделать этот выбор сам.
Фото: Kia, Lori.ru, PhotoXPress
Комментарии