branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Мусор, «вафли», тротуары: за чем еще следят камеры

Камеры будут штрафовать за нарушения правил проезда перекрестков, следить за лихачами и взимать плату за проезд...
В России появится понятие «зона с ограничением экологического класса механических транспортных средств». Такие места будут обозначаться специальными табличками, запрещающими движение автомобилей с экологическим классом ниже указанного на знаке, а фиксировать нарушения будут камеры. Об этом Агентству городских новостей «Москва» рассказал заместитель директора департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса РФ Владимир Луговенко. Соответствующая норма закона заработает осенью 2016 г., но распределить экологические зоны каждый город и регион должны будут самостоятельно. Не исключено, что размер штрафа будет зависеть и от региона правонарушения, и от экологической зоны. Но до соответствующих изменений в КоАП, отметил Луговенко, будет действовать общий штраф в размере 500 рублей.

С каждым годом камеры могут фиксировать все больше нарушений, включая довольно экзотические вроде выбрасывания мусора из машины. В столице и области запущено несколько экспериментальных проектов, по результатам работы которых власти могут принять решение о расширении области действий камер видеофиксации.

Мусор из машин

Камеры на дорогах Подмосковья научатся штрафовать водителей за мусор, выброшенный из автомобиля во время движения, парковки или остановки. По сообщению портала М24, такие нововведения содержатся в документации Центра безопасности дорожного движения. Те же камеры смогут фиксировать загрязнение парковок, а также мойку автомобиля и слив технических жидкостей в местах, где это запрещено законом. Для расширения функционала существующих камер будет доработано программное обеспечение. Закон Московской области «О государственном административно-техническом надзоре» предполагает наказание за сброс мусора вне отведенных для этого мест в размере от 4 – 5 тыс. руб. для граждан, 5 – 15 тыс. для должностных лиц и 300 – 500 тыс. руб. для юридических.


Железнодорожные переезды

Депутаты Госдумы во втором и третьем чтениях одобрили законопроект об обустройстве железнодорожных переездов и автомобильных дорог камерами. Согласно документу, приборы видеофиксации должны стать обязательным элементом обустройства переездов, а ответственным за оснащение этих объектов станет их собственник ОАО «Российские железные дороги». Кроме того, законодатели намерены существенно увеличить штраф за нарушения ПДД на железнодорожных переездах, особенно за пересечение путей при закрытом шлагбауме либо запрещающем сигнале светофора. Вместо нынешнего штрафа в размере 1 тыс. руб. наказание может составить 5 тыс. руб. при первичном нарушении и 10 тыс. руб. при повторном.

Слежка за лихачами

Сотрудники столичной ГИБДД будут наблюдать за лихачами и любителями быстрой езды с помощью камер видеонаблюдения, причем получать изображение они будут прямо на мониторы своих служебных автомобилей. Доступ к трансляциям с камер будет обеспечиваться при помощи специальной программы, которая в автоматическом режиме будет определять лихачей и давать подсказки полицейским о том, где и когда можно перехватить нарушителя. Возможность просмотра картинки с камер позволит столичным полицейским не только наказывать водителей за превышение скорости, но и выявлять случаи опасного вождения. По информации агентства ТАСС, идея принадлежит главе столичного управления ГИБДД Виктору Коваленко. По его словам, сейчас разрабатывается программный продукт на базе планшетного компьютера «Барс», который позволит сотрудникам ГИБДД из патрульной машины подключаться к городским камерам видеофиксации. В ближайшее время будет запущено 20 таких комплексов.


Штрафы для мотоциклистов

В Москве уже работают 24 камеры, считывающие задние номера. Еще 8 таких комплексов установили в Подмосковье. Эти камеры позволяют распознать автомобили с поврежденными или грязными передними знаками, а также установленные сзади номера мотоциклов. Кроме контроля полосы общественного транспорта и скоростного режима, новые камеры способны фиксировать движение по обочине. Как заявил агентству М24 министр транспорта Московской области Михаил Олейник, для того, чтобы камеры могли считывать мотоциклетные таблички, пришлось внести изменения в компьютерную программу распознавания регистрационных знаков. Чиновник отметил, что в ближайшее время в Подмосковье установят еще 20 таких комплексов, а общее количество камер в начале следующего года возрастет до 1 055 единиц.

Плата за проезд

Существующая система камер, распознающих номера автомобилей, позволяет с минимальными вложениями организовать систему взимания платы за въезд в отдельные зоны города без установки шлагбаумов и других блокирующих устройств. Камеры фиксируют проезжающие машины, а центр обработки данных автоматически списывает со счета автомобилиста сумму оплаты за проезд. Платный въезд можно ввести зонально, на отдельных объектах дорожной инфраструктуры или даже по периметру целого города. Таким же образом можно организовать оплату парковки или выплату штрафов за нарушения, не заставляя автомобилиста самостоятельно оформлять платежи.


Проверка полисов ОСАГО

В следующем году проверкой полисов ОСАГО займутся камеры видеофиксации нарушений, заявил президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс. Нововведение опробуют в Москве, Казани и других крупных городах, после чего к системе подключат камеры по всей стране. Система сможет автоматически проверять в базе ГИБДД наличие полиса у владельца каждой машины, которая проезжают мимо камер, и отправлять штраф тем из них, у кого документ не оформлен. В РСА полагают, что нововведение позволит выявить автомобилистов, уклоняющихся от покупки полиса, а также тех, кто ездит с фальшивыми документами. В РСА подчеркнули, что в первую очередь проверке будут подвергаться автомобили, которые нарушают ПДД, хотя технически система видеоконтроля способна отслеживать весь поток.

Езда по обочине

В прошлом году на столичной МКАД появились камеры, оформляющие штрафы тем, кто едет по обочине. Обочиной на Московской кольцевой называется полоса безопасности с правой стороны дороги, отделенная сплошной линией разметки. Следом езду по обочинам загородных дорог стали фиксировать камеры на магистралях Подмосковья. А первыми технологию опробовали сотрудники ГИБДД Республики Татарстан. Сейчас обочины в Москве и на трассах отслеживают около сотни комплексов видеофиксакции. Штраф за езду по обочине, будь то отделенная полоса МКАД или грунтовая обочина загородной дороги, составляет 1 500 рублей.


Выезд на перекресток

С прошлого года в Москве работают несколько камер, фиксирующих выезд на перекресток при запрещающем сигнале светофора. На экспериментальных перекрестках появилась так называемая «вафельная» разметка – пересекающиеся линии желтого цвета, которые обозначают границы перекрестка и зону, на которую нельзя выезжать. Соблюдение разметки контролируют камеры Центра организации дорожного движения, подключенные к системе управления светофорами, и начинающие работу только когда зажигается красный свет. Если автомобиль останется на перекрестке после того, как включится красный, его владелец получит штраф в размере 1 тыс. рублей.

Фиксация средней скорости

В Подмосковье монтируют комплексы фиксации средней скорости движения на участке дороги. К концу года на дорогах будет установлено 50 таких комплексов, причем их дислокацию время от времени предполагается менять. Камеры фиксации средней скорости уже работали на дорогах Подмосковья в 2014 г., но в начале 2015 г. их демонтировали в связи с окончанием контракта с компанией «Автодория», а осенью прошлого года был объявлен новый конкурс на установку. Система контроля скорости состоит из двух камер, фиксирующих время, за которое автомобиль проехал контролируемый участок, и вычисляющих среднюю скорость движения. Размер штрафа соответствуют наказанию за традиционное превышение скорости и составляет от 500 до 5 тыс. рублей.


Езда по тротуару

Весной на столичном проспекте Андропова появилась камера, фиксирующая выезд автомобиля на тротуар. Экспериментальная камера установлена в одном из самых проблемных мест, где водители часто пытаются использовать тротуар для объезда пробки. Штраф за это нарушение составляет 2 тыс. рублей. Если эксперимент будет признан удачным, камеры появятся и в других проблемных местах.

Проезд на запрещающий сигнал светофора

До конца 2016 г. дорожные камеры начнут фиксировать проезд на запрещающий сигнал светофора. Сначала в тестовом режиме будет работать одна камера. Как заявил руководитель ГКУ «Центр организации дорожного движения» Вадим Юрьев, это будет пилотный проект на одном из городских перекрестков. Штраф за проезд на запрещающий сигнал светофора составляет 1000 рублей. Кроме того, стационарные камеры начнут фиксировать и выезд за стоп-линию.


Выключенные фары

В апреле столичные власти запустили пилотный проект по фиксации автомобилей с выключенными фарами в Лефортовском тоннеле. Предполагается, что штрафы за выключенные фары будут приходить вместе с наказанием за превышение скорости или другие нарушения. Штраф за езду без света составляет 500 руб., но автоматически их пока не выписывают. Как заявил руководитель столичного ЦОДД Вадим Юрьев, первое время эти нарушения будут рассматриваться в ручном режиме, чтобы понять, насколько корректно система распознает нарушение. Кроме того, эта камера будет фиксировать перестроение между рядами, что запрещено в тоннелях.

Оплата въезда в платные зоны

Проект организации платного въезда в города пока находится в стадии обсуждения, но урбанисты уже предлагают технические решения по взиманию платы. Речь идет об использовании камер контроля трафика, которые будут считывать номера проезжающих машин и автоматически списывать стоимость проезда со специального счета, привязанного к автомобилю. В случае, если денег на счету недостаточно, или автомобиль вообще не зарегистрирован в системе, его владельцу будет отправлен штраф.

Иван Ананьев
Фото: Lori.ru, Виктор Борисов, Global Look Press