branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

«Продавать Vesta - это геройство». Что будет с авторынком в 2016 году

Рынок в январе показывал традиционно низкие результаты, но в 2016-м он приблизился к антирекорду...
«Все ждали лучшего рынка». Что будет с продажами в 2016 году
«Все ждали лучшего рынка». Что будет с продажами в 2016 году
Статистика продаж автомобилей в январе, опубликованная Ассоциацией европейского бизнеса, преподнесла сразу несколько сюрпризов. Внедорожник Toyota Land Cruiser 200 продавался лучше, чем UAZ Patriot. Премиальный сегмент продолжает расти против рынка, а Vesta впервые попала в десятку самых продаваемых моделей. Некоторые тренды января могут сохраниться и на протяжении всего года, говорят эксперты.

Рынок в январе показывает традиционно низкие результаты, но в 2016-м он приблизился к антирекорду. Результат мог быть еще хуже, если бы не продленная господдержка автопрома. Кроме того, в январе прошлого года была совершенно иная ситуация: на рынке все еще хватало машин по выгодным ценам.

«Неожиданные минус 37% марки Hyundai, занимающей лидирующие позиции на российском рынке, связаны с тем, что корейцы в прошлом январе очень хорошо поработали», – объяснил корреспонденту Autonews.ru директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков, добавив, что в начале 2015 года Solaris стал самым популярным автомобилем России, обойдя Lada Granta.


Hyundai Solaris и Kia Rio показали в январе отрицательные результаты, пропустив вперед Lada Granta. Представитель Hyundai заявил, что это вызвано не столько снижением спроса, сколько подготовкой к производству нового кроссовера Creta, из-за чего предприятие не работало до 21 января.

Что касается АвтоВАЗа, то, по мнению экспертов, он будет постепенно увеличивать свою долю на рынке: цены Lada в меньшей зависят от колебания курса валют. Продажи российской марки снизились всего на 11%, тогда как партнер по альянсу Nissan потерял 51%. В январе хорошие результаты продемонстрировали Granta и Largus, а 1643 проданных автомобилей хватило седану Lada Vesta, чтобы попасть в топ-10 самых популярных моделей января.

«Vesta помогло падение рынка - в декабре она даже не была в топ-25. Тем не менее, у этой машины есть все шансы попасть и в пятерку лидеров. При нынешней цене продавать Vesta – это геройство. На старте у маркеотологов были завышенные ожидания от ценников, но поскольку АвтоВАЗ планирует продавать эту модель по 50-60 тыс. в год, думаю, будет найдена равновесная цена, которая сделает Vesta популярной», – отметил директор «Автостата».


В Тольятти планы продаж не озвучивают. Представитель компании в беседе с корреспондентом Autonews.ru заявил, что сейчас завод концентрируется, прежде всего, на качестве каждой собранной машины. «У Vesta идет плавный прирост. И если в декабре автомобиль продавали всего 60 дилеров, то в январе - уже 145 дилеров. Тем не менее, в некоторых регионах есть даже дефицит и очереди на эту модель. Нельзя рассчитывать на взрывной рост продаж нового для рынка автомобиля. Мы заявляли, что до конца 2015 года выпустим 5 000 Lada Vesta - и выпустили даже больше. У каждой машины есть логистическое плечо в две недели. Поэтому Vesta, выпущенные после 15 декабря, не могли физически быть проданы до конца декабря», – объяснил руководитель пресс-службы АвтоВАЗа Сергей Ильинский.

На АвтоВАЗе осторожно говорят о будущем еще одной новой модели - XRAY, продажи которой стартуют в середине февраля. «XRAY, безусловно, интересен публике - на этот автомобиль уже есть предзаказы, что позволяет нам оптимистично смотреть на перспективы этой модели. При этом мы ожидаем, что бестселлерами этого года станут Vesta и Granta, как более массовые автомобили», – добавил Ильинский.


Внедорожный сегмент, несмотря на продолжающееся сокращение, все еще остается одним из самых значимых на российском рынке. Компания Ford – одна из немногих марок, кто оказался в плюсе. Это произошло благодаря популярности Ford Explorer и Kuga, а также из-за низкой базы в начале прошлого года. Suzuki показала рост продаж в сравнении с январем прошлого года за счет новой Vitara. В этом году компания собирается повторить прошлогодние результаты, в частности, за счет выхода Vitara S с турбодвигателем в марте и обновленного кроссовера SX4 в сентябре.



Покупатели отдают предпочтение не только бюджетным вариантам: по результатам января Toyota RAV4 стала самым популярным кроссовером России. В топ-25 попал и внедорожник Toyota Land Cruiser 200, который стоит от 3 млн рублей. По словам представителя пресс-офиса Toyota, столь высокая популярность RAV4 и Land Cruiser 200 в январе обусловлена двумя факторами: недавним масштабным обновлением этих моделей и сохранением высокой остаточной стоимости на вторичном рынке.


Toyota установила выгодные по меркам класса ценники на RAV4, а Kia в преддверии выхода нового поколения Sportage распродает кроссоверы со скидкой, что позволило этим автомобилям в январе обойти Renault Duster и Lada 4х4. В январе Toyota все же вынужденно подняла цены, однако RAV4 в этом году встанет на конвейер завода в Санкт-Петербурге, благодаря чему если и будет дорожать, то несущественно.

«Сейчас основной фактор – выгодность покупки автомобиля. А если считать в долларах, российские машины получаются в два раза дешевле, чем было раньше. Это очень выгодная покупка для тех, у кого есть валютные накопления», – объяснил Целиков.

Существенный рост продаж некоторых брендов был обусловлен низкой базой. В том числе, речь идет и о премиальных марках. «Продажи Porsche в январе прошлого года были нехарактерно низкими из-за того, что в декабре 2014-го после резкого падения рубля был раскуплен весь склад автомобилей», – рассказала директор по связям с общественностью и прессой ООО «Порше Русланд» Оксана Хартонюк. Кроме того, на результат немецкой марки, показавшей рост 60%, повлияли продажи кроссовера Macan - к концу года на российский рынок вывели его дизельную версию. Из-за отзыва в ноябре-декабре продажи кроссовера были приостановлены, а покупатели стали получать заказанные ранее машины только в январе.


В январе рост продаж показали китайские производители, однако серьезных результатов удалось добиться только Lifan и Geely. Приподнятый хэтчбек X50 и обновленный кроссовер X60 помогли китайской компании Lifan в январе выйти на первое место. Geely заняла вторую позицию благодаря сдерживанию цен на свою самую популярную модель – седан Emgrand EC7. На третьем месте - Chery, которая в настоящее время распродает запасы автомобилей.

После неуверенного старта марка Datsun решила продлить участие в программе утилизации и в феврале предложила скидку в 60 тыс. руб. и 50 тыс. при покупке в трейд-ин. Кроме того, привлечь покупателей призвана и спецверсия хэтбчека Mi-DO International. Ульяновский завод в свою очередь запустил программу «УАЗ со скидкой», максимальная выгода по которой составляет более 200 тыс. рублей.

«Все ждали лучшего рынка, чем он есть. И осознание, что ситуация хуже, приходит только сейчас», – подвел итог января директор «Автостата». Аналитики и игроки рынке считают, что ситуация на рынке начнет постепенно выравниваться. Однако ждать ощутимых перемен уже в феврале не стоит, к тому же премиум-сегмент едва ли сохранит прошлогодние объемы. Президент Российской ассоциации автомобильных дилеров Владимир Моженков заявил корреспонденту РБК, что в этом месяце продажи не превысят 100 тыс. машин, а оживление рынка может произойти только весной.

Евгений Багдасаров
Фото: компании производители, РБК, AarStudio / Depositphotos.com