branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Штрафы и запчасти: почему ОСАГО может подорожать

Страховщики опасаются убытков, связанных с ростом цен на запчасти, и хотят пересмотреть тарифы...
В 2016 году могут появиться предпосылки к дальнейшему подорожанию полисов ОСАГО. Страховщики опасаются убытков, связанных с ростом цен на запчасти, и хотят пересмотреть тарифы и ввести дополнительный коэффициент для злостных нарушителей правил дорожного движения. Депутаты в свою очередь предлагают пересмотреть методику расчета ОСАГО, чтобы, наоборот, снизить стоимость обязательной страховки.

Дальнейший рост курса доллара может привести к удорожанию запчастей и как следствие к росту убытков на рынке страхования, считают в Российском союзе автостраховщиков (РСА). Там предварительно посчитали, что рост курса еще на 10 руб. может привести к увеличению тарифа на 6–10%. Однако РСА не собирается выходить с предложением об удорожании ОСАГО раньше апреля - к этому времени будет готова новая версия справочника средней стоимости запчастей.

«В апреле мы увидим, какие изменения произошли с запчастями. Дело в том, что курс доллара и евро напрямую не влияет на их стоимость, некоторые производители даже существенно снижают цены, уходе не в минус, но в ноль», – рассказал корреспонденту Autonews.ru исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.

Возможные тяготы по увеличению стоимости ОСАГО в РСА планируют переложить на водителей, злостно нарушающих ПДД. В конце года РСА посчитал, что чаще всего попадают в аварии водители, накопившие более 5 штрафов в год, главным образом за превышение скоростного режима, выезд на встречную полосу и заезд за стоп-линию. Злостных нарушителей планируют наказывать повышающими коэффициентами ОСАГО. Это может коснуться 5,5% автовладельцев. Для тех, кто совершил от 5 до 9 нарушений, планируют установить коэффициент 1,86. А для тех, кто нарушил ПДД более 10 раз за год, цена полиса может вырасти в два-три раза.

«Курс доллара напрямую не влияет на стоимость запчастей».
«Если средний взнос все же придется поднять на 6%, то было бы вполне справедливо поднять его для аварийных водителей и не трогать аккуратных», – отметил Уфимцев. По его словам, актуальность нового коэффициента теперь должен проработать Центробанк и затем вынести окончательное решение. Возможно, он будет зависеть не от количества правонарушений, а от их тяжести. Кроме того, ЦБ заявил о намерении усовершенствовать систему «бонус-малус», которая учитывает и скидки за безаварийную езду.

«Система прогрессивных коэффициентов может и должна работать не только в сторону повышения тарифа для нарушителей, но и предоставления понижающего коэффициента для аккуратных автовладельцев. Когда эта схема заработает в полную силу, разница в конечной стоимости полисов ОСАГО для обеих групп водителей будет измеряться десятками процентов», – пояснил директор департамента финансовых услуг «АвтоСпецЦентра» Дмитрий Белов.

Еще одним предметом для беспокойства страховых компаний стали региональные тарифы. Представители СК «Согласие» и СК «Макс» в беседе с корреспондентом Autonews.ru отметили, что ОСАГО в регионах в подавляющем большинстве убыточно и требует повышения коэффициентов.

«Зачастую у мощной машины вероятность попадания в ДТП ниже».
Тем временем депутаты Госдумы готовят поправки в закон об ОСАГО, направленные на удешевление полисов. Депутаты фракции ЛДПР Игорь Лебедев и Ярослав Нилов внесли в Госдуму законопроект о введении моратория на повышение тарифов на период с 1 января 2015 года. Член «Единой России» Александр Сидякин в свою очередь предложил вообще не учитывать износ, уменьшающий сумму выплат по страховым случаям. Еще один депутат-единоросс Алексей Журавлев готовит поправки, исключающие из расчета тарифа ОСАГО мощность двигателя. В настоящее время на автомобили мощнее 70 л.с. действуют повышающие коэффициенты. К примеру, на машину, попадающую в группу от 70 до 100 л.с., повышающий коэффициент равен 1,1, в группу от 100 до 120 л.с. – 1,2, от 120 до 150 л.с. – 1,4, а свыше 150 л.с. – 1,6. Журавлев считает, что нет прямой связи между мощностью автомобиля и риском попасть в ДТП. В доказательство он привод статистику за 2013 год, согласно которой чаще всего в ДТП попадали автомобили ВАЗ/Lada - на них приходится треть от общего количества аварий, а также ГАЗ и Hyundai.



«Большинство тарифов и коэффициентов вводятся не только, чтобы более равномерно распределить риски и сделать более справедливый тариф для каждого водителя, а лоббируются страховыми компаниями для получения большей прибыли. Это касается и коэффициента мощности. Зачастую у мощной машины вероятность попадания в ДТП ниже. Например, при обгоне она может быстрее ускориться и завершить маневр», – отметил руководитель юридической компании «ГлавСтрахКонтроль» Николай Тюрников.

Исследования Центробанка и данные страховых компаний, наоборот, выявили прямую связь между риском страхового случая и мощностью двигателя автомобиля. «Статистика показывает, что действительно уровень мощности автомобиля влияет на убыточность страховых операций у страховщика. При этом необходимо обратить внимание, что как правило от уровня мощности зависит также и стоимость автомобиля, а последняя напрямую может влиять на среднюю выплату», – рассказал директор по развитию страхования СК «МАКС» Сергей Печников.

В свою очередь заместитель начальника управления розничного страхования СПАО «РЕСО-Гарантия» Никита Ситников пояснил корреспонденту Autonews.ru, что зависимость между мощностью и аварийностью линейна. Вторая мощностная категория убыточнее первой, а третья убыточнее второй.

«Страхование маломощных автомобилей более убыточно».
При этом некоторые аналитики и представители страховых компаний считают, что коэффициенты на мощность двигателя, введенные еще в 2003 году, успели устареть. К примеру, владельцу автомобиля с мотором мощностью меньше 50 л.с. полагается скидка, но таких машин на российском рынке в настоящее время нет. А в сегменте от 50 до 70 л.с., на который повышающий коэффициент не распространяется, остались только Ravon Matiz и Kia Picanto. С 2003 года мощность современных автомобилей значительно выросла, и в категорию свыше 150 л.с. попали бюджетный Ford Focus, большие внедорожники и эксклюзивные суперкары.

«Страхование маломощных автомобилей более убыточно. Поэтому если зайдет речь об отмене коэффициента за мощность, то статистически обоснованным будет не снижение цены, а как раз повышение цены ОСАГО на маломощные автомобили. Если речь идет только о пересмотре, то коэффициент по маломощным автомобилям определенно требует изменений», – заявил Сергей Печников.

Страховщики предложения депутатов называют необоснованными. А отмена учета износа, по их мнению, может привести к росту выплат на 40% и, как следствие, серьезному кризису в отрасли. Убытки страховщикам принесет и отмена мощностного коэффициента. Николай Тюрников, наоборот, считает, что сейчас ОСАГО стоит дороже, чем должно, и наметилась тенденция к снижению стоимости полисов.

После повышения тарифов Центробанком в апреле прошлого года многие водители ради экономии начали приобретать поддельные полисы, из-за чего РСА пришлось срочно принимать меры против фальшивок. Однако в РСА акцентируют внимание на то, что вместе с ростом средней стоимости страховки многократно выросли лимиты покрытия. К примеру, максимальная выплата «по железу» выросла со 120 до 400 тыс. руб., а за вред жизни и здоровью – со 160 до 500 тыс. рублей. В среднем автомобилисты стали получать компенсацию на 38% больше - сейчас она держится на уровне 60 тыс. рублей. А количество жалоб на размер и сроки выплат по ОСАГО, по словам президента РСА Игоря Юргенса, на сегодняшний день сошло на нет.

Евгений Багдасаров
Фото: Артеменков Александр / PhotoXPress.ru