branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Гонка на терпение. На трассе Формулы-1 стартовал новый чемпионат

В России запустили первый в истории страны турнир по гонкам на выносливость...
Гонка на терпение. На трассе Формулы-1 стартовал новый чемпионат
Гонка на терпение. На трассе Формулы-1 стартовал новый чемпионат
В России запустили первый в истории страны турнир по гонкам на выносливость. Новое первенство называется MitJet Endurance, а первый этап состоялся в Сочи – на трассе, где проходит Гран-при России Формулы-1. За рождением новой серии наблюдали четыре сотни зрителей. Эти люди купили билеты за 300 рублей и в холодный, но солнечный декабрьский день собрались на главной трибуне Сочи Автодрома, чтобы посмотреть за самой долгой гонкой в истории трассы. Заезд длился три с половиной часа.

«И это все?» – удивлялись зрители, увидев на решетке девять машин. Действительно, по сравнению с 20 болидами Формулы-1, к которым привык автодром, стартовое поле Mitjet Endurance смотрелось куцым. Второе разочарование ждало болельщиков 5 минут спустя: старта с места не будет. Вместо самой зрелищной процедуры любого заезда организаторы первенства решили выпустить пилотов с хода – так называется принцип, при котором автомобили проезжают один медленный круг за машиной безопасности, после чего пейс-кар сворачивает в боксы, а оставшиеся «без присмотра» спортсмены начинают ускоряться и уходят в бой без остановки на стартовой прямой. Такой способ более безопасен для гонщиков и машин – отсутствие резкого разгона снижает вероятность внезапной аварии. По этой же причине старт с хода не так зрелищен для фанатов: обычно к началу гонки пилоты спокойно растягиваются в «змейку» и без эксцессов и смен позиций доезжают до первого поворота.


«И за это на Формуле-1 платят по 20 тысяч?» – разочарованно протянул один из болельщиков на главной трибуне. «Какие 20? – возразил ему сосед. – Я за 6 тысяч купил. У волонтеров». Проговорив в таком духе три минуты, недовольные зрители покинули трибуну. Другие болельщики остались на месте: похоже, не столь искушенным посетителям Сочи Автодрома заезд вполне понравился.

По ходу гонки зрители регулярно спускались с трибуны и отправлялись на экскурсию по всему автодрому – за 100 рублей с человека. Гостям показывали паддок, водили в боксы и рассказывали, как устроена трасса изнутри: туристы внимали, фотографировались и с радостью снимали механиков, которые обслуживали машины во время заезда. За три с половиной часа, которые длилась гонка, осмотреть автодром изнутри успели многие – MitJet Endurance принципиально не скрывает ни один из процессов, происходящих в боксах, а потому зрители способны увидеть то, что закрыто на всех остальных гоночных соревнованиях.

К окончанию гонки на выносливость на трассе остались ровно 94 зрителя – с учетом младенцев в колясках, которых оказалось на удивление много. Все эти люди собрались на стартовой прямой, чтобы увидеть церемонию награждения. Публика встала под подиумом и добрых 30 минут слушала комментатора, который обстоятельным рассказом о российском автоспорте пытался скрасить внеплановое ожидание. Почему между финишем и награждением прошло так много времени, зрителям не объяснили – спустя 30 минут призеры просто вышли на подиум и все-таки получили свои кубки.


Для негоночного зимнего сезона развлечение оказалось вполне сносным – вряд ли зрители пойдут на длинные гонки с минимумом участников в разгар лета, но при отсутствии конкурирующих серий Mitjet Endurance способен привлечь аудиторию. Большая заслуга в этом принадлежит Сочи Автодрому – трасса без всяких гонок интересует туристов, желающих просто погулять по Олимпийскому парку и хотя бы пройтись там, где гонялась Формула-1. Если же в сочетании с экскурсией им предложат полноценную гонку, пусть и локального уровня с неизвестными пилотами, экскурсия окажется еще более антуражной. Качество борьбы на трассе при этом роли не играет никакой: главное – доступные билеты.

Любители с профессиональной организацией

Серию МитДжет в Россию привел Сергей Егоров – бизнесмен, увлекшийся автоспортом в Европе. Коммерсант организовал собственную команду Arctic Energy, которая выступила во французском любительском первенстве МитДжет – так называются простые в управлении машины, на которых могут гоняться пилоты без специальной подготовки. С технической точки зрения все автомобили одинаковы, но чтобы разнообразить стартовое поле, кузов машины можно сделать похожим практически на любой существующий автомобиль – от BMW M4 или Ford Mustang до Bugatti Veyron. На характеристиках это не отражается: зрители просто видят характерный передок на месте стандартного обвеса.


Со временем Arctic Energy переросла формат отдельной команды и в 2015 году стала организатором целого первенства Кубок Mitjet – первой гоночной серии, все гонки которой прошли на Сочи Автодроме. По своей сути Кубок Mitjet – это любительские гонки. Здесь собираются обеспеченные люди без опыта в автоспорте, которым хочется в собственный выходной прохватить по гоночной трассе.

Гоночный междусобойчик бизнесменов не стоил бы внимания прессы, если бы не одно но: для пилотов-любителей эта серия оказалась одним из самых простых способов войти в автоспорт. Соревнования проводятся под эгидой Российской автомобильной федерации (РАФ), гонки судят профессиональные комиссары, а в качестве инструкторов и соперников выступают опытные пилоты. Среди них чемпион России по шоссейно-кольцевым автогонкам Борис Шульмейстер, победитель «24 часов Ле-Мана» в категории LMGTE Am Алексей Басов и член программы поддержки молодых пилотов разорившейся команды Marussia Иван Лукашевич – в свое время Иван выступал в международном первенстве GP3 на полном расписании.



В это же самое время в России проводится чемпионат РСКГ, который позиционируют как вершина кольцевых гонок в России. Вот только для участия в этой серии желающим необходима гоночная лицензия и минимальный опыт в соревнованиях. Получить такой опыт помогают МитДжеты: помимо «гонок выходного дня» здесь работает целая школа, которая готовит людей к занятию автоспортом. Так, за один день до старта марафонской гонки на Сочи Автодроме свою первую профессиональную гоночную лицензию получил сочинский предприниматель, владелец яхт-клуба «Буревестник» Андрей Бойко. Теперь он официально считается гонщиком: курс обучения для Бойко провели штатные инструкторы Arctic Energy.


Через год после открытия Сочи Автодрома приходится признать: трасса действительно стала отправной точкой для тех, кто хочет попробовать себя в гонках, но пока это работает только для богатых россиян. Теперь сочинских зрителей ждут еще три этапа серии Mitjet Endurance – следующий марафон состоится 5 января, а последующие гонки запланированы на февраль и март. Финал первого сезона пройдет летом в Подмосковье на трассе Moscow Raceway – там организаторы рассчитывают провести заезд длиной 6 часов.

Гонка на терпение

В спортивном плане первый марафонский заезд в Сочи получился гонкой на терпение – как для пилотов, так и для зрителей. Болельщикам пришлось терпеть первые полчаса: из-за технических проблем в начале заезда не было слышно комментатора, что превращало соревнование в непонятную вереницу машин. Зато когда комментатор включился, скучать уже не приходилось: подчас слушать рассказ было намного интереснее, чем наблюдать за борьбой вживую. Марафонские гонки – это настолько специфический вид спорта, что без должной подготовки и грамотного комментария уследить за борьбой экипажей становится невозможно.


Для пилотов ключевым моментом стало терпение на пит-стопах. По регламенту Mitjet Endurance, за гонку каждый экипаж должен был совершить как минимум пять остановок в боксах протяженностью шесть минут каждая. За это время нужно было не только дозаправить машину, но и сменить пилота: в каждом автомобиле за рулем находились два человека, сменяя друг друга во время заезда. Тратить на пит-стоп меньше шести минут запрещено. Один гоночный отрезок был равен 40 минутам – столько МитДжет выдерживал без дозаправки. Грамотно распределить остановки в боксах и не сорваться с места раньше положенного интервала – так выглядела главная задача участников со стратегической точки зрения.

По чистой скорости быстрейшим был Иван Лукашевич: экс-пилот GP3 до сих пор ходит в комбинезоне Marussia, хотя команда разорилась еще год назад. Несмотря на лучшее время в квалификации, Иван стартовал только третьим – при формировании стартовой решетки судьи учитывали время обоих членов одного экипажа. Напарником Лукашевича был любитель Константин Гугкаев, слабые результаты которого сместили дуэт с первой линии старта. Вместо них на поул-позиции оказался экипаж Дэвида Маркозова и Алексея Басова – профессионалов «туринга», которых пригласили для «мастер-класса». Вторыми квалифицировались братья Грязины – и это совершенно отдельная история.

В середине года Василий Грязин попал в страшную аварию, в результате которой сломал обе ноги. Чтобы кости срослись, врачи вставили ему в ноги металлические стержни. В одной из ног эти стержни есть до сих пор, в другой нет – но кости в «здоровой» ноге срослись неправильно. Это значит, что Василию придется еще раз, теперь уже принудительно, ломать левую ногу, чтобы продолжить процесс выздоровления. Последние месяцы Грязин передвигается на инвалидной коляске: ходить самостоятельно он сможет не раньше следующего года.


Все это не помешало Василию выйти на старт Mitjet Endurance. В разговоре с корреспондентом Autonews.ru гонщик признался, что изначально не собирался участвовать в марафоне – Грязин приехал в Сочи на тесты, так как слишком соскучился по автомобильным гонкам. После пробных заездов судьи допустили Василия на старт – и он не смог отказаться от возникшей возможности. Нажимать на педали он может обеими ногами: гипса на них нет, а невозможность ходить не означает, что ногами нельзя двигать. Естественно, Василий ехал не так быстро, как до аварии – но то, что проигрывал он, мог отыграть его брат Николай, тоже гонщик и его партнер по экипажу.

В гонке в лидеры сразу вышел дуэт Басов/Маркозов, Грязины остались на второй строчке, а Гугкаев откатился на шестую позицию – соперничать с профессионалами было слишком сложно. Где-то в конце пелотона ехал Никита Злобин – участник Формулы-Renault 3.5, регулярно выступающий в европейских «формулах». По ходу заезда Лукашевич отыграл отставание своего партнера и вернул машину в лидирующую группу, но рассчитывать на что-то большее не приходилось – Басов/Маркозов и Злобин с Грязиными были слишком быстры.

Судьбу гонки решили пит-стопы. Во время одной из смен пилотов лидеры недостаточно долго отстояли в боксах – в наказание за то, что они получили преимущество, проигнорировав обязательную для всех шестиминутную норму, Басова и Маркозова наказали штрафной остановкой в боксах. Победа была потеряна: за каких-то 20 минут до финиша признанные фавориты откатились на пятую строчку. Неожиданно для многих в лидеры вырвался Никита Злобин – но и здесь борьба не закончилась. За срезку поворота во время гонки Злобина также оштрафовали – и Никите пришлось возвращаться в боксы для отбытия наказания.


После всех штрафов на первом месте очутились Лукашевич с Гугкаевым – несмотря на то, что вместо пяти обязательных пит-стопов они умудрились совершить шесть. Тактика быстрых отрезков на легкой машине в сочетании с отменной выдержкой и правильными окнами пит-стопов позволила пилотам опередить всех соперников и стать первыми в истории триумфаторами марафонского заезда на Сочи Автодроме. Басов с Маркозовым финишировали третьими, Грязины увидели клетчатый флаг на четвертой позиции, оштрафованный Злобин довольствовался пятым местом.

В нагрузку к Формуле-1

В 2016 году МитДжеты рассчитывают выйти на новый уровень: по словам спортивного директора Кубка МитДжет, заезды этого первенства станут гонками поддержки Гран-при России Формулы-1. В расписание уикенда должны включить две гонки МитДжетов – в субботу, 30 апреля, и в воскресенье, 1 мая 2016 года. По слухам, МитДжеты и юниорская Формула-4 заменят молодежную серию GP3, которая приезжала в Сочи в 2014 и 2015 году. Организатор Гран-при России Сергей Воробьев эту информацию опроверг: по его словам, обсуждение приезда российских серий действительно ведется, однако на данный момент контракт с МитДжетами и Формулой-4 не подписан. В разговоре с корреспондентом Autonews.ru Воробьев указал, что действующие контракты Сочи Автодрома с GP2 и GP3 рассчитаны на три года – с 2014 по 2016 включительно.

Заезды в рамках Формулы-1 нужны МитДжетам не только для престижа: присутствие в одном паддоке с сильнейшими командами на планете автоматически привлечет в чемпионат новых участников, которые будут готовы щедро оплатить свой старт в гонке поддержки Ф-1. По словам спортивного директора Кубка МитДжет Станислава Сереженкова, аренда МитДжета для участия в марафонской гонке на Сочи Автодроме стоит 500 тыс. рублей, для коротких заездов стоимость снижается на 40%. Для уикенда Формулы-1 к базовым 500 тыс. рублей участникам придется добавить еще 20 тыс. евро – так организаторы компенсируют возросшие затраты.


Финансовые дивиденды сможет получить и Сочи Автодром: обычно организаторы Кубка МитДжет платят российской трассе только за аренду гоночного комплекса, но в случае с Формулой-1 возникнет дополнительный платеж за возможность разделить трассу с «Королевскими гонками». Эти затраты Artcic Energy намерена переложить на участников. Несмотря на ценник в 27 тысяч евро за этап, желающих стартовать в Кубке МитДжет 1 мая 2016 года набралось немало: о своем намерении выйти на старт гонки поддержки Гран-при России сообщили 10 пилотов из России и 15 участников французского Кубка Mitjet.

Если МитДжеты действительно приедут в Сочи 1 мая, то для зрителей Формулы-1 эти гонки станут своего рода «товаром в нагрузку» – серией, от которой нельзя отказаться, ведь стоимость билета включает в себя все заезды уикенда вместе с гонками поддержки. Впрочем, такая перспектива огорчит не всех: в прошедшие годы заезды GP3 в Сочи не собирали полных трибун – подавляющее большинство зрителей подтягивались только к основным сессиям Формулы-1. А значит, майскую гонку МитДжетов болельщики могут также не заметить. Что не отменит возможный уникальный опыт по объединению самой профессиональной дисциплины в автоспорте с первенством для начинающих бизнесменов 40-50 лет – на одной трассе в один и тот же день. Неплохо для любителей.

Антон Погорельский, специально для Autonews.ru
Фото: Arctic Energy