branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Глава Datsun: «Не хотим продавать одинаковые машины»

Какие новинки запланировал бренд, что мешает Datsun продавать машины в США, и почему россияне так любят седаны...
Глава Datsun: «Не хотим продавать одинаковые машины»
Глава Datsun: «Не хотим продавать одинаковые машины»
Запуск возрожденного бренда Datsun признан удачным – за первые полтора года работы на главных рынках сбыта реализовано почти 120 тыс. машин и открыто более 400 дилерских центров, а в России седан Datsun on-Do долгое время стабильно оставался в числе лидеров рынка. О том, почему новый бренд представлен отдельными автомобилями на разных рынках, и как в дальнейшем будет развиваться модельная линейка марки, рассказал глава марки Винсент Кобе в ходе круглого стола в Токио, организованного специально для российских журналистов.


- В прошлом году бренд запустился сразу на нескольких рынках. Какой из них можно назвать более успешным, а какой - отстающим?

Глава Datsun: «Не хотим продавать одинаковые машины»

- В марте 2014 года Datsun появился в Индии, в мае пришел в Индонезию, в сентябре – в Россию, а месяцем позже мы запустились в Южной Африке. Все это сложные рынки, испытывающие сильные кризисные явления. Так, российский за 18 месяцев упал на 40%, падение в Индонезии составило 15%, в ЮАР – 10-12%. Рынок Индии более-менее стабилен. Но каждый из них, если не считать скромного рынка ЮАР, был для нас крупнейшим в какой-то момент времени. Сейчас дела лучше всего идут в Индонезии, в конце прошлого года отличные результаты показывала Россия, ранее – Индия. Но в среднем каждый рынок продает по 2–4 тыс. машин в месяц. С точки зрения запуска бренда мне симпатична Россия, потому что здесь есть и ясность мышления, и хороший ответ на наше предложение со стороны рынка. Комбинация нашего сервиса и японского качества принята здесь. Наконец, в России бренд очень четко позиционирован. Но сегодня российский рынок лихорадит, и бизнес идет не так хорошо, как хотелось бы. Здесь надо постоянно реагировать на происходящее, выстраивать тактику работы. Сегодня в России мы пытаемся защитить наш бизнес. А лучше всего дела у Datsun идут в Индонезии.

- Что представляет собой бренд Datsun на разных рынках? Это та же идея, что и в России: дешевые машины с японским качеством?

- Во-первых, вы никогда не услышите от меня определения «дешевые». Никогда. Datsun – это доступные автомобили, но не дешевые. И мы пытаемся предложить надежный бренд с хорошей репутацией и то, что вы можете себе позволить. Идея Datsun в том, чтобы помочь людям реализовать их мечту об автомобиле. Особенно это касается стран, где нет политической и экономической стабильности. Такое положение дел всегда сильно бьет по среднему классу, у которого снижается покупательская способность, пропадает позитивный взгляд в будущее. Мечта о хорошей машине спотыкается о финансовые возможности. И вот эту мечту должен реализовать Datsun, давая людям возможность купить машину мечты.


- Отличаются ли запросы клиентов в разных странах?

- Ожидания клиентов отличаются кардинально. Представители среднего класса в Индии хотят компактный хэтчбек с мотором объемом 1,0–1,2 литра. Индонезийцы – семиместный автомобиль стоимостью менее 20 тыс. долларов. Русские, если мы не говорим о запросах столичных жителей, всегда начинают с того, что им нужен седан с очень вместительным багажником, хорошей подвеской и большим клиренсом, устойчивый на скорости и пригодный для плохих погодных условий. Это совершенно разные машины. Весьма амбициозные, но доступные машины. Мы никогда не хотели делать дешевые машины. С таким позиционированием невозможно построить бизнес и удовлетворить клиентов.

- Сейчас Datsun – это бренд четырех стран. Достаточно ли их для того, чтобы считать марку состоявшейся? Или вы смотрите шире?

- Скажу так: мы не мечтаем, мы делаем серьезные вещи. Строим некую базу и работаем с ней. Запуск бренда – это всегда вызов, особенно когда речь идет про современный японский доступный автомобиль, востребованный у потребителей среднего класса на быстрорастущих рынках. И, что важно, эти машины адаптированы для локальных рынков и подходят для местной инфраструктуры. Есть ли еще хоть один бренд, который работает столь селективно? Ни одного. Мы не можем сделать это одновременно в пятидесяти странах, поэтому пока сфокусировались на четырех. И выбрали их не случайно. Все они большие, густонаселенные, в каждой из них есть автозаводы, технические центры и сети продаж. У каждой разные потребности, и в каждой из них мы применяем разную бизнес-модель. И в этих условиях мы готовы развиваться. Мы уже продаем Datsun в Непале, Ботсване, Лесото, Намибии. Уверен, найдем сбыт в Украине и Казахстане. Потом пойдем дальше: в Африку, Азию, Средний Восток и, возможно, в страны Латинской Америки.

- А как насчет Европы, США и Японии?

- Стоит ли пытаться выходить на развитые рынки? Ответ – нет. Скажу честно: я не понимаю, как можно выйти на рынок США, где сегодня самым дешевым автомобилем является Nissan Versa/Sunny – седан длиной 4,4 метра. Достаточно посмотреть на эволюцию рынка и законодательные ограничения, чтобы понять: роли, которую Datsun может играть в США, сейчас нет. Так же и в других странах. Развитые рынки хорошо покрыты маркой Nissan. И именно поэтому нас интересуют рынки растущие, где иной раз у людей даже нет выбора. Например, в Индии, если у вас есть 7 тыс. евро, вы имеете выбор между Suzuki и Suzuki. А в Индонезии за 8 тыс. евро можно купить только Daihatsu. Вот этим рынкам мы и предлагаем интересную альтернативу.


- Каким, по-вашему, должен быть идеальный современный Datsun?

- Если вы спросите, какой автомобиль для меня мог бы стать чистым олицетворением бренда Datsun, я скажу, что это легкая машина с двигателем мощностью 200 л.с. и ценой не больше 15 тыс. евро. Это то, что я бы сделал в металле, дабы отразить наследие и ценности бренда Datsun. Если у вас есть 200 млн долларов, я готов сделать именно такую машину. Но сейчас моя задача – продавать по 20 тыс. автомобилей ежегодно на каждом из наших основных рынков сбыта, поэтому мы делаем и продаем совсем другие машины.

- Сегодня Datsun – это седан и хэтчбек в России и хэтчбек и минивэн в Азии. В какие новые сегменты вы смотрите в России и других странах?

- Россия любит седаны, потому что это солидно. Хотя это совершенно непрактичный тип кузова. Глобально автомобили отражают стиль жизни. Логика проста: конструкция машины должна отражать условия использования, портрет потребителя, его задачи по перевозке грузов. Стиль жизни транслируется в тип кузова: седан, минивэн, кроссовер или внедорожник. Но все ждут от автомобиля универсальности, и чем больше у потребителя денег, тем больше требований он предъявляет к машине. Глобальный тренд в том, что от седанов и хэтчбеков люди переходят к кроссоверам, как к более универсальным транспортным средствам.



- Судя по концептам redi-GO и GO-cross, вы как раз работаете над созданием кроссоверов?

- Пока я говорю лишь о трендах, о том, что происходит в голове потребителя. Мы не говорим том, что GO-cross является предтечей какой-либо серийной машины. Он демонстрирует то, в каком направлении будет развиваться бренд дальше. Но, как вы уже знаете, мы обещали в 2016 году представить новую модель на платформе CMF-A (на ней построен Renault Kwid – прим. редактора). GO-cross – идея более отдаленного будущего, и сейчас мы не можем даже сказать, годится ли она для России. Не исключено, что в России мы предложим какой-то другой продукт схожей идеологии, но это будет чуть позже.


- У альянса Renault-Nissan есть отличный бренд Dacia с огромной линейкой, включающей седаны, хэтчбеки, кроссоверы, минивэны и даже пикапы, которые давно освоены. Так зачем понадобилось делать Datsun на базе моделей Lada? Может, было бы проще создать кооперацию с Renault?

- Это технический вопрос. Автомобильная индустрия хороша своей вариативностью. Здесь нет совершенных решений, нет хороших или плохих конструкций. Компания Renault делает ставку на марку Dacia и ее платформы, которые являются весьма конкурентоспособными в Европе. Но в Индии и Индонезии ожидания клиентов от автомобиля совсем другие, и европейский ответ на них не сработает, как и в России. У вас Nissan занимает очень сильные позиции, а клиенты Renault и Nissan в России абсолютно разные.

Мы, в свою очередь, не хотим продавать одинаковые машины. Вот почему мы предлагаем другой бренд. Ответ на вопрос о том, какую именно платформу при этом использовать, зависит от того, какой автомобиль вы хотите получить. И никак иначе. Выбор платформы – всегда дискуссия, которая должна опираться на клиента и требования рынка. Мы начали с изучения спроса, и теперь мы удовлетворяем запросы клиента, а не разрабатываем что-то в надежде, что потребитель это купит. Выбор правильного технического решения лежит в основе нашего бизнеса. А если вы скептично смотрите на инженерию АвтоВАЗа, попробуйте автомобили Datsun. Найдете там проблемы с качеством? Я не нашел. Хорошая платформа, интересный двигатель и высокое качество – вот что такое Datsun в России.

- Вы сейчас только вкладываете в Россию, или уже получаете какую-то прибыль?

- Мы вкладываем в разработки, в маркетинг, в развитие дилерской сети. Это требование рынка, так что мы будем продолжать: вы увидите маркетинговые компании, активности для клиентов, сезонные предложения – это нормальный путь продвижения бизнеса. Если вас интересует, будем ли мы принимать решения об увеличении объемов производства или выводе на рынок новых моделей, то скажу, что нам надо сначала понять, в каком направлении развивается кризис. Я настроен оптимистично. В России все немного гипертрофированно, и все колебания происходят гораздо острее, чем в Европе. Рынок падает быстро, но и вырасти должен столь же интенсивно.


- Но сейчас ситуация стала действительно сложной…

- Я оптимист, иначе бы работал на другом месте. У вас 160 млн человек населения, 70 млн кв. км земли, запасы природных ресурсов. Политические и экономические сложности обвалили рынок до 1,5 млн машин в год, и есть действительно серьезные причины для кризиса, но реальных оснований для полного краха экономики нет. Есть ресурсы, образованные люди, технический потенциал – все это очень важно. Россия выйдет из кризиса быстрее, чем можно себе представить.

- Каким образом удалось в кратчайшие сроки построить в России такую большую дилерскую сеть? Требуется ли дилерам финансовая поддержка?

- Выходя на российский рынок, мы заранее имели кое-какие важные преимущества: Datsun крепко связан с брендом Nissan, который очень силен в России. Мы предложили дилерам Nissan продавать Datsun, и многие из них немедленно согласились даже с тем условием, что продавать Datsun нужно в отдельных шоурумах. При запуске седана on-Do у нас работало уже более тридцати дилеров, и сеть продолжала расти. В идеальном случае в дилерской сети Datsun должно быть от 80 до 100 продавцов. И инвестиции в развитие сети у нас гораздо меньше, чем обычно. Но, честно говоря, дилерская сеть в России не так уж велика. На всю страну сейчас чуть больше 60 продавцов, хотя в Индонезии насчитывается 120 дилеров, а в Индии – 160. Но российских дилеров мы не поддерживаем деньгами сейчас, и не планируем делать этого в будущем.

Иван Ананьев, Токио
Фото: Datsun, Kshitij Sharma/Auto Bild India, Theautomotiveindia.com