Перезапуск проекта при поддержке Volvo
Autonews
Перезапуск проекта
при поддержке Volvo
Статьи

«Гибрид очень скоро станет дешевле дизеля»

Глава Lexus Europe Алан Юттенховен – о перспективах дизельных моторов и новых сегментах рынка…
Автосервисы
Autonews
Искать больше не нужно.
Гарантируем качество услуг.
Всегда рядом.
Выбрать сервис
«Гибрид очень скоро станет дешевле дизеля»
«Гибрид очень скоро станет дешевле дизеля» 
Без дизеля, но с непонятными гибридными агрегатами – лет десять назад на бренд Lexus в Европе смотрели бы, как на что-то инопланетное. Но сегодня гибриды стали привычными, а марка успешно конкурирует в самых привлекательных сегментах с большой немецкой тройкой. О том, как удалось закрепиться в Европе без дизеля, чем отличаются запросы жителей Старого Света и стоит ли омолаживать аудиторию бренда корреспонденту Autonews.ru рассказал глава Lexus Europe Алан Юттенховен.

– Домашним рынком для марки Lexus можно назвать американский, но сравнительно недавно бренд пришел и в Европу, где совсем иной подход к автомобилестроению. Какие цели ставит компания здесь?

- Действительно, бренд Lexus был основан 25 лет назад, и на протяжении многих лет был только американским. Большая часть моделей была сделана по американским лекалам: большие размеры, большие двигатели, особый подход к оснащению. В 2005 году было решено сделать бренд международным, и мы начали с рынков, которым именно такие машины были по нраву. Российский – как раз из них. Вы любите просторные машины, расходы на топливо в России не имеют большого значения, а налоги здесь невелики. Однако в 2010 году мы решили идти дальше, и для успеха на других важных рынках, включая европейский, японский и китайский, нам понадобились машины меньшего размера и более экономичные двигатели. И вот мы представляем NX, на который делаем большую ставку – эта машина должна продаваться тиражом не менее 100 тыс. в год. Марка идет в новые сегменты, и скоро мы покажем много новых моделей, причем как в Европе, так и в США. Это первое. Второй важный элемент нашей политики – это качественный клиентский сервис. Премиальный продукт должен быть поддержан премиальным сервисом, а клиент должен это чувствовать. Это две важнейшие составляющие нашей стратегии в Европе.

– Есть ли в Европе какие-то еще ниши, в которых Lexus пока не представлен? Какие сегменты будут наиболее интересны марке в ближайшие годы?

- На данный момент я не готов ответить на этот вопрос полно и честно. Но если вы сначала посмотрите на сегменты, где представлен бренд Lexus, а потом на те, что остались на разных рынках, то увидите, что есть еще много возможностей для роста. Сегодня у нас 14 различных моделей при общем количестве ниш и сегментов около полусотни, так что потенциал для развития действительно велик. В ближайшие пять лет будет много новых моделей, но каких именно, я сказать пока не могу.


– Правильно ли говорить о том, что целевой аудиторией марки являются пользователи немецких премиум-брендов? Чем можно привлечь эту довольно консервативную аудиторию?

- Во всем мире бренды большой немецкой тройки занимают 75% рынка премиум-автомобилей. Мы растем и готовы забрать часть этих клиентов. Lexus постоянно совершенствуется: растет качество, надежность, наши машины дарят все больше удовольствия от вождения, и все это подтверждается исследованиями JD Power, тестами журналистов и независимых аналитиков. Конечно, мы будем двигаться дальше. Но у нас есть четкое понимание того, что невозможно удовлетворить сразу всех. Когда-то мы хотели удовлетворить все возможные группы клиентов, но в итоге поняли, что пытаемся создать среднестатистический автомобиль. А это плохой подход. Мы решили, что для нас важно быть отличными от других, и людям это понравилось. Посмотрите на кроссоверы NX и RX. Это в первую очередь необычный дизайн, который позитивно оценивают 50% автомобилистов. Часть оставшихся считают этот стиль спорным, кто-то его совсем не принимает. Но результат есть: NX сейчас является нашим бестселлером в Европе, при том, что машина не имела предшественника, а более половины покупателей вообще ничего не знали про Lexus прежде. То есть это не вопрос лояльности аудитории, хотя те, кому нравится Lexus, обычно остаются с маркой надолго. В данном случае речь идет о привлечении новых клиентов, за счет которых сейчас и можно расти.

– Должен ли Lexus быть дешевле других машин премиум-сегмента, или марка уже вышла на их уровень по качеству и оснащению?

- Сегодня на большинстве рынков ценовая разница между моделями премиум-брендов минимальна. На крупнейшем для марки рынке США мы продаем 600 тыс. машин в год, причем последние два месяца мы обходили и Audi, и Mercedes-Benz. И это при том, что уровень наших цен вполне сопоставим с мерседесовским. В Европе немного по-другому: здесь наши машины на 3-5% дешевле автомобилей Mercedes-Benz, но вы не увидите эту разницу при прямом сравнении прайс-листов. Lexus не предлагает большого списка опций, не вынуждает клиента добавлять еще что-нибудь при покупке.

– Существует ли тенденция омолаживания аудитории бренда? Какими средствами вы привлекаете более молодых клиентов?

- Lexus никогда прежде не предлагал компактных машин. Около 25 лет назад мы начали с представительского седана LS. В Россию пришли с дорогим внедорожником LX. И лишь крепко встав на ноги, начали смотреть на более низкие сегменты с более доступными автомобилями. У нас нет цели сделать аудиторию бренда более молодой, но мы предлагаем все больше вариантов в различных сегментах, многие из которых традиционно считаются молодежными. К тому же в России покупатели премиальных автомобилей в среднем на 10 лет моложе, чем в Европе и США. Растущая в долгосрочном тренде экономика всегда создает достаточную денежную массу у молодой аудитории.

– Автомобили F-серии – это попытка добавить бренду эмоциональности или просто работа на более широкую аудиторию?

- Наши машины – с шильдиком F или без него – всегда делались с акцентом на комфорт, будь то тишина в салоне или мягкая работа двигателя V6. Но удовольствие от вождения – важный элемент для многих водителей, как и агрессивная внешность. Серия F создана для тех, кто любит ездить, не выходя при этом из зоны комфорта. Молодые это клиенты или не очень – не важно. Понятно, что среди молодых больше активных драйверов, но мы хорошо видим, что среди покупателей машин F-серий полно 50-летних клиентов.


– Это кажется странным, но в линейке Lexus нет ни одной дизельной машины. Как без дизелей можно выходить на европейский рынок?

- У нас не было и не будет дизелей, что странно для Европы, где 80% машин даже в премиум-сегменте оснащается такими моторами. Но мы твердо решили развивать гибридную технологию, и теперь это тоже часть ДНК нашей марки. В 2005 году мы представили LS – первый автомобиль такого класса с гибридным агрегатом – и публика поначалу отнеслась к нему весьма скептически. А сейчас почти все машины премиум-сегмента имеют гибридные версии. Гибридная технология давно доказала свою практичность и надежность. Дизелями сейчас заниматься смысла нет – адаптируя эти моторы под современные экологические нормы, инженеры усложняют конструкцию и увеличивают их стоимость. Поэтому гибрид очень скоро станет дешевле дизеля.

– Насколько вообще востребованы гибридные модели? Хорошо ли они адаптированы к суровым погодным условиям?

- В Западной Европе мы продаем 98% гибридных моделей, и это хорошее решение – мощное и экономичное одновременно. Это отличная альтернатива дизелю, особенно в городских условиях, где бензиновый двигатель часто глушится. Понятно, что зимой бензиновый агрегат работает чаще, поскольку приходится постоянно греть салон. Но в любом самом суровом регионе бывает и лето, когда выгоды нашей технологии становятся очевидными.

– Обывателю гибридная технология кажется сложной, он боится поломок и ждет, что батарея не сможет долго сохранять нормальную емкость. Не проще ли вложиться в обычные малокубатурные моторы, на которые сейчас переходят все подряд?

- Есть простой секрет. Возьмите любой аккумулятор, например, в телефоне. Вы заряжаете и разряжаете его тысячи раз, и батарея постепенно теряет емкость. А у нас есть батареи огромной емкости, которые никогда не заполняются полностью и не теряют заряд на 100 процентов. Так настроена электроника, и именно так она бережет аккумуляторы. В итоге мы имеем, например, Toyota Prius, который, работая таксомотором в Вене, прошел более миллиона километров без замены батареи. Вот почему мы не продаем запасные батареи и даем на них гарантию на весь срок службы автомобиля. Бензиновыми моторами малого объема мы тоже занимаемся – совсем недавно появился двухлитровый турбомотор для Lexus NX. Люди хотят иметь динамичные автомобили, поэтому таких двигателей у нас будет все больше.

– Что является показателем успеха марки на конкретном на рынке? Есть ли какая-то специфика работы в России?

- Это очень многогранный вопрос. Если вы работаете в премиум-сегменте, то одной из ваших целей должна стать эксклюзивность. Ваши клиенты всегда хотят иметь что-то особенное, и вы не можете предлагать им массовый товар. Это всегда очень спорный момент для производителя. Если он реализует 2 млн машин, его марка становится массовой и теряет свою привлекательность для традиционных клиентов. Поэтому производители суперкаров лимитируют выпуск своих машин, и далеко не все желающие могут купить их. Иначе пропадет эксклюзивность. Мы тоже не гонимся за объемами. Хороший показатель для нас – рост на 5-10% в год с постоянным выводом новых моделей. И, конечно, самый лучший сервис для клиентов. Нет разницы, работаем мы в России или где-нибудь еще. У вас мы продаем большие машины, в Европе – более компактные, но качество нашего сервиса везде остается незыблемым.

– Дела у марки в России идут хорошо, хотя рынок испытывает сейчас весьма драматическое падение. Имеет ли смысл в этих условиях корректировать ценовую политику ради удержания доли рынка? Нет ли панических настроений на тему ухода с рынка?

- Рынок премиальных автомобилей в России оценивается в 300 тыс. машин ежегодно, и это действительно большая цифра. Мы успешно работали на нем многие годы, и было бы безумием отказаться от него сейчас. Как и многие экономики, зависимые от нефти, российская сейчас испытывает сложности, но рано или поздно она восстановится, поэтому нет смысла сейчас бросать все то, что выстраивалось долгие годы. Но даже в условиях слабого рубля мы должны иметь выгоду, а не терять деньги, поэтому наши цены растут. Вопрос в том, какие финансовые инструменты мы можем предложить клиентам, чтобы остаться для них интересными. Понятно, что наша маржа уменьшается. Сейчас, когда все находятся в сложной ситуации, очень важно оставаться конкурентноспособными. Это непросто. Это тонкий и сложный баланс между возможностями рынка и теми потерями, которые марка готова нести, чтобы удержать свои позиции на нем. Но когда экономика восстановится, мы должны будем находиться на своем законном месте.

– Что помимо вывода на рынок Lexus NX помогло усилить позиции марки в России?

- Сразу после NX, который очень хорошо стартовал на российском рынке, у нас появилась еще одна хорошая новость – запуск кроссовера RX. У нас сильный продуктовый план, и в ближайшее время будут и другие интересные продукты. Например, фейслифт седана ES. Весной мы запустили серию специальных финансовых программ, которые позволили поддержать цены и показать достойный результат на рынке. Если общие объемы продаж в премиум-сегменте упали на 25%, то Lexus просел всего на 15%, фактически увеличив свою долю рынка. Не так уж и плохо. Похоже, что трудные времена действительно хороши для укрепления позиций.

Иван Ананьев