Autonews
Статьи

Временный рост: как автомобильные альянсы делят российский рынок

АвтоВАЗ-Renault-Nissan, Hyundai-Kia и другие бренды, которые контролируют наибольшую часть рынка...
Временный рост: как автомобильные альянсы делят российский рынок
Временный рост: как автомобильные альянсы делят российский рынок 
Темпы падения российского авторынка начали снижаться. За прошлый месяц было реализовано 125,8 тыс. автомобилей, что на 37,7% меньше, чем в мае 2014 года. Падение продаж в апреле достигало 43%, и сейчас намечается положительная тенденция. С начала текущего года в России продано 642 тыс. новых машин вместо 1,03 млн за тот же период прошлого.

Увереннее остальных себя чувствуют премиальные марки, однако падение в мае началось и у них. Так, Mercedes-Benz, который ранее демонстрировал рост, в прошлом месяце потерял 12%. Начальник отдела продаж легковых автомобилей «Панавто» Леонид Бородкин отмечает, что падение продаж премиум-класса связано в основном с майским скачком доллара: «Сейчас многие решили повременить с приобретением автомобиля. Вторая причина – майские праздники, которые заняли треть месяца. Многие провели время в отпусках, поэтому им было не до покупки автомобилей».

По мнению аналитика компании «Автостат-Инфо» Александра Клемнова, замедление падения рынка в мае объясняется смягчением на кредитном рынке, а также стабилизацией курса рубля% «Все дело в ценах на автомобили. Стимулирующие госпрограммы имеют лишь корректирующий эффект. Пока прогноз на весь 2015 год по рынку легковых и легких коммерческих автомобилей идет на уровне 1,5–1,6 миллиона».


Начальник отдела продаж легковых автомобилей «Панавто» не исключает и роста продаж в случае повторения декабрьского сценария: «Возможны два варианта развития событий. Если рост доллара и евро продолжится, люди, копившие валюту, начнут ее тратить. Уровень продаж автомобилей, в том числе премиум-сегмента, временно возрастет. В случае стабилизации рубля авторынок ждет стагнация, а рост не предвидится раньше осени».

Падение продаж не слишком сильно влияет на доли рынка. Многие бренды публикуют оптимистичные сообщения об увеличении доли рынка, хотя при этом продают заметно меньше, чем в прошлом году. Аналитик «Автостат-Инфо» убежден, что доля рынка – удобный показатель с точки зрения отчетности: «Сравнение в финансовых величинах слишком растяжимо из-за колебаний курсов валют, а также различных условий фиксирования прибыли по национальным законодательствам».

Проанализировав результаты продаж, Autonews.ru выяснил, как менялись доли рынка крупных автоконцернов и кому из них кризис оказался на руку.

АвтоВАЗ-Renault-Nissan


  • Доля рынка по итогам мая 2015: 34,9%
  • Доля рынка по итогам мая 2014: 31,6%
  • Доля рынка за период с января по май 2015: 34,4%
  • Доля рынка за период с января по май 2014: 30,7%
Российско-французский альянс на протяжении долгого времени удерживает самую большую долю рынка не только благодаря стабильному спросу на автомобили Lada. Все три марки входят в первую пятерку брендов рынка, но основой благополучия альянса являются лидирующие позиции АвтоВАЗа, который по итогам мая единолично занимает 18,2% рынка. Это даже больше, чем в мае 2014 года (16,9%), поскольку спрос на Lada падает медленнее рынка (22 857 машин, -33%) даже несмотря на то, что в мае вазовский бестселлер Granta уступил первое место семейству Hyundai Solaris. Тем не менее, в первой двадцатке лидеров по-прежнему пять моделей АвтоВАЗа, включая устаревшие Priora и 4x4 – доступные цены удерживают спрос на хорошем уровне.

Марка Renault в рейтинге брендов потеряла одну позицию, опустившись на четвертую строчку, но занимает по-прежнему приемлемые 7,5% рынка. Результатами мая французы не слишком довольны: 9446 машин, что на 42% меньше, чем годом ранее. Вдвое хуже продается кроссовер Duster, а вот на новый Sandero спрос остается стабильным.

Японский Nissan падает вместе с рынком: 7854 машины – минус 38% к маю 2014 года. Падение могло бы быть более заметным, если бы не новый X-Trail, сразу попавший в пятерку бестселлеров рынка. Люксовый бренд Infiniti (375 машин, 0,3% рынка) не оказывает существенного влияния, зато отлично стартовал бюджетный Datsun, который занял в мае сразу 2,7% рынка с результатом 3367 машин.

Hyundai-Kia


  • Доля рынка по итогам мая 2015: 20,6%
  • Доля рынка по итогам мая 2014: 16,1%
  • Доля рынка за период с января по май 2015: 20,2%
  • Доля рынка за период с января по май 2014: 14,6%
В отчетах Ассоциации европейского бизнеса бренды Hyundai и Kia не объединяются в группу, поскольку в России марки представлены разными юридическими лицами. Однако мы свели данные воедино – Kia Motors входит в Hyundai Motor Group, и обе компании используют единые узлы и агрегаты для своих моделей. Вместе они заняли 20,6% рынка по результатам мая, что существенно больше результатов прошлого года. В мае корейские марки в общей сложности реализовали 25968 машин. При этом, в отличие от прошлого года, Hyundai продавались чуть лучше, чем Kia.

Снижение спроса на Hyundai составило 12,6%, а по итогам пяти месяцев всего - 7,8% – рекордно низкий показатель среди массовых брендов. Все благодаря успеху семейства Solaris, спрос на который в мае даже вырос, а сама модель заняла первую строчку рейтинга популярности, отодвинув вниз вазовскую Granta. С результатом 13613 машин бренд занимает 10,8% рынка, и его доля продолжает расти.

Родственный Kia закончил май с 12355 проданными машинами – это 9,8% рынка. Год назад Kia опережал Hyundai, но в кризис Rio продавался чуть хуже, чем Solaris, при этом стабильно сохраняя третье место рейтинга. Если рассматривать результаты корейских брендов по отдельности, то рейтинг не изменится – Hyundai и Kia встанут в списке крупнейших продавцов на второе и третье места, поскольку ближайший преследователь группа Volkswagen занимает лишь 9,2% рынка.

Volkswagen


  • Доля рынка по итогам мая 2015: 9,2%
  • Доля рынка по итогам мая 2014: 11,2%
  • Доля рынка за период с января по май 2015: 10,3%
  • Доля рынка за период с января по май 2014: 10,9%
Volkswagen AG, недавно ставшая самым крупным автопроизводителем в мире, в России сдает позиции. По результатам мая было продано 11565 машин – почти вдвое меньше, чем в мае прошлого года. И если год назад VAG опережал и Hyundai, и Kia, то теперь уступил обоим. Падение продаж в основном объясняется проблемами с реализацией моделей Volkswagen: 5550 штук в мае, что на 48% меньше, чем в прошлом году. При этом недорогой седан Polo остается в десятке лидеров рынка, но остальные модели не входят даже в топ-25. Марка теряет рынок: 4,4% против 5,3% годом ранее.

Львиную долю проданных автомобилей Skoda составляет лифтбек Rapid, который сейчас даже показывает рост. Но в топ-10 рынка он не входит, как и новая Octavia, спрос на которую заметно упал. Результат – падение продаж в мае на 49,8% (3805 машин) и снижение доли рынка с 3,8 до 3%. Премиум-бренд Audi стабильно держит 1,5% рынка, но продажи машин снижаются вместе с рынком: 1900 автомобилей (-37,1%). Ушедший с рынка SEAT, который год назад занимал скромные 0,1% рынка, влияния на расклад сил не оказал.

Toyota


  • Доля рынка по итогам мая 2015: 7,3%
  • Доля рынка по итогам мая 2014: 7,4%
  • Доля рынка за период с января по май 2015: 7,2%
  • Доля рынка за период с января по май 2014: 6,8%
Вместе японские марки Toyota и Lexus падают вслед за рынком (-38,1% в мае). При этом Lexus остается одним из самых устойчивых премиум-брендов, продажи которого до последнего момента только росли, а в мае упали всего на 2%. Успех определили поставки нового кроссовера Lexus NX, благодаря которому в мае бренд увеличил долю рынка до 1,3% против прежних 0,8%, реализовав 1645 машин.

Бренд Toyota в мае просел на 42,7%, продав 7652 машины. В активе марки как минимум два бестселлера – кроссовер RAV4 и седан Camry, которые продаются не хуже, чем прежде. В мае Toyota снизали свою долю рынка с 6,5 до 6%, хотя по итогам пяти месяцев падение оказалось малозаметным. Всего по результатам мая группа занимает 7,3% рынка – во многом благодаря успехам марки Lexus.

General Motors


  • Доля рынка по итогам мая 2015: 3,8%
  • Доля рынка по итогам мая 2014: 6,7%
  • Доля рынка за период с января по май 2015: 4%
  • Доля рынка за период с января по май 2014: 8,4%
После катастрофического падения продаж марок Opel и Chevrolet концерн объявил об их уходе с российского рынка, устроив распродажу оставшихся на складах машин. В результате падение продаж на данный момент не кажется очень большим. В прошлом месяце было реализовано 4752 машины (на 64,7% меньше, чем в мае 2014 года). Такой результат все еще позволяет GM сохранять за собой 3,8% рынка, хотя в прошлом году концерн удерживал более внушительные 6,7%.

Модели Opel и Chevrolet давно покинули топ-25 за исключением внедорожника Niva тольяттинской сборки, производство и продажи которого будут продолжены. Только благодаря ему Chevrolet реализовала 3399 машин, заняв 2,7% рынка против прежних 4,4%. Продажи Opel даже с учетом скидок упали на 73%: всего 1223 машины и скромный 1% рынка. Небольшим ростом продаж может похвастать только премиальный бренд Cadillac, однако его доля в 0,1% рынка не является очень заметной.

Иван Ананьев
Фото: PhotoXPress.ru, компании производители