branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

«Трехлетки начали дешеветь». Что происходит на вторичном рынке

Благодаря чему Toyota медленнее всего теряет в цене и из-за чего Focus стал самой популярной подержанной иномаркой...
«Трехлетки начали дешеветь». Какие автомобили покупать разумнее всего
«Трехлетки начали дешеветь». Какие автомобили покупать разумнее всего
Рынок подержанных автомобилей в России снижается четвертый месяц подряд. Если в январе, согласно данным «Автостата», на фоне покупательского ажиотажа было продано 331 500 машин с пробегом (минус 9,3% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года), то в апреле падение составило уже 29,8%. При этом мартовские продажи на вторичном рынке были выше февральских, а апрельские — выше мартовских. Это значит, что рынок растет, хотя и не такими темпами, как в 2014 году.

«В конце прошлого года на рынке был бум, — рассказывает директор подразделения ГК «Рольф» по продаже автомобилей с пробегом BlueFish Алексей Баринов. — Покупатели готовы были брать любые автомобили, которые были в наличии. В результате в начале года на рынке осталось гораздо меньше товарных автомобилей, а отложенный спрос был в значительной степени удовлетворен. Кроме того, цены на автомобили поднялись, что тоже несколько охладило пыл покупателей. Однако сейчас ситуация пришла в норму: на рынке вновь есть достаточно предложений».

Согласно данным Auto.ru, количество объявлений начало расти с конца февраля. При этом число объявлений, снятых по причине продажи автомобиля, также увеличивается, но меньшими темпами.

«Трехлетки начали дешеветь». Что происходит на вторичном рынке


«Пик покупательской активности пришелся на ажиотажную неделю с 15 по 21 декабря, — отмечает руководитель Auto.ru и «Яндекс.Авто» Роман Абрамов. — Затем после традиционного праздничного спада спрос немного восстановился, однако так и не достиг декабрьских показателей. В то же время предложение с начала февраля уже вышло на декабрьский уровень, а в марте начало расти, что характерно для весеннего сезона».

С одной стороны, нестабильная экономическая ситуация не располагает к покупке машины, отмечают эксперты. Из-за повышения цен автомобилисту, продавшему свою машину, придется доложить значительную сумму, чтобы приобрести новое транспортное средство. Это означает, что срок владения машиной будет увеличиваться. С другой стороны, стоимость владения со временем также растет: чем автомобиль старше, тем он чаще ломается. При этом цены на зачасти поднялись пропорционально девальвации рубля. «Многие покупатели начинают понимать, что сменить автомобиль на новый или более молодой в текущей ситуации выгоднее», — считает Баринов.

На вторичном рынке по-прежнему лидируют автомобили Lada - за четыре месяца 2015 года их продажи снизились на те же 22,7%, что и рынок в целом. Самым популярным остается семейство Samara - пятидверные хэтчбеки 2114 и 2109. Также высоким спросом пользуется седан ВАЗ-2107 и «десятка» ВАЗ-2110. При этом спрос на старые тольяттинские модели постепенно падает. По итогам января-апреля «семерка» просела на 35%, «девятка» — на 33%, а «десятка» — на 32%, тогда как Priora пользуется стабильным спросом, а снижение продаж за четыре месяца составило всего 9,6%.

Немного потеряла и Lada 4х4 —13,9%. Модель хоть и не новая, но на российском рынке на текущий момент это самый доступный внедорожник. Поэтому Lada 4х4 не так быстро дешевеет, как другие отечественные модели: трехлетние машины сохраняют в среднем 85,2% от первоначальной цены. По данным крупнейшего сайта объявлений Avito.ru, в апреле цены на Lada 4x4 старше 7 лет значительно выросли, тогда как стоимость более свежих машин начала несущественно снижаться. Сейчас за внедорожник 3-5 лет в среднем просят 279 тыс. руб., а за машину старше 5 лет — около 216 тысяч. По сравнению с апрелем прошлого года, модель подорожала в среднем на 11 тыс. рублей. Другие модели Lada старше 3 лет, как правило, можно купить за ту же сумму, что и в начале прошлого года, а иногда даже на более выгодных условиях.

Иномарки премиального сегмента на вторичном рынке просели меньше, а Porsche стала единственным автопроизводителем из топ-40, показавшим рост — 1,9% по результатам продаж за первые 4 месяца 2015 года. По данным агентства «Автостат», продажи автомобилей Mercedes-Benz за этот же период упали на 12,4% (33 708 шт.), а BMW — на 13,5% (32 237 единиц).

Средние цены на иномарки с пробегом, по данным Avito.ru, в основном начали снижаться в марте. В апреле снижение продолжилось, но уже меньшими темпами. Например, 3-5-летний Ford Focus в декабре 2014 года стоил в среднем 530 тыс. руб., а в феврале 2015 года подорожал до 582 тыс. рублей. В марте его средняя цена снизилась до 516 тыс., а в апреле — до 510 тыс. рублей. Если в начале прошлого года Ford Focus продавался хуже Toyota Corolla, то сейчас это самая популярная иномарка на вторичном рынке. По результатам первых четырех месяцев «Фокус» просел на 23,4% (43 452 машины).

В абсолютном зачете среди иностранных производителей лидирует Toyota за счет популярности на вторичном рынке сразу нескольких моделей - Corolla, Camry, RAV4 и Land Cruiser. За 4 месяца новых владельцев нашли почти 160 тыс. машин этой марки - на 27,8% меньше, чем в прошлом году. Больше всего просела самая популярная тойотовская модель с пробегом — Corolla (минус 34,5%). Спрос на Camry снизился меньше – на 22,1%. И хотя подержанные Toyota дешевели в марте и апреле, средние цены на машины старше 5 лет, по данным Avito.ru, сейчас на 6-10% выше, чем в 2014 году, а на 3-летние — на 11-15%. Модели Toyota младше 3 лет продают на 12-20% дороже, чем в 2014 году.

Снижение цен на вторичном авторынке в марте и апреле, вызванное падением спроса и укреплением рубля, затронуло все сегменты. При этом популярные на вторичном рынке седаны D-класса и E-класса, в том числе премиальные, дешеветь не спешат. По данным сервиса по подбору автомобилей GetNewCar, цены на массовые автомобили возрастом 3 года колебались сильнее: к началу 2015 года они выросли, а к маю значительно снизились.

«Трехлетки начали дешеветь». Что происходит на вторичном рынке


«Мы наблюдаем снижение цен по сравнению с январем, — пояснил исполнительный директор компании GetNewCAR Сергей Паращенко. — Тогда стоимость машин была откровенно завышена из-за кризисной паники. Также на рынке было много спекулянтов. К весне все немного успокоились, но не в равной пропорции - все зависит от популярности марки и модели. Менее всего в цене упала Toyota. Мы связываем это с тем, что перед новым годом это была одна из самых популярных марок. Многие перекупщики, еще тогда их приобретя, не успели продать автомобили по завышенной стоимости. И вполне естественно, не желая выходить в ноль или даже в минус, они держат цены».

По мнению эксперта, цены на автомобили с пробегом еще снизятся на фоне обрушения рынка новых автомобилей. Директор подразделения ГК «Рольф» по продаже автомобилей с пробегом BlueFish считает, что цены на машины с пробегом следуют за новыми автомобилями и ожидать их снижения не имеет смысла. Игроки рынка сходятся во мнении, что ценообразование прежде всего будет зависеть от дальнейшего курса рубля.

Баринов отмечает, что из-за перетекания клиентов от новых автомобилей к подержанным, на вторичном рынке будет увеличиваться роль крупных дилерских компаний. «Клиенты целенаправленно едут к сильным игрокам с наработанной репутацией. К дилеру покупатель приходит, понимая, что именно здесь можно купить проверенный автомобиль с гарантией юридической чистоты, — объясняет эксперт. — Для наших покупателей автомобилей с пробегом предлагаются те же услуги, что и для покупателей новых машин. Это возможность полностью обслужить автомобиль, установить дополнительное оборудование, воспользоваться финансовыми услугами, среди которых – кредитование и страхование, в том числе и страховая защита от поломок».

На российском рынке автомобилей с пробегом в 2015 году наметились две тенденции. По словам директора подразделения ГК «Рольф» по продаже автомобилей с пробегом, сейчас некоторые покупатели из-за подорожания выбирают почти новый автомобиль в качестве альтернативы машине без пробега. Исполнительный директор GetNewCAR отметил, что из-за роста цен покупатели готовы были приобретать автомобиль на 1-2 года старше, чем планировали раньше.

Евгений Багдасаров