branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Розетка в пустыне: кому нужны гибриды из Уганды

Здесь мало золота, нет нефти, но есть озеро Виктория, несколько водохранилищ и амбициозный план в автопроме...
Розетка в пустыне: кто пересадит Африку на гибриды и электрокары
Розетка в пустыне: кто пересадит Африку на гибриды и электрокары
В ноябре на выставке в Найроби (Кения) публике представили гибридный бензиново-электрический седан Kiira EV Smack. Автомобиль изготовила фирма Kiira Motors Corporation (KMC) – подконтрольная правительству Уганды компания, которая намерена стать лидером африканского авторынка в 2018 году. К этому сроку предприятие рассчитывает наладить серийное производство гибридных машин. Предполагаемая стоимость моделей составит от 20 до 30 тыс. долларов за штуку (1,08 – 1,63 млн рублей). Пока же KMC демонстрирует работающий прототип, 100 акров земли на побережье озера Виктория, амбициозный бизнес-план и красивую предысторию.

Республика Уганда расположена на востоке Африки. Больше половины местных жителей занимаются сельским хозяйством, а треть населения живет за чертой бедности. Здесь добывают золото, но по объему добычи Уганда не входит даже в первую десятку поставщиков этого металла, так что влияние золотодобычи на экономику весьма ограничено. Нефть и нефтепродукты сюда привозят исключительно из-за границы, поэтому неудивительно, что для крупных автопроизводителей Уганда не слишком интересна. Зато в стране есть озеро Виктория и несколько водохранилищ, что позволяет получать относительно дешевую электроэнергию через гидроэлектростанции.


История бренда Kiira началась в 2006 году, когда студенты университета Макерере в столице Уганды Кампале приняли участие в конкурсе на разработку электрического автомобиля. Соревнование устроил Массачусетский технологический университет (MIT): в рамках проекта Vehicle Design Summit мировой лидер в сфере технического образования собрал на своей площадке студентов из 27 ВУЗов разных стран. Будущим инженерам предложили создать автомобиль будущего.

На выходе получился гибридный прототип Vision 200: за три года работы студенты реализовали проект с уровня идеи до стадии работающего автомобиля. Когда саммит завершился, студенты вернулись из США в родные страны, где и попытались реализовать полученные навыки.

Оказавшись в Кампале, делегация университета Макерере увидела, что в отличие от Америки, высшее образование здесь не направлено на интеграцию выпускников в производственный процесс. Место индивидуальных проектов занимают лекции и семинары, а на перспективные исследования и разработки выделяются недостаточные суммы. Чтобы изменить систему изнутри, студентам потребовались финансовые вливания - здесь на помощь пришли гранты из Швеции и Норвегии.


Скандинавские страны потратили на развитие высшего технического образования в Уганде более 3 млн долларов. Примечательно, что на эти деньги африканские студенты построили работающий прототип электрокара под названием Kiira EV – возможно, будущего конкурента норвежским Buddy.

Электромобиль получил три двери и два места в салоне, а общая длина машины составила всего три метра. В качестве батарей разработчики использовали традиционные литий-ионные аккумуляторы: 64 топливные ячейки позволили Kiira продемонстрировать запас хода в 80 километров. Согласно расчетам, максимальная скорость могла достичь 100 км/ч, но в реальности разгонять электрокар до таких величин никто не решился. Мощность переднеприводного электрокара составила 18 лошадиных сил. На публичном тест-драйве в 2011 году машина преодолела всего четыре километра. Но этого оказалось достаточно, чтобы проектом заинтересовалось правительство.

Другие электрокары и гибриды из Африки


ЮАР


В 2008 году южноафриканская компания Optimal Energy представила полностью электрический шестиместный автомобиль Joule. За внешность и интерьер машины отвечал Кит Хелфет, до этого работавший главным дизайнером Jaguar. Joule приводится в движение за счет двух литий-ионных батарей, подзаряжаемых через розетку. Запас хода каждой – 200 километров, на зарядку требовалось семь часов. К 2010 году прототип превратили в пятиместный, но довести машину до серийного производства так и не получилось. С 2004 года компанию из Кейптауна финансировало правительство ЮАР, а когда гранты закончились, производитель не смог найти инвесторов на развитие проекта. В Optimal Energy успели сделать пилотную партию электрокаров Joule, когда в 2012 году проект закрылся.

Эфиопия


В 2010 году в столице Эфиопии Аддис-Абебе началось производство маленьких электрокаров Solaris Elettra. Все технологии были привозными: комплектующие для Solaris Elettra поступали из Южной Кореи, Китая и Сингапура. Проект возглавлял итальянский бизнесмен, а основные инвестиции поступили от неназванных коммерсантов из Китая. Бизнес-модель предполагала, что в условиях дорогого бензина и дешевого электричества местные жители с радостью пересядут на электромобили. На первых порах завод выпускал по шесть электрокаров в неделю, а в течение 2010 года производство удалось нарастить до 30 экземпляров за каждые семь дней. Solaris Elettra предлагался в двух комплектациях по цене от 12 тыс. долларов (652 тыс. руб). Еще восемь тысяч долларов нужно было заплатить за электрическую батарею. То ли цена оказалась слишком высока, то ли иностранцы переоценили емкость восточноафриканского рынка, но за последние три года о Solaris Elettra не было никаких новостей: доподлинно проверить, производятся ли автомобили в данный момент, оказалось невозможно.

Египет


В 2009 году студенты Политехнического института Арабской академии в египетской Александрии представили публике электрический концепт-кар, названный в честь Каира – Cairo Car. Разумеется, до массового производства дело не дошло, но если когда-нибудь кто-то напишет книгу об африканском автопроме, создатели Cairo Car окажутся в ней среди пионеров электромобильной индустрии.

Первым человеком не из команды разработчиков, который решился проехать на Kiira EV, оказался президент Уганды Йовери Мусевени. Благодаря участию главы государства проект был запущен мгновенно: правительство организовало государственную компанию Kiira Motors Corporation, все разработчики получили работу на новом предприятии, а для строительства цехов и конвейеров корпорации предоставили 100 акров земли в бизнес-парке Джинджа на побережье Виктории. На первом этапе власти Уганды вложили в KMC 70 млн долларов – колоссальная сумма для страны, занимающей 161 место в мире по уровню развития человеческого потенциала.


Похоже, лет через 10 лет пример Kiira будут рассматривать бизнес-школы по всему миру. За три года выпускники Макерере превратили нелепую двухместную машину в полноценный автомобиль с современным дизайном. Но электромотор решили заменить на гибридную установку - пятиместный Kiira EV Smack получил двигатель внутреннего сгорания, который заряжает электрические батареи.

Презентацию концепта устроили в Кении. Руководство KMC рассчитывает привлечь 350 млн долларов иностранных инвестиций. В первую очередь от соседних государств, которые в будущем смогут стать первыми покупателями гибридов. Именно поэтому премьерный показ провели в Найроби – главном финансовом центре восточной Африки. Правительство Уганды уже пообещало автопроизводителю налоговые льготы и другие поощрения для развития бизнеса: если все пойдет по плану, в ближайшие четыре года инженеры создадут еще 19 опытных образцов, на которых будут обкатаны все узлы и агрегаты. А в 2018-м Kiira EV Smack пойдет в серию.


Пока руководство искало деньги, а университетская профессура налаживала связи в правительстве Уганды, выпускники Университета Макерере начали работу над следующей моделью – автобусом Kayoola-EV. Тридцатиместный автобус будет гибридным, но в дополнение к литий-ионным батареям он получит не стандартный бензиновый двигатель, а солнечные панели на крыше. На данный момент работы над Kayoola еще не закончены, а заинтересованным лицам вне компании показывают разве что эскиз будущего электробуса. Прямо сейчас Уганда считается самой молодой страной на планете: средний возраст жителей не превышает 15 лет. Если хотя бы часть из них окажется такой же целеустремленной, как создатели Kiira и Kayoola, на востоке Африки вполне может появиться новая технологическая держава.

Антон Погорельский
Фото: villageuniversel.com, fastcoexist.com, aada-african-car.blogspot.ru, news-kenya.com, igihe.com