Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам
«В объявлениях цены на автомобили всегда завышены»
«В объявлениях цены на автомобили всегда завышены»
Статьи 2 декабря 2014
Статьи 2 декабря 2014
«В объявлениях цены на автомобили всегда завышены»
Специальная система для определения стоимости подержанных машин может заработать в России уже через год...
«В объявлениях цены на автомобили всегда завышены» 
В России уже через год может заработать система определения стоимости подержанных автомобилей. Разработкой сервиса занимается «Российская ассоциация автодилеров» (РОАД). По задумке авторов, сервис поможет сделать вторичный рынок менее рискованным, банки будут давать кредиты на покупки б/у автомобиля под меньший процент, а покупателям не придется сравнивать цены на вторичном рынке. О том как система будет работать и на каких данных основываться, корреспонденту Autonews.ru рассказал один из инициаторов ее создания, экс-президент РОАД, президент сети дилерских центров RTDService Андрей Петренко.

- По какому принципу будет работать ваша система, и где она будет брать данные?

- Фактически это будет статистика покупки и продажи подержанных машин дилерами. Она позволит нам узнавать, по каким ценам была реализована та или иная модель в определенной комплектации, цвете и года выпуска. Система также будет учитывать пробег и техническое и внешнее состояние. Всю необходимую информацию о каждом купленном и проданном автомобиле дилер будет заносить в единую базу. Если мы получим такие статистические данные по тем 160 тыс. автомобилям с пробегом, которые продаются дилерами РОАД в год, то уже сможем определять реальные рыночные цены.

- На ваш взгляд, статистика по 160 тыс. автомобилей будет достаточной для эффективной работы системы?

- Этого хватит, чтобы задать ценовые ориентиры. Безусловно, с увеличением дилерских продаж на вторичном рынке объективность результатов статистики будет расти. Это чистая математика. Для дилеров такой проект может быть очень перспективен и полезен. В России в дилерском бизнесе маржа от продажи новых машин стремится к нулю, и рост прибыли будет происходить за счет двух других сегментов – сервисного обслуживания и реализации подержанных автомобилей. Это опыт развитых стран Европы и США. Вместе с тем, работа на вторичном рынке очень рискованная. Поскольку у нас нет четких ценовых ориентиров, некоторые автомобили мы переоцениваем при покупке, из-за чего порой теряем значительную часть прибыли.

- Это правда, что маржа от продажи машин с пробегом у дилеров довольно высока? Разные источники говорят о 7-8 процентах.

- Так и есть. Мало того, эта цифра остается стабильной даже в кризис.

- Какую долю прибыли приносит сегмент подержанных машин в вашей компании?

- В этом дилерском центре, где мы с вами сейчас находимся (RTDS на ул. Обручева – прим. ред.), она составляет 20 процентов. В ближайшей перспективе мы планируем увеличить ее до 30 процентов.

- Это значит, что система снизит ваши риски?

- Это одна из ее главных задач. Сегодня вторичный авторынок России - это в основном сделки купли-продажи между частными лицами, в которых ценообразование осуществляется по принципу: «продам тебе автомобиль за столько, за сколько хотелось бы мне». В связи с этим цены, которые мы видим в объявлениях на разных интернет-ресурсах, как правило, всегда завышены и могут сильно отличаться от реальных. Достаточно объемной статистики цен, по которым продаются машины с пробегом, в стране нет. Единственный, кто может собирать такую статистику, это дилерское сообщество, имеющее собственные подразделения реализации подержанных автомобилей. Работать она будет так: к дилеру, например, в трейд-ин приезжает машина с пробегом, далее он смотрит в статистике, за какую цену покупают такую машину дилеры и видит для себя ценовой ориентир. Таким образом, он существенно снижает свои риски.

- Система будет иметь онлайн-доступ для частных клиентов?

- Будет, но клиент сможет увидеть только автомобили с пробегом, которые дилер выставил на продажу. Мы хотим, чтобы дилерский бизнес подержанных машин стал близок к состоянию рынка новых, при котором сегодня 80% предложений по продукту имеют одинаковую цену, соответствующую рекомендованной розничной. Важно понимать, что на вторичном рынке, в отличие от первичного, цена предложения всегда будет оставаться ориентировочной, потому что каждый автомобиль с пробегом уникальный. Поэтому торг при его покупке никто никогда не сможет отменить.

- А почему вы считаете, что покупатели станут доверять вашей статистике и поверят в правильность цен?

- Мы не собираемся изобретать велосипед. За основу нашего инструмента будет взята успешно действующая система расчетов остаточной стоимости автомобиля Северо-американской ассоциации автомобильных дилеров (NADA). Подобная система есть и в Европе. Но мы решили, что американский вариант лучше всего подходит для использования в России. Сейчас мы ведем переговоры с NADA о сотрудничестве в рамках данного проекта.

В интернете очень много необъективных цен на автомобили с пробегом. Такая же ситуация была когда-то и в США. Но ассоциация начала выпускать справочник, основанный на ее статистике. В NADAguides можно узнать, за какую цену продается или был продан клиенту конкретный автомобиль с определенной комплектацией, состоянием и пробегом. Хотя человеческий фактор будет оставаться всегда, и в США до сих пор можно встретить частные объявления, вы всегда можете показать продавцу этот справочник с ценами наиболее близкими к реальным. Можно зайти на сайт ассоциации, задать параметры автомобиля - и система в автоматическом режиме покажет, у какого дилера и по какой цене есть нужная вам модель. Нечто похожее хотим создать и мы.

- Исходя из того, сколько дилер зарабатывает на продаже подержанной машины, можно заключить, что в вашей статистике уровни закупочных цен могут быть ниже рыночных в среднем на 7-8 процентов?

- В общем, да. Но клиент за это получает цивилизованный сервис, экономит время, мы берем все его риски на себя. Если он решил в обмен на подержанный автомобиль купить у нас новый, то, скорее всего, он получит скидку.

- В России много машин, обслуживающихся непонятно где и как. Понимая это, дилер нередко перестраховывается и снижает цену покупки таких автомобилей. В вашей системе «непонятные» автомобили будут как-то отделяться от тех, которые имеют прозрачную хорошую историю?

- Фактор, о которым вы говорите, влияет на цену, и он, конечно, будет учитываться. Мы же будем давать ценовые ориентиры на разные категории автомобилей. До ввода государством заградительных пошлин на импорт подержанных машин в страну привозилось много автомобилей с непонятной историей и далеко не в самом лучшем техническом состоянии. Сейчас после введения таможенного барьера мы видим, что на вторичном рынке заметно увеличилось количество автомобилей, проданных новыми в России. Эти машины адаптированы под российские условия эксплуатации, и у дилера для их обслуживания есть запчасти и соответствующий опыт. С развитием этой тенденции риски, о которых вы говорите, продолжат снижаться.

- Вы говорили, что покупатель сможет задать в системе параметры состояния автомобиля. По какой шкале?

- Она имеет три уровня: идеальное состояние – с ним все понятно; среднее – это, например, вариант с восстановленным крылом; плохое – это может быть, условно говоря, один VIN-номер на четырех кирпичах. При оценке состояния машины за основу берется ее внешний вид.

- Вы возьмете в оборот старую «классику»?

- А почему нет? Другой вопрос: во сколько она будет оценена и не отправится ли в утиль. Для нас главное - привлечь к себе клиента, предложить ему наш сервис. Но мы не ставим перед собой задачи заработать как можно больше денег на каждом подержанном автомобиле. Для нас сейчас гораздо важнее увеличить свою долю на вторичном рынке. Вот смотрите: объемы продаж новых автомобилей в Германии и в России примерно сопоставимы. Но в Германии в трейд-ине покупают 30% автомобилей, а у нас менее 6 процентов. Это не значит, что у нас к дилерам приходят люди, не имеющие автомобиль. Это значит, что мы пока не можем предложить клиенту адекватный инструмент.

- Почему американский вариант, который вы берете за основу своей системы, для вас привлекательнее, чем европейский?

- Он проще и на данном этапе подходит нам больше, чем другие. Пока мы хотим сделать только первый шаг – получить статистику. В европейской системе используется очень много данных, в том числе история автомобиля. Сейчас в России мы не можем собрать такие данные. Хотя создать у нас, например, некий аналог немецкого TUV, когда вы можете получить в системе полную информацию об автомобиле с рекомендованной ценой, конечно, было бы очень неплохо. Правда, эта система уже более высокого порядка сложности и гораздо дороже…

- Участники рынка говорят, что одна из причин, почему в России не может полноценно работать аналог американской Carfax, заключается в его противоречии российскому закону о защите персональных данных. Он не будет препятствовать сбору информации для вашей системы?

- Нет. Мы же не будем раскрывать информацию о клиенте. В ней будет фигурировать только автомобиль с его данными.

- Во сколько примерно обойдется реализация проекта?

- Еще не считали. Думаю, что уже к концу этого года мы будем это понимать. В отличие, опять же, от немецкого варианта, с американским есть четкое видение того, как проект можно коммерционализировать. А для нас это очень важно, поскольку мы не коммерческая организация. Нам надо понимать, как привлекать деньги в проект, и как произойдет возврат инвестиций. На данном этапе мы знаем, какой результат хотим получить, и что нам необходимо для этого сделать. Сейчас мы фактически находимся на стадии выбора оператора, который будет заниматься программированием и обслуживанием системы.

- Предварительные договоренности с кем-нибудь уже есть?

- С нами готовы сотрудничать несколько российских компаний. Среди них: «Кароператор», «Автостат», Data.ru. Есть еще «Аудатэкс» - иностранная компания, которая имеет доступ к базе ДТП. Сейчас на стадии стартапа очень важно, чтобы собралась команда из людей, которые очень хорошо понимают друг друга и для которых очень интересно и важно реализовать идею.

- А как обстоят дела с дилерами?

- Здесь в основном технические трудности. Чтобы собирать информацию в единую систему, участникам рынка придется договариваться, как это лучше сделать. Сначала, конечно, мы будем это решать в рамках нашей инициативной группы РОАД. В нее входят все крупные российские игроки, которые на данном этапе обеспечат те 160 тыс. автомобилей. Вообще, заинтересованных в этом проекте много. Свое желание участвовать нам выразили ряд банков. Представьте, как интересен для них вторичный рынок, который в два раза превышает продажи новых автомобилей. Те деньги, которые они сейчас на нем предлагают, очень дорого обходятся для заемщика, потому что банки не могут правильно оценить свои риски и рентабельность, в связи с чем перестраховываются. Наша статистика сделает для них вторичный рынок более предсказуемым и менее рискованным. Как только рынок становится понятнее, интерес к нему растет и у страховых компаний.

Еще в России есть и довольно большая категория покупателей, которые считают так: «Зачем мне нужна новая машина, если, выехав на ней за двор дилера, я сразу теряю значительную часть ее цены. Я лучше возьму машину с пробегом, поезжу год-два и продам за те же деньги». Такие люди тоже нуждаются в инструменте, который мы создаем.

Дмитрий Панов, специально для Autonews.ru
Фото: Aleksandr Schemlyaev / Russian Look
Комментарии