Autonews
За и против: нужен ли в Москве автомобиль
Статьи
Статьи 21 ноября 2014
За и против: нужен ли в Москве автомобиль
Autonews.ru ищет ответ на избитый вопрос, считать автомобиль роскошью или необходимостью...
За и против: нужен ли в Москве автомобиль 
По оценкам департамента транспорта, в зависимости от времени года на столичные улицы выезжает от 2 миллионов 300 тысяч до 2 миллионов 900 тысяч автомобилей. При этом в Москве и ближайшем Подмосковье проживают около 15 миллионов человек. Получается, что на постоянной основе на автомобиле по городу передвигается порядка 20 процентов жителей – остальные либо ходят пешком, либо используют общественный транспорт.

Для одних автомобиль оказывается роскошью, другие видят в нем неотъемлемый элемент городской жизни. По просьбе Autonews.ru эксперты автомобильной отрасли, общественные деятели, а также защитники прав пешеходов и водителей оценили значимость ключевых факторов, влияющих на выбор средства передвижения. Мы специально не стали задавать прямой вопрос о том, считать ли автомобиль излишеством – объективированный ответ сложится из всего многообразия экспертных оценок. Оговоримся сразу: в исследовании речь пойдет исключительно о Москве и прилегающих к ней территориях. Изучение ситуации в России требует иного подхода и других акцентов.

Респондентам было предложено оценить по десятибалльной шкале важность десяти критериев, на основании которых человек выбирает автомобиль или общественный транспорт: пять критериев в пользу езды на машине, пять – против. В каждом пункте эксперты имели право поставить любую оценку от 0 до 10 в зависимости от важности и значимости того или иного аспекта. По итогам исследования Autonews.ru суммировал оценки. Математическая модель дала ответ на главный вопрос: подталкивает ли Москва горожан к передвижению на машине или на общественном транспорте. Иными словами, насколько обоснованно считать автомобиль роскошью.


Для сбалансированной оценки Autonews.ru пригласил равное количество лоббистов прав пешеходов и автовладельцев. За последних отвечают председатель комитета по защите прав автомобилистов Алексей Дозоров и сотрудник центра по борьбе с заторами Пробок.net Андрей Мухортиков. Им оппонируют председатель союза пешеходов Владимир Соколов и директор фонда «Городские проекты» Вадим Гинзбург. Независимым экспертом выступает гонщик и руководитель спортивной команды B-Tuning Андрей Севастьянов: с одной стороны, гонщик гарантированно в курсе проблем автомобилистов, с другой – зачастую именно пилоты видят картину в целом и максимально ответственно относятся к балансу прав автомобилистов и пешеходов.

Автомобиль – это необходимость

Первая причина в пользу автомобиля – это погодные условия, в которых приходится жить москвичам. Многие водители говорят о том, что в более мягком климате смогли бы обойтись без машины, но зимой стоять на остановке слишком холодно, а значит, машина остается единственным выходом. «Человек, который здесь вырос, воспринимает московскую погоду как норму, - убежден уроженец столицы Владимир Соколов. – Я не считаю, что в Москве настолько плохой климат, что он делает передвижение пешком или на автобусе невозможным. Раньше все ездили на общественном транспорте, причем этот транспорт был куда менее комфортен, чем сейчас – и никто не видел в этом проблемы. Конечно, сейчас другие требования к качеству жизни, но называть климат запретительным фактором нельзя».


Второй довод – размер города. Автовладельцы указывают, что перемещения на длинную дистанцию невозможны без автомобиля, а Москва как раз отличается обширной территорией. «Я езжу на работу в течение часа 40 минут и отказать себе в машине не могу, иначе на работу я не доберусь никогда», - подтверждает Андрей Севастьянов. «Думаю, в головах у москвичей сложилась обратная картина: если ехать далеко, то на машине просто не доберешься – проще сесть на метро», - приводит контраргумент Алексей Дозоров.

Пожалуй, наиболее спорная причина – уровень развития общественного транспорта. Автовладельцы недовольны его перегруженностью и нерегулярностью. «К сожалению, достаточного количества общественного транспорта просто нет. Да, автобусы и троллейбусы теперь обогреваются, но в плане численности их недостаточно», - рассуждает Соколов. «Главный недостаток метро – перенаселенность. Много времени тратится как на переходах между станциями, так и на самом процессе посадки – на некоторых станциях в час пик просто невозможно войти в вагон», - добавляет Дозоров.

Четвертый фактор в пользу автомобиля – статус, который машина придает владельцу. «Без сомнения, организатору бизнеса и женщинам, одетым в дорогие шубы, не хочется спускаться в метро и ездить вместе с бомжами. Но в целом эта проблема не носит массовый характер», - уверен председатель союза пешеходов.


Наконец, в пользу машины говорит комфорт, который невозможно обеспечить в общественном транспорте. «За комфорт мы готовы платить все, что угодно, - считает участник Российской серии кольцевых гонок (РСКГ) Андрей Севастьянов. – Мы же не покупаем себе неудобную обувь или дешевую одежду не в размер. Люди тратят деньги на косметику – почему они не могут потратиться на автомобиль».

«Если абстрагироваться от экономических показателей, передвижение на машине действительно удобнее, - вторит спортсмену глава союза пешеходов. – Даже если человек сидит в автомобиле в пробке и теряет время, при этом он находится в тепле и может расслабиться и отдохнуть, к примеру, послушать радио. Другое дело, что с этим не совпадают интересы общества, но это уже другой вопрос».

Автомобиль – это роскошь

Первый аргумент в поддержку общественного транспорта – дороговизна ухода за автомобилем. Машину нужно не просто купить и регулярно заправлять: автовладелец столкнется с выплатами страховым компаниям, подготовкой к техосмотру, сменой резины, масла и многими другими затратами, которые никогда не возникнут у пассажира автобуса.


Второе соображение – влияние машин на экологию. Там, где выбросы отравляющих веществ оставит сотня легковых машин, мог бы быть один автобус – налицо минимизация воздействия на окружающую среду. Впрочем, такое распределение верно не во всех случаях. «Иногда автобусы курсируют с двумя пассажирами на борту – в этом случае они наносят еще больший вред окружающей среде, чем автомобили», - указывает Андрей Севастьянов.

Третьим пунктом в пользу общественного транспорта можно назвать комфорт и качество жизни окружающих людей. «Автомобиль с одним человеком в кабине занимает на дороге 10 квадратных метров, в то время как автобус, перевозящий 30-40 пассажиров, занимает на дороге в 3 или 4 раза больше места. Так интересы большинства граждан вступают в конфликт с интересами автовладельцев. Если в этой ситуации кого-то не ограничить, выхода не будет», - объясняет Владимир Соколов.

«Если про экологию кому-то еще можно что-то объяснить, то донести до людей мысль о том, что их машины мешают остальным, не в пример сложнее», - комментирует отношение москвичей к этому фактору Вадим Гинзбург.

Четвертый довод – это экономия времени, которая возникает у человека без автомобиля. Пассажиру-пешеходу не нужно думать о том, где припарковать и как обслуживать свою машину, проблема долгосрочного хранения также не стоит. «Самая главная проблема – где держать автомобиль. Хорошо, если у вас есть гараж, но если нет, деньги уходят на аренду гаража или оплату стоянки», - разъясняет Алексей Дозоров.


Пятый довод лежит в плоскости психологии: автомобилистам приходится переживать больше стрессов из-за не всегда корректного поведения других водителей и перспективы встречи с инспектором ГИБДД. Для многих именно этот фактор становится ключевым при отказе от личной машины. «Это вопрос настроя в голове, - считает Севастьянов. – Если человек ведет себя импульсивно и не может сдержаться в ответ на действия других людей, то автомобиль не имеет к этому никакого отношения – такой человек просто не способен ужиться с людьми».

Результаты

По итогам опроса много баллов набрал пункт о недостаточно развитой сети общественного транспорта. Этот же аргумент эксперты назвали ключевым для возможного отказа автомобилистов от использования личных машин. «Удобство и оперативность общественного транспорта в первую очередь стимулируют человека отказаться от автомобиля», - заключил председатель комитета по защите прав автомобилистов. Впрочем, лидером все равно оказался фактор комфорта: в общей сложности довод «на автомобиле удобнее» получил 44 балла.

Среди аргументов против машин были получены очень ровные результаты: все приведенные аргументы набрали от 19 до 21 балла. Может, в этом и заключается причина слабого успеха агитационной кампании по пересаживанию водителей на метро – у москвичей просто нет железного аргумента, который потянул бы за собой все остальные. Наиболее очевидным претендентом на звание такого аргумента выглядит стоимость владения и удобство эксплуатации автомобиля. «Люди пересядут на общественный транспорт, когда содержать собственную машину станет непозволительно дорого, - считает Андрей Севастьянов. – Если ближайшая парковка будет в трех километрах от дома, человек скажет: «Мне неудобно». И поедет на общественном транспорте».



Итоговый результат 151:101 в пользу необходимости автомобиля в Москве.

Антон Погорельский
Комментарии