branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Финал во тьме. На что смотреть в последней гонке Формулы-1

Сезон Формулы-1 завершается этапом в ОАЭ. Именно там и определится судьба чемпионского титула...
Финал во тьме. На что смотреть в последней гонке Формулы-1
Финал во тьме. На что смотреть в последней гонке Формулы-1
В воскресенье, 23 ноября, завершится один из самых длинных чемпионатов мира Формулы-1. На протяжении девяти месяцев за победы боролись Льюис Хэмилтон с Нико Росбергом, команда Red Bull Racing вела неравный бой с Mercedes AMG, Дэниэл Риккардо выдавал одну невероятную гонку за другой, а Даниил Квят методично нарабатывал репутацию лучшего новичка сезона. Помимо того, что в Абу-Даби зрители узнают имя нового чемпиона, гонка на трассе «Яс Марина» станет уникальной сама по себе – для многих пилотов и команд этап в Объединенных Арабских Эмиратах станет прощальным. Autonews.ru собрал ключевые моменты предстоящего Гран-при.


Гонка в сумерках


Гран-при Абу-Даби красив сам по себе без привязки к статусу участников и положению в чемпионате пилотов. «Яс Марина» построен на искусственном острове, где вместе с трассой находится тематический парк аттракционов Ferrari и роскошный отель «Яс», интегрированный с автодромом в единый автогоночный комплекс. Во время Гран-при в гостинице живут гонщики, руководители команд и представители королевских семей, приезжающие посмотреть на Формулу-1. При этом внешняя оболочка «Яса» служит главной декорацией гонки: здание покрыто пятью тысячами диодных панелей, которые меняют подсветку в зависимости от происходящего на трассе.

Сама гонка начинается в 17:00 по местному времени – в московском часовом поясе это 16:00. Час спустя в Абу-Даби темнеет: Гран-при продолжается в сумерках, а завершается во тьме – при искусственном освещении тысяч фонарей и тех самых диодных панелей «Яса». Это единственный этап Формулы-1 подобного рода – в Сингапуре и старт, и финиш происходит ночью, тогда как в Абу-Даби пилотам приходится на ходу перестраиваться с солнечного режима на вечерний.

Автодром интересен и с архитектурной точки зрения. Все сооружения сочетают высокотехнологичность Формулы-1 и арабские мотивы, а в одном из поворотов трасса и вовсе ныряет под трибуну – таких зрительских мест нет ни на одном другом автодроме. Гонщики утверждают, что на «Яс Марине» трудно обгонять – но это не мешает болельщикам год за годом следить за напряженными сражениями и филигранными защитными маневрами, которыми сопровождаются гонки в Абу-Даби. Иногда оборона позиции оказывается зрелищнее атаки: на «Яс Марине» прелесть затрудненных обгонов чувствуется лучше всего.

Двойная доза


С 2015 года в Формуле-1 введено правило двойных очков для последней гонки. Вместо положенных регламентом 25 баллов за первое место победитель финального заезда получит 50, обладатель второго места – 36 вместо 18 и так далее. Такая норма призвана максимально оттянуть развязку чемпионата: болельщикам не нравится, когда обладатель титула определяется досрочно. Удвоение баллов дает шанс на непредсказуемую концовку даже самому унылому чемпионату, а острую борьбу делает еще острее. Разумеется, главными выгодоприобретателями становятся телевещатели Формулы-1 и организаторы последней гонки: с таким правилом к финальному этапу будет приковано особое внимание.

Перед Гран-при Абу-Даби Льюис Хэмилтон опережает Нико Росберга на 17 очков. При стандартной очковой системе Хэмилтону было бы достаточно шестого места, чтобы гарантировать себе титул – Росбергу не хватило бы даже победы, чтобы опередить напарника. Теперь же Льюису нужно финишировать вторым. Даже третья позиция британского пилота при победе его партнера по команде отдаст титул Росбергу.

Не менее интересным обещает стать сражение за четвертое место в личном зачете. Сейчас на эту позицию претендуют Себастьян Феттель, Фернандо Алонсо и Вальттери Боттас: соперников разделяет всего три балла, а значит, любой обмен позициями в этой тройке чреват перестановками в общем зачете. Наконец, в Кубке конструкторов идет борьба за пятую строчку. После гонки в Бразилии McLaren оторвалась от Force India на 34 очка – при стандартной очковой схеме это отставание было бы не отыграть, но двойные баллы за Абу-Даби дают индийцам шанс на реванш.

Взрывающиеся моторы


Нехватка двигателей – одна из главных тем Формулы-1 сезона-2014. По регламенту, команды имеют право использовать не более пяти силовых установок на машину в год: отчаянно жесткий норматив, выдержать который смогли не все. Действующий чемпион мира Себастьян Феттель уже использует шестой по счету агрегат, а россиянину Даниилу Квяту пришлось использовать седьмой двигатель – за все эти замены пилоты получали спортивные штрафы, которые осложнили их борьбу за очки.

Лидеры чемпионата из команды Mercedes AMG обошлись без замен, но это не означает, что их машины не ломаются. По ходу сезона на болидах Льюиса Хэмилтона и Нико Росберга возникало немало поломок технического свойства, так что ни один из них не застрахован от схода, что мгновенно перевернет борьбу за титул с ног на голову.

В отдельных случаях взрыва мотора можно избежать, если принудительно ограничить число оборотов, но в этом случае машина потеряет скорость, что неминуемо приведет к потере позиций. Если Mercedes AMG и впрямь решит перестраховаться, на верхней ступени пьедестала зрители могут увидеть непривычных героев: в отсутствие чемпионской команды за победу могут поспорить Фелипе Масса с Вальтери Боттасом.

Прощальная гонка чемпионов


Фернандо Алонсо провел в Ferrari пять лет, но, кажется, что испанец выступал в Scuderia вечно. Не выиграв ни одного титула, пилот решил сменить место работы: длинная история совместных неудач прервется в Абу-Даби, где спортсмен проведет последнюю гонку в составе итальянской конюшни. Место Алонсо достанется Себастьяну Феттелю – четырехкратному чемпиону мира, который всю свою карьеру выступал при поддержке Red Bull.

Представить себе разрыв Феттеля и Red Bull казалось невозможным – австрийский концерн спонсирует пилота на протяжении 16 лет. На счету тандема четыре чемпионских звания и Кубка конструкторов. Похоже, Феттелю стало просто скучно выигрывать: в новом сезоне Себастьян взвалит на себя обязанность вытягивать Ferrari из кризиса, а за место любимчика Red Bull Racing поспорят Дэниэл Риккардо и Даниил Квят.

Еще одно прощание ждет команду McLaren: здесь заключительную гонку проведет чемпион мира 2009 года Дженсон Баттон. В случае с британцем Гран-при Абу-Даби станет не только последним этапом в привычной команде, но и финальным заездом во всей «формульной» карьере – скорее всего, сезон-2015 Баттон встретит уже в другом первенстве. За 15 лет в Формуле-1 Дженсон одержал 15 побед и запомнился интеллигентным поведением и всегда корректным пилотажем – бороться с Баттоном было приятно любому сопернику, болельщики же ценят спортсмена за невероятный нюх на изменение погоды и мгновенную адаптацию к меняющимся условиям. В свои 34 года Дженсон по-прежнему быстр, но свободных мест в Формуле-1 просто не осталось – Баттона вытеснили более молодые пилоты.

Догоняющим нечего терять


Пятнадцать гонок Формулы-1 из прошедших 18 выиграли пилоты Mercedes AMG. В трех оставшихся триумфатором был Дэниэл Риккардо – открытие сезона-2015, гонщик, который смог одолеть Себастьяна Феттеля на равной машине и на чужой территории. На «Яс Марине» Риккардо будет нечего терять: титулованный напарник уходит в другую команду, третье место в итоговой классификации гарантировано математически, а экономить ресурс мотора больше не имеет смысла – к следующему сезону всем достанутся новые двигатели. В таких условиях австралиец может ехать на все деньги – почему бы Риккардо не замахнуться на четвертую победу?

В похожих условиях и пилоты Williams. Под конец сезона Боттас и Масса набрали отличный темп, который позволяет им конкурировать с «Мерседесами» - если отбросить необходимость беречь мотор спортсмены вполне могут потягаться с превосходящими соперниками.

Последняя гонка эпохи


Формула-1 находится на пороге глобальных изменений: в 2016 году в чемпионате легализуют клиентские болиды, а в следующем сезоне топ-командам разрешат выставлять по три машины. Таким образом, Гран-при Абу-Даби оказывается последним этапом той Формулы-1, к которой привыкли болельщики – с двумя машинами на команду и разнообразием техники на стартовой решетке.

Помимо того, что в новом году зрителям предложат сразу три «Феррари» и «Ред Булла», Формула-1 может недосчитаться почти половины команд из присутствующих в данный момент. Чемпионат мира готовы покинуть Force India, Lotus, Sauber и Caterham – вслед за уже разорившейся Marussia. Поклонники маленьких команд будут смотреть Гран-при Абу-Даби с ностальгией: очень скоро борьба Давида с Голиафом останется в истории, а чемпионат мира наводнят дочерние структуры богатых корпораций и молодежные дивизионы чемпионских коллективов.

Антон Погорельский
Фото: Getty Images, Hoch Zwei / ZUMAPRESS.com, imago sportfotodienst