branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

«Спасите Ринг». Россиянин купил немецкую трассу Формулы-1

Как легендарный автодром Нюрбургринг достался владельцу компании «Фармстандарт» Виктору Харитонину…
«Спасите Ринг». Россиянин купил немецкую трассу Формулы-1
«Спасите Ринг». Россиянин купил немецкую трассу Формулы-1
Новым владельцем гоночной трассы Нюрбургринг стал российский предприниматель Виктор Харитонин. По оценкам Forbes, состояние коммерсанта оценивается в миллиард долларов. Бизнесмену принадлежит компания-производитель лекарственных препаратов «Фармстандарт». В свободное от работы время Харитонин выступает в гонках на любительском уровне: в 2014 году Виктор стартовал в итальянском историческом заезде Милле Милья за рулем Mercedes-Benz 500K 1935 года выпуска.

Покупку Нюрбургринга вряд ли можно назвать стратегической инвестицией: у автодрома были многомиллионные долги и множество трудновыполнимых обязательств. В то же время, трасса является культовым местом для поклонников автоспорта – именно Нюрбургринг гонщики прозвали «Зеленым адом» за невероятную сложность и опасность. До 1970-х годов гонки проходили на полной версии трассы – так называемой Нордшляйффе, «Северной петле». Двадцатитрехкилометровый автодром требовал постоянной концентрации и отличался несчетным количеством поворотов, вплотную окруженных деревьями – никаких зон безопасности на случай ошибки предусмотрено не было, и при авариях гонщики вылетали в лес.

К 1984 году автодром модернизировали: в южной части Нордшляйффе возвели современную трассу, способную принимать Гран-при Формулы-1. Именно этот участок известен современным зрителям как Нюрбургринг – помимо чемпионата мира сюда приезжает кузовное первенство DTM, молодежная Формула-Renault 3.5 и другие континентальные серии. Полная конфигурация также продолжает функционировать, но вместо профессиональных заездов здесь проходят так называемые трек-дни, во время которых любой желающий может проехать по легендарному полотну на своей машине. По ходу сезона на Нордшляйффе также соревнуется полулюбительская серия VLN, главным этапом которой служит суточный марафон «24 часа Нюрбургринга»: на этой гонке к любителям присоединяются профессиональные команды с бывшими пилотами Формулы-1, а крупные автопроизводители выставляют заводские коллективы.


Среди болельщиков Нюрбургринг также пользуется популярностью: на трибуны приезжают фанаты не только из Германии, но из соседних Бельгии и Люксембурга, а также из чуть более отдаленных Нидерландов и Австрии. Тем более нелепо выглядит ситуация, когда столь важный актив то и дело переходит из рук в руки, а вокруг выделяемых Нюрбургрингу денег постоянно возникают суды.
Новые владельцы автодрома обещают увезти недавно построенные аттракционы в другой город.
Строго говоря, гоночный комплекс принадлежит немецким гражданам: фактический собственник Нюрбургринга – земля Рейнланд-Пфальц и ее четырехмиллионное население. В начале века правительство немецкого региона сдало автодром в аренду частной компании Nuerburgring Automotive GmbH (NAG), которой управляли коммерсанты Йорг Линднер и Кай Рихтер. NAG не просто арендовала трассу, но и проводила на ней всевозможные гонки – в том числе Гран-при Формулы-1. Чтобы привлечь на трибуны больше посетителей и заставить их тратить больше денег, Линднер и Рихтер составили амбициозный план по превращению трассы в многофункциональный досуговый центр. Рядом с гоночным комплексом возвели пятизвездочный отель, колесо обозрения и аттракционы – согласно бизнес-плану, такое соседство должно было привлечь обеспеченных клиентов и семьи с детьми.

Расчет не оправдался. Поклонники автоспорта привыкли приезжать на Нюрбургринг с палаткой и во время соревнований жить в кемпинге. Вместо дорогих ресторанов фанаты жарили сосиски на кострах, парки аттракционов также оставили гостей равнодушными. При этом на содержание и электроснабжение всей инфраструктуры приходилось тратить немалые деньги – а параллельно Линднер с Рихетром должны были выплачивать кредит, взятый на смелую модернизацию. Все закончилось банкротством Nuerburgring Automotive GmbH и поиском нового арендатора – правительство Рейнланд-Пфальца не обладало ни компетенцией, ни желанием проводить здесь гонки, а потому вариант с самостоятельной эксплуатацией Нюрбургринга не рассматривался изначально.


Лицензию NAG отозвали в 2012 году: с тех пор автодром несколько раз менял арендатора, оказываясь на пороге исключения из календаря Формулы-1. В разгар кризиса кто-то из местных политиков обмолвился о возможности закрыть трассу и распустить сотрудников, чтобы сэкономить бюджетные средства, не тратясь на заведомо убыточный проект. Эта идея вызвала бурю негодования среди местных жителей и поклонников автоспорта по всему миру. Энтузиасты запустили интернет-кампанию под названием «Спасите Ринг» («Save the Ring»), в которой призывали немецкие власти и бизнес объединиться, чтобы не допустить прекращения работы одной из самых старых и известных гоночных трасс Германии.

Нюрбургринг принимает Гран-при Германии Формулы-1 каждые два года.
Под давлением общественности власти Рейнланд-Пфальца поддержали трассу: в мае 2012 году арендаторам автодрома выделили прямую помощь из бюджета в размере 456 миллионов долларов. В течение лета компания-должник, затеявшая масштабную перестройку Нюрбургринга, в дополнение получила налоговые льготы, отсрочку по кредитным выплатам, а также несколько поручительских писем, где власти гарантировали надежность и платежеспособность арендаторов. Региональная администрация не учла одного: по закону все подобные действия должны согласовываться с вышестоящими органами Европейского Союза. Еврокомиссия начала расследование, после которого признала все выплаты, субсидии и налоговые послабления незаконными – вердикт, вынесенный 1 октября 2014 года, обязывает получателей помощи вернуть в немецкую казну 1,2 миллиарда евро. Проблема в том, что все ответчики давно признаны банкротами – то есть взыскивать долг уже не с кого.

В такой обстановке Рейнланд-Пфальц нанял компанию KPMG для проведения аукциона по продаже контракта NAG на долгосрочную аренду Нюрбургринга. Несмотря на то, что на протяжении последних пяти лет трасса приносила своим арендаторам только убытки, заявки на приобретение прав на автодром подали более сотни компаний. Среди претендентов фигурировал «Автомобильный клуб Германии» ADAC и даже генеральный промоутер Формулы-1 Берни Экклстоун. В итоге контракт почти достался европейскому подразделению инвестиционной компании HIG из Майами – но в последний момент аудиторы KPMG передумали.


Право обладать Нюрбургрингом выторговал консорциум в составе местной тюнинговой фирмы Getspeed и производителя запчастей Capricorn из Дюссельдорфа. Для выкупа контракта партнеры договорились создать совместное предприятие Capricorn Nurburgring: новообразованная компания должна была получить контроль над автодромом 1 января 2015 года. Две трети акций нового игрока принадлежали Capricorn, оставшуюся часть контролировал Getspeed. Руководителем объединенной компании назначили главу Getspeed и участника гоночной серии VLN Адама Осиеку. Сумма сделки составила 100 миллионов евро: за эти деньги бизнесмены получили 379 гектаров земли, на которой расположена трасса, те самые аттракционы и вся сопутствующая инфраструктура. Еще 25 миллионов евро Capricorn Nurburgring обязалась инвестировать в развитие гоночного комплекса.

Нюрбургринг работает круглогодично: проехать по знаменитой трассе может любой желающий.
Первую порцию стомиллионного платежа в размере всего 5 миллионов евро внесла Getspeed. Следующий транш до 31 октября 2014 года должна была перевести головная структура Capricorn – по неподтвержденной информации, речь шла о 77 миллионах евро. В конце сентября выяснилось, что денег у компании нет: для финансирования сделки глава Capricorn Робертино Вильд планировал взять у Deutsche Bank кредит, но банк отказался предоставлять средства. Тогда предприниматель попробовал заложить свою коллекцию картин – однако к тому времени она уже находилась в залоге, так что и здесь получить деньги не удалось.

С приближением обозначенной в соглашении даты 31 октября вероятность срыва контракта приблизилась к 100 процентам: аналитики уже заговорили о том, кого выберет KPMG после того, как Capricorn Nurburgring не выполнит обязательства. Все тот же инвестфонд HIG Capital, а также компания Technikkonzern Nexovation возобновили переговоры с продавцом – в этот самый момент на сцене возник Харитонин. Российский бизнесмен через подконтрольную ему фирму NH Holding просто выкупил долю Capricorn в объединенной компании и сразу же внес необходимый платеж. Поскольку юридическое лицо, с которым взаимодействует KPMG, не изменилось, сделка остается законной – изменение структуры собственников в Capricorn Nurburgring не должно привести к пересмотру соглашения. В целом, последствия от этой перестановки для самого Нюрбургринга пока неясны. Возможно, новый владелец сможет более щедро финансировать гоночный комплекс – во всяком случае, миллиардеру вряд ли потребуются кредиты для проведения обещанной 25-миллионной модернизации.


Несмотря на счастливое завершение истории, не все поклонники автогонок с теплом восприняли это известие. «Осуществился худший сценарий, - убежден
фанат Нюрбургринга и один из координаторов движения «Спасите Ринг» Майк Фризон. – Так много политиков и временных администраторов пообещали заботиться об автодроме, все были уверены, что трасса ни за что на свете не достанется какому-нибудь русскому олигарху. И что мы видим теперь».

Важный момент: Харитонину и Осиеке не придется расплачиваться с долгами предыдущих арендаторов. Постановление Еврокомиссии четко указывает, что ответственность за нецелевое расходование средств лежит на прежней администрации. Тем не менее, новым владельцам автодрома предстоит длинный путь, чтобы завоевать доверие местных жителей и болельщиков автоспорта – за последние два года Нюрбургринг слишком часто менял хозяев, чтобы фанаты смогли радоваться денежному владельцу из России.

Антон Погорельский
Фото: Red Bull / Marussia / facebook.com/nuerburgring / Global Look Press