Autonews
Статьи

Ямы и спорткары: как заставить водителей ехать медленнее

Картонные полицейские, дети весом 350 кг, страшные наклейки и другие способы повлиять на лихачей...
Грудь и спорткары: как заставить водителей ехать медленнее
Грудь и спорткары: как заставить водителей ехать медленнее 
В ближайшее время на обочинах московских дорог могут появиться фигурки детей – с таким предложением выступили депутаты городской думы. По замыслу авторов проекта, выполненные в натуральную величину картонные «дети» привлекут внимание водителей и заставят их снизить скорость. И, как следствие, уменьшат аварийность на столичных дорогах.

Идея не нова: за последнее десятилетие картонные фигурки устанавливали во многих регионах России и СНГ. В Кемерове пошли еще дальше: муляжи детей отлили в металле. Псевдодети массой 350 кг появились рядом с пешеходными переходами около школ.

Вместе с детьми объектом копирования часто становятся полицейские: фигуры стражей порядка то и дело появляются у дорог в разных уголках России и мира. При всей своей популярности установка манекенов – не единственный способ убедить водителей сбросить газ. В мире существует множество способов напомнить автовладельцам о скоростном режиме.

Приподнятые переходы


В Европе и США средствам принудительного снижения скорости на дороге посвящают научные работы: в специализированных организациях поиск оптимального решения идет десятилетиями. Так, совместные исследования Фонда Международной автомобильной федерации (FIA) и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) предлагают поднимать проезжую часть в зоне скопления пешеходов. Речь идет о платформах для пересечения дороги: в месте пешеходного перехода проезжая часть вырастает до уровня тротуара, после чего опускается обратно. Такой способ не только тормозит лихачей, но и создает безбарьерную среду для маломобильных и пожилых пешеходов: чем меньше ступеней на пути горожан, тем быстрее и безопасней они преодолеют дорогу.

Похожий способ – островки безопасности, возвышающиеся в центре опасных перекрестков. Даже при отсутствии пешеходов участки, приподнятые над общим уровнем дороги, заставят водителей объезжать препятствие по кругу, что автоматически приведет к снижению скорости.

FIA и ВОЗ также предлагают строить на дорогах «антикарманы»: вместо углублений проезжей части на дороге можно предусмотреть выступы тротуаров. Это затруднит проезд для лихачей и упростит переход через дорогу для пешеходов. Законопослушные водители при этом не пострадают: до и после выступов можно разместить парковочные места, так что ширина дороги на всем протяжении останется одинаковой.

Камеры фотофиксации


Если дорожных знаков и «умных тротуаров» недостаточно, ситуацию спасут видеокамеры. Камеры вешают над дорогами, предварительно предупреждая водителей о проверке: в случае превышения скорости или езды с непристегнутым ремнем безопасности автоматика зафиксирует нарушение и выпишет штраф.

Метод считается одним из наиболее действенных. Воспитательный эффект оказался настолько силен, что ради удешевления настоящие камеры стали заменять муляжами – и все равно водители поднимали ногу с педали газа, опасаясь возможных штрафов. В России камеры можно назвать одним из немногих работающих средств контроля за нарушителями: в отличие от инспектора ГИБДД, договориться с автоматикой невозможно, а неоплаченные штрафы могут помешать должнику выехать за границу.

Патруль на спорткарах


В Австралии и странах Персидского залива за нарушителем могут приехать и оштрафовать на месте: в распоряжении полиции есть по-настоящему быстрые автомобили, которые патрулируют улицы и ловят лихачей. Разумеется, закупка дорогих спорткаров – это ощутимая нагрузка на бюджет. В то же время наличие таких машин в автопарке обыкновенной полиции разом повышает ее авторитет и заставляет нарушителей трижды подумать, прежде чем лихачить на дорогах общего пользования: с быстрым патрулем шансы «просто уехать» минимальны.

Полицейские под прикрытием


Противоположный подход избрали в Европе. В Германии, Бельгии, Польше и других странах можно встретить неприметные машины без опознавательных знаков, внутри которых сидят полицейские и замеряют скорость всего, что движется. В случае нарушения инспекторы передают информацию своим коллегам в форме, и те выписывают штраф. О существовании полицейских под прикрытием знают все – это и помогает держать водителей под контролем. Зная, что в любой соседней машине может оказаться инспектор, водители становятся внимательнее – и нарушений оказывается меньше.

Эффект тоннеля и серпантина


Там, где не работают рациональные доводы, поможет подсознание. Исследования показывают: водители едут тем медленнее, чем уже им представляется ширина дорожного полотна. Таким образом, если засадить обочину деревьями, широкие кроны визуально уменьшат пригодную для движения полосу и заставят автолюбителей сбросить скорость.

Банальное сужение полос также может быть эффективным – в затратной графе останутся только расходы на дорожную разметку, в то время как список преимуществ окажется внушительным. Вместе с успокоением транспортного потока сужение полос способно повысить пропускную способность дороги без ее реконструкции.

Если же городские власти не хотят потворствовать росту автомобилизации, широкую дорогу можно превратить в серпантин. Для этого в европейских городах на асфальтах устанавливают клумбы и монтируют бордюры: ровные улицы превращаются в извилистые переулки, быстро проехать по которым становится невозможно. Вынужденные поворачивать влево-вправо водители усиливают внимательность, снижают скорость и учатся быстрее реагировать на препятствия.

Девушки топлес


Активистки движения Speed Bandits грудью встали на защиту правил дорожного движения: в Дании представительницы этого объединения выстраивались вдоль дорог и размахивали знаками ограничения скорости. Знаки заменили девушкам одежду – выше пояса сознательные датчанки были обнажены. Согласно подсчетам датского совета по безопасности на дорогах, в местах скопления Speed Bandits аварийность снизилась на 30 процентов: вместо стремления проехать быстрее водители тормозили, пытаясь получше рассмотреть послания девушек.

Ролик о Speed Bandits стал одним из наиболее быстро распространяющихся в 2007 года: в Дании утверждают, что таким способом водителей заставили задуматься о том, с какой скоростью они едут. После спада вирусной активности об «инспекторах» топлес на время забыли – возможно, датчане испугались, что с грудью в зоне видимости водители поедут слишком медленно.

Наклейки в виде ям


Факт, о котором не задумываются россияне: причиной превышения скорости и ДТП могут быть превосходные дороги. Если магистраль слишком хороша, у водителя возникает соблазн раскрутить спидометр и посмотреть, на что способен автомобиль. Для предотвращения подобного лихачества в Канаде наклеили на ровные дороги реалистичные фотографии ям: издалека подъезд к такому участку становился пугающим.

На самом деле, инициатива канадцев не имела с официальными властями ничего общего: кампанию затеял производитель подвесок Pioneer, для которого псевдоямы стали рекламным ходом. Тем не менее, вид разрушенного асфальта полюбился интернет-пользователям: после завершения рекламной кампании люди по всему миру начали рассуждать, смогут ли фотографии ям привести к снижению аварийности. Осталось дождаться, когда идею возьмут на вооружение в одной из стран с хорошими дорогами.

Азбука Брайля на дороге


Незнакомая российским водителям система продолжительных искусственных неровностей распространена в Соединенных Штатах, Южной Америке и некоторых странах Европы. Конструкция представляет собой совокупность продольных или поперечных полос, которые крепят прямо поверх асфальта. Полосы можно изготовить из резины или металла. Небольшая высота не позволит им повредить машину, но внушительная протяженность заставит водителя поднять ногу с педали газа – в противном случае автомобиль будет долго и нудно трясти. Система похожа на азбуку Брайля, разработанную для слепых – тактильная зона показывает, что в этом месте лучше не гнать.

Противники говорят о негативном воздействии на асфальт и незначительном снижении темпа – в среднем на таких участках водители сбрасывают от трех до 15 километров в час. В то же время, это позволяет повысить общий уровень внимательности на дороге: когда автовладелец знает, что его ждет длинный сектор неровной дороги, он невольно начнет активнее смотреть по сторонам и крепче держать руль.

Фиктивные «лежачие полицейские»


Ситуация с неровностями на дороге в России настолько хороша, что никакая азбука Брайля водителям не требуется. Вместо этого на дорогах страны все чаще появляются нарисованные «лежачие полицейские». На ровный участок дороги наносится разметка, обозначающая искусственную неровность – саму конструкцию при этом можно не устанавливать. Эффект от фиктивного «лежачего полицейского» не настолько очевиден, как от настоящего, зато психологический посыл остался на уровне: многие водители автоматически замедляются, если видят перед собой знакомую разметку.

Вунерфы


Вершина политики замедления водителей – создание общих зон, где на одном уровне оказываются велосипедисты, пешеходы и автовладельцы. Наибольшее распространение такие районы получили в Нидерландах: здесь их называют «вунерфы». Вунерф может быть площадью или улицей, размер здесь не главное. Ключевой особенностью является полное отсутствие разделителей – ни разметки, ни разных высот дорожного полотна, ни знаков. Обитатели вунерфа самостоятельно организуют свое движение так, чтобы никто никому не мешал: здесь спокойно уживаются скейтеры и мамы с колясками, а если кому-то нужно проехать на автомобиле, пешеходы могут разойтись и уступить ему дорогу.

Знание о том, что рядом постоянно ходят люди, работает лучше любых знаков и штрафов: у голландцев не возникает и мысли о том, что в вунерфе можно развить большую скорость.

Антон Погорельский
Фото: Getty Images