Гид по Гран-при России: как смотреть Формулу-1 в Сочи
Гид по Гран-при России: как смотреть Формулу-1 в Сочи
Статьи 9 октября 2014
Статьи 9 октября 2014
Гид по Гран-при России: как смотреть Формулу-1 в Сочи
В эти выходные главную гонку планеты будут смотреть даже те жители России, кто раньше не следил за ней никогда...
Гид по Гран-при России: как смотреть Формулу-1 в Сочи 
В эти выходные главную гонку планеты будут смотреть даже те жители России, кто раньше не следил за ней никогда – это первый этап Формулы-1 в нашей стране. Чтобы новички в мире Королевских гонок не запутались в происходящем в Сочи, Autonews.ru подготовил гид по российскому Гран-при.

Зрелище начинается в субботу

Если вам будут рассказывать про трехдневный формат уикенда Формулы-1, не верьте – настоящее веселье начинается за день до основной гонки. Включить телевизор нужно в субботу, 11 октября: в 15:00 стартует прямой эфир квалификации. Это своего рода отборочный тур, по итогам которого пилотов расставят по местам: самый быстрый получит право стартовать с первой позиции в воскресенье.

Сравнить квалификацию можно с бобслеем или легкой атлетикой: подобно бегунам и прыгунам, гонщики получают несколько попыток, за время которых они должны показать как можно более высокий результат. Одну из попыток вполне можно провалить, чтобы отыграться в следующей – но если пилот будет медленным в решающий момент, его оставят в конце стартового поля.

Обгонов здесь не будет, зато ошибаться гонщики могут где угодно: вероятность аварий на закованной в бетонные отбойники трассе в Сочи как никогда высока. Напряжение от лимитированного времени на заезд придаст квалификации драйва: судьба первого места решится в финальном отрезке длиной в 12 минут.

Квалификация поможет вам освоиться в мире Формулы-1, запомнить основных пилотов и узнать, кто за кем будет стартовать в воскресенье.

Главное – не проспать старт

Какой бы не получилась гонка в итоге, старт пропускать нельзя ни в коем случае. Десять лет назад старт был ключевым событием, который определял процентов 80 оставшегося заезда. Сейчас важность этой процедуры снизилась, но менее зрелищным он быть не перестал: вид 22 автомобилей, резко срывающихся с места и одновременно подлетающих к правому повороту, заворожит даже самого равнодушного к гонкам человека.

Архитекторы Сочи Автодрома постарались, чтобы первый круг не обошелся без инцидентов: чудовищно узкий первый поворот наверняка спровоцирует пару столкновений, а близость отбойников не позволит машинам вылетать без повреждений. Пару лет назад экс-пилот Формулы-1 Виталий Петров предрекал здесь большую аварию на старте – 12 октября в 15:00 мы сможем проверить точность его прогнозов.

DRS

DRS – это Drag Reduction System, то есть система снижения сопротивления воздуха. Включается это чудо на третьем круге: с этого момента гонщик, вплотную преследующий своего конкурента, сможет нажать на волшебную кнопку на руле и резко ускориться за счет опустившейся планки антикрыла. Устройство придумано для облегчения обгонов и действует безотказно – многие маневры были бы невозможны без этого чудо-механизма.

Зона DRS на Сочи Автодроме расположена в конце стартовой прямой и перед 11-м поворотом. Именно туда нужно смотреть в ожидании самых зрелищных моментов – в остальных местах расчетливые пилоты Формулы-1 вряд ли будут тратить время на бесплодные атаки конкурентов.

Полукруглый поворот

Вираж вокруг медальной площади – отличительная черта сочинской трассы. В этом месте гонщикам придется идти на полном газу, что не только приведет к повышенному износу резины, но и увеличит риск ошибки. Следовательно, ждем аварий и внезапных опережений.

При всей своей сложности дуга еще и давит на шею пилотов перегрузкой в 5g, причем воздействие идет с непривычной гонщикам стороны. Собственно, шея – это самый накачанный орган у пилотов Формулы-1, но даже опытным спортсменам здесь придется несладко: столь длинных левых поворотов современный чемпионат еще не видел. Чтобы представить, насколько тяжело здесь придется гонщикам, вообразите себя в центрифуге, вращающейся со скоростью 250 километров в час – и так полтора часа подряд.


Шины истираются очень быстро

Прогнозируемая тактика на гонку – два пит-стопа. Это означает, что гонщикам придется дважды сворачивать с трассы на пит-лейн, где механики поменяют им резину, протрут забрало шлема и выпустят обратно. Впрочем, характеристик сочинского асфальта не знает еще никто, так что мы не удивимся, если пилотам придется менять покрышки три, а то и четыре раза.

Монопольный поставщик чемпионата компания Pirelli привезла в Россию средний и мягкий тип резины: за время гонки спортсменам нужно обязательно использовать покрышки обоих составов. На практике это означает, что кто-то предпочтет стартовать на мягком комплекте, чтобы оттянуть отрезок на более жестких шинах на потом, а кто-то неизбежно выберет альтернативный вариант. Это приведет к тому, что одни пилоты будут быстрее в первой фазе гонки, тогда как другие раскатятся ближе к концу. Так что не расстраивайтесь, если ваш любимый пилот провалит старт и откатится в конец пелотона – вполне возможно, что так было задумано изначально, и в финальной стадии гонщик совершит рывок и разом отыграет много позиций. Такие случаи бывали неоднократно – спортсмены прорывались на подиум даже с 20-го места.

Драйва добавит сам непредсказуемый износ. Если шины действительно будут быстро терять сцепные свойства, преимущество получит тот, кто сумеет их сберечь – то есть тот парень, что всю гонку тащился как черепаха, а под финиш единственным сохранил покрышки в рабочем состоянии. Возможен и обратный вариант: слухи об абразивности асфальта могут оказаться сильно преувеличены, и тогда к победе приведет пилотаж на грани фола и беспардонное обращение с резиной. Какая тактика сыграет, не знает никто – болиды Формулы-1 в Сочи еще не ездили.


Засекайте времена пит-стопов

Какие там гонки – во время Гран-при России можно проводить соревнования механиков. Экипированные по последнему слову техники пит-бригады выглядят круче супергероев из комиксов – и, в отличие от последних, умеют менять колеса за две секунды.

Современные пит-стопы длятся от двух до трех секунд: за это время 22 человека успевают снять 4 отработанных покрышки, укатить их от машины и поставить на место новый комплект. Для такой скорости механики тренируются круглый год – и все равно на пит-стопах то и дело возникают нештатные ситуации с укатившимся колесом или плохо закрепленной гайкой.

Рекорды оспаривают команды Red Bull Racing, Ferrari и Mercedes AMG: представители гоночных коллективов утверждают, что на тренировках без камер их механики справляются с полной сменой колес за полторы секунды. В гоночных условиях такие показатели еще не показывали, но почему бы сочинской гонке не стать ареной для нового мирового рекорда?

За кого болеть

Любите выигрывать? Болейте за Mercedes AMG: у этих ребят непобедимая машина, которая на голову превосходит технику конкурентов. За победы в большинстве гонок бьются исключительно пилоты «Мерседеса» Льюис Хэмилтон и Нико Росберг.
Нравятся неожиданности? Тогда ваш выбор Red Bull Racing. Только эта команда выигрывала у Mercedes AMG в 2014 году, и если кто и способен навязать лидерам борьбу, то это пилоты «Красных быков» Себастьян Феттель и Дэниэл Риккардо. Остроту их соперничеству придает то, что Феттель – четырехкратный чемпион мира, а Риккардо проводит в команде первый сезон – и все равно превосходит напарника по очкам и по победам.


Поклонники Ferrari в рекомендациях не нуждаются, но если вы все же отважились сопереживать красным болидам, имейте в виду: шансов на победу очень и очень мало. Практически нет. В этом сезоне Ferrari не в лучшей форме, у болида слабый мотор, а машина лидера конюшни Фернандо Алонсо ломалась два раза в трех последних гонках. Кими Райкконен выступает еще печальнее – даже когда машина исправна, финн не всегда способен пробиться в очковую зону.

Для патриотично настроенных россиян сообщаем, что в пелотоне присутствует гражданин РФ Даниил Квят. Правда, вырос он в Италии и на итальянском говорит не хуже, чем на русском, но лицензия у него все равно российская – так что в случае его победы над подиумом заиграет отечественный гимн. Пока лучшим финишем Даниила остается девятое место: если в Сочи он сможет это повторить, будет неплохо.


Надейтесь на солнце

И последнее. Если в Сочи начнется ливень, гонка может не состояться вовсе: на трассе настолько слабый дренаж, что во время прошедшего месяцем ранее этапа чемпионата России вставшая на трассе вода привела к остановке заездов.

На любой другой трассе дождь действительно оживил бы пилотов, но в Сочи осадки будут просто опасны – после серьезной аварии на предыдущем Гран-при организаторы не позволят проводить гонку в сложных погодных условиях.

К счастью, прогноз на воскресенье обещает солнечный день, так что зрители Формулы-1 могут начинать готовиться к просмотру. До первого в истории Гран-при России осталось совсем немного.


Антон Погорельский
Фото: Mercedes/ Red Bull / Flickr.com/sochiautodrom
Комментарии