branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

В автобус по СТС. Как прошел день без автомобиля

Кто убеждает российских автомобилистов пересесть на общественный транспорт и что из этого получается...
В понедельник, 22 сентября, Россия присоединилась к международной кампании «День без автомобиля». В этот день водителей убеждают хотя бы на сутки отказаться от личной машины и пересесть на велосипед или общественный транспорт. В России акция проводится с 2005 года. За девять лет акивисты так и не смогли убедить автовладельцев присоединиться к пешеходам.

Первые дни без автомобиля прошли в Европе в 1970-х годах, а систематический характер акция носит с 1997 года, когда сразу несколько британских городов запустили кампанию синхронно. Через год к Соединенному Королевству присоединилась Франция, а с 2005 года в международном флеш-мобе участвует и Россия.

На официальном сайте организаторы акции называют себя «глобальным антимашинным движением» и призывают изменить отношение к городам. Помимо дня без автомобилей некоммерческая организация World Carfree Network выпускает ежемесячный журнал, проводит конференции, где вербует новых сторонников, и даже вручает кинонаграды , основываясь на том, насколько активно герои фильмов пропагандируют общественный транспорт.

В регионах воплощать идею дня без автомобилей взялись местные власти.
В Москве день без автомобиля проходит наиболее масштабно: в столице запустили акцию «На работу на велосипеде» с подарками для велосипедистов, провели «не-авто-шоу», а городской департамент транспорта вовсе закрыл служебную парковку – сотрудникам предложили воспользоваться общественным транспортом.

В регионах воплощать идею дня без автомобилей взялись местные власти. Так, мэр Казани добрался из дома на работу на метро, президент Татарстана – на велосипеде, а пермский градоначальник – на автобусе. Во многих городах автомобилистам разрешили проехать в общественном транспорте бесплатно: для этого водитель должен был предъявить кондуктору СТС на свою машину.

«Идея прекрасна тем, что способна показать человеку, что без автомобиля передвигаться по городу можно быстрее, чем за рулем, - считает директор агенства «Городские проекты» Вадим Гинзбург. – Благодаря дню без автомобиля горожане смогут задать себе вопрос: а не является ли ежедневная езда на машине просто дурацкой привычкой? Есть большое количество людей, которые просто не пробовали доезжать на работу на общественном транспорте – теперь они смогут понять, насколько это быстрее».

«По личному впечатлению могу сказать, что на дорогах машин меньше не стало».
Противников «Дня без автомобилей» не нашлось даже в Федерации автовладельцев России. В интервью Autonews.ru руководитель федерации Сергей Канаев признался, что среди его коллег нет недовольных этой акцией. Однако сам Канаев от личной машины не отказался. «В свое оправдание могу сказать, что хотел это сделать, но по работе мне пришлось выехать за пределы Москвы, и я все же воспользовался автомобилем, - рассказал Канаев. – По личному впечатлению могу сказать, что на дорогах машин меньше не стало».

По мнению аналитиков, главным недостатком «Дня без автомобилей» служит его нарочитая демонстративность – эксперты в один голос отмечают, что эпизодического отказа от машин 22 сентября недостаточно. «Подобные идеи нужно лучше доносить до граждан – только тогда можно будет увидеть эффект, - объяснил Гинзбург. – День без автомобиля необходимо устраивать не раз в год, а чаще. Городским же властям стоит ставить перед собой реальные цели».

«Если подходить системно, решить транспортные проблемы в городах можно только путем пересаживания людей с личных автомобилей на общественный транспорт. Мир не знает работающих решений, которые бы обеспечивали всех желающих ездой на собственных машинах, - продолжил директор «Городских проектов». – Пересаживание чиновников на общественный транспорт – отличная штука. Это решило бы массу вопросов. Большое число транспортных проблем не требует каких-то денежных вложений, а может быть исправлено простыми организационными решениями. Если бы российский чиновник почаще садился в трамвай и автобус, он бы принял эти решения сразу после того, как приехал на работу».

«Идея приживается тяжело. Если бы у властей было настоящее желание провести настоящий день без автомобиля, они могли бы показать это личным примером, - поддержал Гинзбурга Сергей Канаев. – Если бы сегодня мэр Москвы приказал абсолютно всем чиновникам Москвы передвигаться исключительно на общественном транспорте и пообещал бы уволить всех, кто не подчиниться – тогда это бы сработало. Но пока вы не показываете пример и не даете работающей альтернативы, вряд ли к вам кто-то прислушается».

Независимый сервис «Яндекс.Пробки» подтвердил выводы Канаева: в день без автомобилей в Москве остался прежний уровень пробок.

Антон Погорельский
Фото: Robert Harding / Global Look Press