branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

7 гонок, которые срывались в последний момент

До Гран-при России Формулы-1 мировой автоспорт видел несколько случаев внезапной отмены соревнований...
Первый в истории Формулы-1 Гран-при России запланирован на 12 октября 2014 года. Этап в Сочи включили в календарь международного первенства в прошлом году – задолго до начала военных действий на Украине. На волне востребованности российского рынка у глобальных спонсоров Формулы-1 генеральный промоутер гоночной серии Берни Экклстоун подписал с Владмиром Путиным семилетний контракт на проведение Гран-при. Организовать гонку поручили государственному ОАО «Центр Омега», а команды и автопроизводители предвкушали свой первый визит в Сочи: казалось, Гран-при России поможет поднять продажи сразу всем брендам, представленным в чемпионате.

Теперь сторонников визита в Сочи можно пересчитать по пальцам. Бойкотировать российский этап Формулы-1 требуют члены Европарламента, чиновники Международной автомобильной федерации , политологи и даже вице-премьер Великобритании Ник Клегг. Президент FIA Жан Тодт пока воздерживается от комментариев, но уже подумывает об отмене заезда: приезд в Россию во время политической напряженности вряд ли улучшит репутацию FIA в Европе.

Промоутеры Гран-при России регулярно говорят о подписанном контракте, однако в автоспорте было немало ситуаций, когда никакие договоры не помогали спасти гонку от неминуемой отмены.

Кубок наций A1 GP, сезон 2008-2009


Гоночная серия A1 Grand Prix существовала с 2005 по 2009 год и проводилась по уникальной для мира автоспорта концепции «одна машина – один флаг». Каждый участник представлял свою страну, личного зачета пилотов не существовало в принципе – все очки шли в копилку «национальной сборной». Чемпионат проходил по системе осень-весна, а все команды использовали одинаковые болиды Lola с мотором Zytec.

Проблемы начались, когда за разработку машин взялась Ferrari. Новый поставщик чемпионата не успел построить нужное количество шасси к дате первой гонки, и A1 GP пришлось отменить запланированный на сентябрь 2008-го этап в Мюджелло.

Следующей из календаря исчезла гонка в Индонезии. Уличный автодром в городе Тангеранг спроектировал знаменитый архитектор Герман Тильке, но это не помогло индонезийцам построить трассу в срок. Постоянные дожди сорвали график строительства и привели ко второй отмененной гонке за сезон – заезд в Тангеранге должен был состояться в фервале 2009-го.

Причиной третьей отмены стал свиной грипп: после вспышки этой болезни в Мексике Всемирная организация здравоохранения объявила ситуацию пандемией. Мексиканский раунд A1 GP попал под раздачу: намеченный на май 2009 года этап в столице страны Мехико пришлось отменить, чтобы не рисковать здоровьем гонщиков и представителей команд.

Этап WTCC в Мексике, 2010 год


И снова Мексика. В 2010 году причиной срыва гонки оказалось наводнение. Пострадал этап чемпионата мира по кузовным гонкам WTCC. Гонка должна была пройти в городе Пуэбла 11 апреля 2010 года – новость об отмене пришла всего за месяц до старта. К началу марта из-за дождей и оползней в стране погибли 40 человек: местные власти назвали ситуацию форс-мажором и отказались гарантировать безопасность зрителей на трибунах. FIA приняла объяснения и отменила гонку. Больше в Мексику серия WTCC не приезжала.

Гонка DTM в Китае, 2011 год


Немецкое кузовное первенство DTM мечтало о Китае долгие годы. Первая попытка закрепиться на азиатской земле произошла в 2004 году, когда в Шанхае провели незачетную гонку DTM. В сезоне-2010 организаторам, наконец, удалось договориться о полноценном этапе в Китае, но к 2011 году договоренности пошли прахом: гонку отменили.

Изначально гонку DTM по улицам Шанхая запланировали на начало ноября 2011 года. Затем свой календарь опубликовала конкурирующая серия WTCC – и выяснилось, что в тот же уикенд в провинции Гуандун на юге страны должен состояться этап чемпионата мира. Испугавшись конкуренции, руководители DTM попросили перенести гонку на неделю вперед. Китайцы отказались – и стороны не нашли ничего лучше, чем отменить заезд вовсе. К слову, гуандунская гонка WTCC также не состоялась: заезд перенесли на шанхайский автодром «Тянма». Так WTCC выдавил DTM из самого крупного города Китая.

Ралли-рейд «Дакар», 2008 год


Пожалуй, самый знаменитый случай отмены гонки в последний момент. До 2007 года ралли-рейд «Дакар» проходил в Африке каждый год, но перед началом марафона-2008 французские спецслужбы узнали о том, что лидеров гонки планируется похитить. Ячейки террористической группировки «Аль-Каида» из Мали и Мавритании планировали захватить наиболее богатых участников «Дакара», чтобы получить за них выкуп – учитывая то, что ралли-рейд проводится в районах пустыни Сахара разной степени безлюдности, вероятность предсказанного сценария оказалась весьма высока.

Гонку отменили в день открытия: все участники успели прибыть к месту старта и ожидали от устроителей скорее приветственных речей, чем сообщения «все кончено, отправляйтесь домой». Урок оказался усвоен: к 2009 году организаторы избавили гонщиков от риска, перенеся марафон в Южную Америку. Оставшиеся в Африке ралли-рейды проходят по территории более мирных Марокко и Сенегала.

Этапы WTCC в Аргентине и Бразилии, 2012-2013 годы


Чемпионат мира по кузовным гонкам WTCC удерживает своебразный рекорд по количеству переносов и отмен собственных заездов. После мексиканского инцидента-2010 в 2012-м серия отказалась от этапа в Аргентине: в календаре южноамериканский заезд стоял под звездочкой, так как организаторы до последнего не могли выбрать трассу. За пять месяцев до предполагаемой гонки страну мяса и вина заменили на Словакию.

Аргентина вернулась в гоночный график самым неожиданным образом: в 2013-м году заезд на южноамериканском автодроме «Термас де Рио Хондо» заменил собой другой отмененный этап – в Бразилии. Точные причины исчезновения бразильского этапа не были названы: в официальных сообщениях организаторы говорили о неких «логистических трудностях», причины которых так и остались тайной.

Гонка INDYCAR в Китае, 2011 год


Главная «формульная» серия Соединенных Штатов называется INDYCAR и редко покидает пределы родного континента: долгие годы единственным этапом чемпионата за пределами Америки была гонка в Японии. Ориентированных на американский рынок спонсоров INDYCAR такое положение, в целом, устраивало – единственным пожеланием был выход на китайский рынок. В 2011 году президент чемпионата Рэнди Бернард сделал то, о чем его просили: договорился о приходе INDYCAR в Китай.

Центром экспансии должен был стать портовый город Циндао: специально для INDYCAR здесь обещали построить самый большой гоночный овал в мире. Более того, до завершения работы над автодромом местные власти разрешили чемпионату соревноваться прямо на городских улицах. Дебютную гонку на временной трассе в Циндао запланировали на 19 августа 2012 года. Непривыкших к автоспорту болельщиков привлекали фестивалем пива, традиционно проходящем в городе в конце лета.

История закончилась очень быстро. В марте 2012 года на выборах мэра Циндао победил оппонент предыдущего градоначальника и ярый противник проведения гонки. Сначала он отказался от возведения овала, а затем избавился и от уличной гонки – мэру не хотелось совмещать импеарилистические соревнования с народным китайским праздником. Фиаско в Циндао стало одной из причин отставки Рэнди Бернарда, а современный INDYCAR не ездит даже в Японию: теперь все гонки «формульного» первенства сосредоточены в США и Канаде.

Гран-при Бахрейна Формулы-1, 2011 год


Специально для тех, кто не верит в возможность отмены сочинской гонки: три года назад Формула-1 уже отменяла Гран-при по политическим причинам. Дело было в Бахрейне, где местные шииты ополчились на правящее суннитское меньшинство и потребовали предоставить всем конфессиям равное представительство во власти. Все началось с мирных демонстраций, но вскоре переросло в погромы, драки и убийства. За неделю счет погибших пошел на десятки, после чего министерство иностранных дел Великобритании выпустило официальное заявление, где попросило своих граждан воздержаться от поездок в Бахрейн.

В числе прочего, опубликованный документ снимал со страховых компаний обязанность выплачивать компенсации за гибель или урон здоровью британских граждан, если в момент смерти или получения травмы те находились в Бахрейне. Лишившись страховки, зарегистрированные в Великобритании команды (а это 8 из 11 гоночных коллективов) оказались один на один с угрозой застрять в стране, охваченной революцией. Подвергать себя риску никто не хотел – и участники чемпионата заговорили о бойкоте. Де-факто, гонку в Бахрейне похоронило британское правительство.

Как и в случае с Россией, генеральный промоутер Формулы-1 Берни Экклстоун до последнего говорил о том, что Гран-при состоится – и самым последним признал, что приезжать в пылающую Манаму все же не стоит. Правящая монархия ближневосточного королевства попыталась сохранить лицо, взяв на себя ответственность за отмену гонки: о «добровольном» отказе от этапа объявил наследный принц Бахрейна шейх Салман бин Хамад Аль-Халифа.

В 2011 году из-за отмены гонки в Манаме Формула-1 потеряла 100 миллионов долларов. Потери Бахрейна составили 700 миллионов.

Антон Погорельский